Курсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессами
Курсовая работа: Муниципальная политика в сфере управления демографическими процессами
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы демографической
политики
1.1 Сущность демографической политики
1.2 Цели и задачи демографической политики
ГЛАВА II. Механизм реализации социально-демографической политики
на муниципальном уровне
2.1 Социально-экономические факторы демографического
развития.
2.2 Меры по реализации социально-демографической политики на
муниципальном уровне
ГЛАВА III. Роль и задачи органов муниципального управления в
сфере регулирования социально-демографических процессов на примере Козловского
района Чувашской Республики
3.1 Основные направления демографического развития Козловского
района Чувашской Республики
3.2 Перспективы решения демографических проблем в Козловском
районе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Российские социологи и
демографы в течение последних десятилетий отмечают, и необходимость принятия
эффективных мер в сфере семейно-демографической политики. В настоящее время это
признано и руководством страны. Проблемы семьи и демографии были обозначены как
приоритеты политики государства. Эта тема имеет большое значение и в Чувашской
Республике. Президент ЧР Н.В.Федоров в Послании Госсовету ЧР особое внимание
уделил именно проблемам рождаемости и укрепления семьи. Президент и
Правительство Российской Федерации также уделяют демографическим процессам
особо приоритетное внимание. До последнего времени управление развитием
народонаселения в России осуществлялось на основе выработки решений,
ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывались
территориальные различия, этнические особенности демографических процессов,
структура и семейно-брачные отношения населения. Между тем территориальный
аспект изучения демографических проблем приобретает большое значение, так как
процессы воспроизводства и миграции народонаселения значительно
дифференцированы. Поэтому при реализации концепции демографической политики
необходимо учитывать значительные различия в демографической ситуации регионов
России и особенности отдельных муниципальных образований. В связи с этим особую
актуальность приобретает анализ демографической ситуации на уровне
муниципальных образований и формирования демографической политики, исходя из
различий в ситуации.
Целью нашего исследования
является анализ особенностей реализации демографической политики на
муниципальном уровне и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для
достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и
методы демографической политики;
- проанализировать
особенности демографической политики на муниципальном уровне;
- оценить роль и задачи
местных органов управления в сфере регулирования социально-демографических
процессов на примере Козловского района Чувашской Республики и разработать
рекомендации по совершенствованию мер демографической политики на муниципальном
уровне.
Глава I. Теоретико-методологические основы
демографической политики
1.1 Сущность демографической политики
Кризисные явления
последних лет в России нашли свое проявление на фоне общих для всех стран
тенденций в демографическом развитии. В России образовалась специфическая
структура населения, которая в условиях острого экономического и политического
кризиса, инерционности процессов демографического развития в условиях острого
политического и экономического кризиса оказывает блокирующее воздействие на
социально-экономические преобразования. Все это привело к глубокому снижению
уровня рождаемости и резкому скачку смертности и смене режима воспроизводства
от патриархальной многодетной семьи к современной малодетной. В этих условиях
становится необходимой стабилизация демографической ситуации посредством
демографической политики.
Под демографической
политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и
иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства
населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для
общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в
области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений,
динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и
внешней миграции, качественных характеристик населения. В задачи федерального
уровня власти входит установление основ государственной демографической
политики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическими
процессами, разработка федеральных программ по улучшению демографической
ситуации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной демографической политики
с учетом с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливают
региональные стандарты и нормы. Муниципальный уровень призван конкретизировать
методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной
и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных
территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных
к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных
услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. На
основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут
разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного
муниципального образования.
Структура демографической
политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших
и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и
разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи
демографической политики формулируются, как правило, в политических программах
и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых
программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных
органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих
введение новых или развитие действующих мер политики.
Целью демографической
политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности
населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.
Значимость социально-демографической
сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики
государства, которая своими действиями смягчает негативные процессы сокращения
населения. Государственное регулирование социально-демографических процессов,
будучи одной из предпосылок развития общества выступает в качестве важнейшей
составляющей социально-экономической политики государства.
Выполнение функций по
регулированию социально-демографических процессов, возложенных на государство,
осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на
уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Именно четкая стратегия
управления социально-демографическими процессами обеспечивает решение
экономических и социальных задач развития общества.
Управление
социально-демографическими процессами на всех уровнях власти является сложной
комплексной системой. Комплексная система социально-демографической политики -
деятельность государства, общества по согласованию интересов различных
социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере регулирования
социально-демографических процессов.
Одной из главных задач
органов местного самоуправления является формирования и реализация
муниципальной социально-демографической политики.
Муниципальная социальная
политика строится в русле социально социально-демографической политики
государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую
очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную
социально-демографическую политику реализуются как собственные полномочия
местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень
государственные полномочия в сфере регулирования социально-демографических
процессов.
Управление социальной
сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном,
региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в
соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
Таким образом,
муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения
социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального
образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной
политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти.
Человек выступает в
муниципальном управлении в трех ролях:
- человек как цель
управления;
- человек как объект
управления;
- человек как источник
власти
Под человеческим
потенциалом понимается совокупность физических, духовных культурных и иных
качеств человека и населения в целом в муниципальном образовании, а под
человеческим ресурсом – совокупность свойств людей, необходимых для
воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для
обеспечения самоуправления населения. Основной целью муниципального образования
является повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала,
приращение человеческого капитала.
