рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Курсовая работа: Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Факультет военного обучения

Кафедра организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

«Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера»


Москва, 2008 г.


Оглавление

Введение

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий

Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных катастрофах

Основы медико-санитарного обеспечения при автотранспортных катастрофах

Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов

Медицинское обеспечение при взрывах

Заключение

Литература


Введение

История развития земной цивилизации связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб.

Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века.

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов их последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения, уделять серьезное внимание вопросам медицинского обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий

Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами лечебно-профилактических учреждений, максимально приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы природного происхождения.

Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так называемые бригады быстрого реагирования (ББР), которые должны быть созданы на базе лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих потенциально опасные объекты, или центральных городских (районных) лечебно-профилактических учреждений в местах, где возможны стихийные бедствия. В состав ББР для оказания ЭМП при радиационных авариях входят врач-радиолог (2), врач-гематолог лаборант (1), физик-дозиметрист (2), гигиенист-гематолог (1). Организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое их обеспечение осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР.

Основная задача бригад – оказание экстренной медицинской помощи пораженным, госпитализация их в специализированные местные, региональные или центральные лечебные учреждения. Если сил и средств местных органов здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР региональных и центральных служб ЭМП.

Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций экстренной и планово-консультативной помощи республиканских (в составе России), краевых и областных больниц. Их организационно-штатная структура зависит от количества и характера радиационно-опасных объектов в обслуживаемом районе с учетом экономических, климатических, климатогеографических, экологических и других особенностей. Первичным звеном службы ЭМП регионального центра являются ББР такого же состава и структуры, что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП, особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных превосходят возможности местных служб ЭМП.

На региональные центры возлагается:

I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) – прогнозирование медико-экологических последствий возможных радиационных аварий в регионе: взаимодействие с ведомственными медицинскими службами, органами госсаннадзора, администрацией потенциально опасных объектов, формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и другого имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей эвакуации пораженных и населения в случае поступления в окружающую среду значительных количеств радиоактивных веществ; проверка готовности личного состава ББР и специализированных лечебно-профилактических учреждений к эвакуации пострадавших.

2. При возникновении чрезвычайных ситуаций – направление к месту происшествия ответственных представителей регионального центра и ББР (если же авария произошла на объекте, расположенном в одном из городов региона, то к выезду готовится ББР);

обеспечение постоянной связи с объектом и представление донесений в вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Головным учреждением Российской Федерации по вопросам организации и оказания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными поражениями, является Специализированный научно-практический. центр экстренной медицинской помощи (СЦЭМП) «Защита», который возложенные на него задачи, решает через региональные центры. ББР и выездной автономный госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных модулях. В структуру центра наряду с практическими входят научные подразделения, обеспечивающие разработку новых и совершенствование существующих методов и средств оказания экстренной медицинской помощи при радиационных авариях, подготовку нормативно-методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП, обоснование системы медико-гигиенических мероприятий по предупреждению таких катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.

Для решения вопроса о привлечении дополнительных сил и средств используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП «Защита» в оказании экстренной медико-санитарной помощи при радиационных авариях, согласно которой выделяется пять уровней вмешательства.

В ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

– облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:

– комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений, опасные для жизни;

– выброс в окружающую среду радиоактивных материалов в количествах, требующих чрезвычайных мер по «Защите населения;

– число пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, более 50 человек.

Тип аварии:

– аварии на ядерно-энергетических установках (ЯЭУ), соответствующие 7–5‑му уровням шкалы МАГАТЭ (INES) радиационных аварий на АЭС;

– серьезные аварии при транспортировании радиоактивных материалов (ядерное топливо, радиоактивные отходы);

– аварии на хранилищах высокоактивных отходов;

– серьезные аварии на судовых ЯЭУ при нахождении судна в порту.

Характер участия:

– частичное или полное развертывание ВАГ;

– усиление ВАГ дополнительно ББР СЦЭМП;

– привлечение ББР базовых центров и медико-санитарных частей (МСЧ);

– привлечение специализированной клиники.

Основные функции:

– оценка радиационной обстановки на аварийном объекте и прилегающей территории;

– диагностика поражения и медицинская сортировка пострадавших;

– оказание неотложной и специализированной медицинской помощи;

– организация эвакуации пострадавших для лечения в специализированном стационаре;

– участие в мероприятиях по обследованию персонала объекта и населения;

– участие в санитарно-гигиенических мероприятиях;

– участие в мероприятиях по предупреждению дальнейшего переоблучения персонала и населения;

– сопровождение пострадавших в специализированный стационар.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

– облучение персонала в дозах свыше 1 Гр;

– загрязнение помещений, поверхностей оборудования;

– возможность травматических и других повреждений, требующих оказания неотложной медицинской помощи;

– число пострадавших, требующих оказания специализированной и других видов медицинской помощи, не превышает 50 человек.


Тип аварии:

– аварии на ЯЭУ, соответствующие 5–4‑му уровням шкалы МАГАТЭ;

– транспортные аварии:

– аварии на хранилищах радиоактивных отходов;

– аварии на судовых-ЯЭУ;

– аварии на отдельных технологических участках производства и в исследовательских лабораториях, связанных с производством или Использованием радиоактивных материалов;

– разгерметизация и выход из-под контроля закрытых радиоактивных источников, содержащих значительные количества того или иного радиоактивного элемента (изотопа).