Основными направлениями
развития человеческого потенциала на местном уровне являются
- обеспечение здоровья
человека;
- образование;
- культура;
- социальная защита
отдельных групп населения;
- работа с молодежью.
Ориентация на развитие
человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни
населения должно быть поселение как самоценность человека, как среда обитания и
общения.
1.2 Цели и задачи демографической
политики
В общем виде цели
демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима
воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области
динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости,
смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции,
качественных характеристик населения. Цели могут быть заданы в виде целевого
требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы
показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей
демографической политики.
Демографическую политику
нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и
расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы
обусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики.
Принципиальная
особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику
демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое
поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора
профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики
воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих
специфику демографического поведения, так и на создание условий для их
реализации. Объектами демографической политики могут быть население страны в
целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты
населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Основные направления
демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми,
создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной
деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение
продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения,
регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти
направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной
политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение,
профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг,
социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных, демографическая
политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую
политику.
Задачами демографической
политики Российской Федерации являются:
в области укрепления
здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
• увеличение ожидаемой
продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения
преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в
младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
• улучшение
репродуктивного здоровья населения;
• увеличение
продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости,
травматизма и инвалидности;
• улучшение качества
жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для
реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи:
• создание предпосылок
для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно
малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
• всестороннее укрепление
института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее
нормальной социализации;
• создание условий для
самореализации молодежи;
• социальная защита и
материальное поощрение ответственного родительства.
• В области укрепления
здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие
приоритеты:
• укрепление состояния
здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования
профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения,
алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
• сохранение
репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и
лечебно-диагностической помощи;
• улучшение состояния
здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет
профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему
выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных
болезней;
• сохранение здоровья
пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых,
онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.
В проведении
профилактической работы необходимо скоординировать действия органов
исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и
религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого
населения.
Важнейшей задачей
является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование
здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо
активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в
том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду
здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической
культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и
молодежи).
В области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
• ориентация системы
общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с
несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при
формировании и реализации социальной политики;
• создание условий для
жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания
нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от
малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь,
путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
• обеспечение работникам,
имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с
выполнением семейных обязанностей;
• повышение
воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем
формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и
рождение двух и более детей;
• формирование
общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и
более детьми, в первую очередь молодой семьи;
• разработка и реализация
стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их
семейного обустройства.
Таким образом, необходимо
проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни
населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление
потенциала семей, поддержку молодых семей, в которой должны быть задействованы
все уровни государственного управления.
управление демография
муниципальная политика
Глава II. Механизм реализации
социально-демографической политики на муниципальном уровне
2.1 Социально-экономические факторы
демографического развития
Анализ современной
демографической ситуации Чувашской Республики показал, что основные проблемы
развития населения региона сходны с общероссийскими: низкий уровень
рождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населения; высокий
уровень смертности, особенно у населения трудоспособного возраста, в первую
очередь мужчин; сокращение продолжительности предстоящей жизни и большой ее
разрыв между мужчинами и женщинами; миграционный отток трудоспособного и в том
числе квалифицированного населения; рост неустойчивости семьи, уменьшение ее
среднего размера в связи с распространением малодетности; постарение населения
и повышение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. На уровне
муниципальных образовании эта ситуация дифференцирована: некоторые
муниципальные районы Чувашской Республики имеют тенденцию к стабилизации
демографической ситуации, в других же, напротив, ситуация с низким уровнем
рождаемости и высоким смертности приобретает довольно острый характер. Очевидно
одно – демографическая ситуация на уровне отдельных муниципальных образований
требует тщательного анализа факторов демографического развития, степени их
влияния и способов решения проблем, исходя из местных особенностей.
Анализируя
демографическую ситуацию в целом по республике, можно прийти к выводу, что
определяющее значение на процессы воспроизводства населения оказывают
социально-экономические факторы.
Анализ ситуации
показывает, что молодые семьи республики нуждаются в поддержке, так как
обладают минимальной экономической самостоятельностью. Прежде всего, речь идет
о материальной и жилищной неустроенности молодых семей, а также невозможности
форсированного роста доходов, который бы позволил обеспечить возрастающие
потребности, особенно при рождении ребенка. В этой связи поддержка со стороны
государства остается необходимой компонентой обеспечения благополучия и устойчивости
молодых семей, при этом существующий уровень государственной помощи оценивается
как неудовлетворительный.
В настоящее время
отмечается высокий потенциал миграции. Из определяющих причин выезда за пределы
республики чаще всего указывались варианты: низкий уровень заработной платы,
отсутствие социальных перспектив, материальная и жилищная неустроенность.
Следует подчеркнуть, что
большинство потенциальных мигрантов хотели бы, потом вернуться в Чувашию. Также
важно отметить, что возможность остаться в республике прямо увязывается с
решением проблемы низких зарплат и высокой безработицы.
Наибольшее влияние на
современные демографические процессы в факторы социально-экономического
развития оказывают, прежде всего, такие характеристики уровня жизни, которые
играют заметную роль в формировании региональной демографической ситуации. Так
недостаточная обеспеченность жильем в сочетании с низкими доходами большей
части жителей республики, а также невысокие темпы роста экономики с высокой
долей убыточных предприятий и организаций оказывают негативное влияние на характер
воспроизводства населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|