Характер участия:

– частичное развертывание, отделений ВАГ (в основном приемно-сортировочного отделения, санпропускника и амбулаторно-поликлинического отделения);

– участие ББР базового центра;

– при необходимости участие специализированной клиники. –

Основные функции:

– те же, что и при 5‑м уровне вмешательства. но при условии меньшего числа пострадавших:

– оказание неотложной и специализированной медицинской помощи требуется в основном персоналу объекта;

– здоровье населения, как правило, находится вне опасности.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

– облучение персонала в перерасчете на облучение всего организма в дозах 0,5–1.0 Гр

и ниже;

– наличие или возможность высоких доз локального облучения;

– наличие внутреннего облучения;

– высокие уровни загрязнения кожного покрова;

– радиоактивное загрязнение помещений и оборудования участка производства, а также прилегающей к нему производственной территории;

– возможное число пострадавших, требующих медицинской помощи, не более 15–20 человек.

Тип аварии:

– аварии и события на ЯЭУ, соответствующие 3‑му уровню и ниже шкалы МАГАТЭ:

– аварии на отдельных технологических участках производства, промышленных и исследовательских лабораторий, связанных с обращением и хранением радиоактивных материалов;

– аварии с радиоактивными источниками, связанные с их разгерметизацией.

Характер участия:

– участие ББР – регионального, базового центра:

– привлечение к работам специалистов СЦЭМП и других организаций;

– ограниченное участие специализированного стационара, в основном для уточнения диагноза и проведения детальных исследований.

Основные функции:

– оценка характера аварии и         радиационной обстановки;

– проведение экспрессного дозиметрического обследования людей, подвергшихся воздействию радиационного фактора;

– подготовка заключения о необходимости дальнейшего обследования и лечения в условиях специализированного стационара;

– участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению дальнейшего возможного переоблучения персонала и ликвидации последствий аварии.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

облучение ограниченного числа работников (менее 15 человек) в дозах 0,25–0,5 Гр;

– радиоактивное загрязнение ограниченного числа помещений и оборудования участка производства;

– выброс (сброс) в окружающую среду радионуклидов в количествах, несколько превышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).

Тип аварии:

те же типы аварий, что приняты для 3‑го уровня вмешательства СЦЭМП.

Характер участия:

– возможное участие ББР и регионального базового центра;

– привлечение к работам специалистов СЦЭМП.

Основные функции:

– проведение в ограниченном объеме (или выборочных) исследований по оценке радиационной обстановки и условий облучения;

– осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки внутреннего загрязнения и доз облучения;

– участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

– единичные случаи облучения персонала в дозах, превышающих ПДВ;

– загрязнение радиоактивными материалами участков производства;

– обнаружение радиоактивных источников или локальных участков загрязнения территории.

Тип аварии:

нарушение правил эксплуатации установок или других устройств, связанных с выходом ионизирующих излучений;

– нарушение правил эксплуатации и хранения открытых и закрытых радиоактивных источников.

Характер участия:

– участие специалистов СЦЭМП или базового центра в расследовании по случаю аварии или инцидента;

– проведение консультаций;

– подготовка экспертных заключений.

Основные функции:

– участие в организации и проведении расследования по случаю аварии или инцидента;

– анализ и оценка собранной информации;

– подготовка заключения и рекомендаций.

В реальных условиях влияние радиации обычно сочетается с воздействием токсических и иных нерадиационных факторов (ожог, травма, отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота, фтора, концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженым оказывают экстренную доврачебную и врачебную помощь. Затем осуществляют мероприятия квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в острый период; динамическое медицинское наблюдение в отдаленные сроки; общие и специфические лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; рациональное трудоустройство на основе экспертного заключения.

Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при остром отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах, превышающих 1 Гр, а также при локальном облучении (конечностей) в дозе 10 Гр. Оказание экстренной доврачебной помощи проводят силами предприятия (учреждения, лаборатории), на котором возникла авария, с использованием специализированных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а врачебной помощи силами ББР на здравпункте, в центральной районной или городской больнице, обслуживающей данный контингент. Пострадавших не позднее чем через 1 -3 ч госпитализируют для медицинского обследования и специализированного лечения в полном объеме.

Врачебную помощь при острых отравлениях радионуклидами осуществляют в возможно короткие сроки с момента происшествия (минуты, часы). Она включает проверку эффективности мер, принятых при оказании доврачебной помощи, с корректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на предыдущем этапе. Экстренную медицинскую помощь при внешнем облучении в дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в специализированном учреждении в зависимости от предполагаемой тяжести и клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации экстренной медицинской помощи при радиационных авариях.

Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях при железнодорожных катастрофах

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:

– естественный физический износ технических средств

– нарушение правил эксплуатации

– увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств

– рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил личной безопасности.

Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.

Оперативное реагирование на ЧС

Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Поэтому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандартные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факторов, влияющих как на масштабы последствий железнодорожных крушений и аварий, так и на характер и объем оказываемой медицинской помощи.
Основными из них являются:

·  значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских платформах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;

·  особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;

·  необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевременно и в должном объеме;

·  необходимость оказания экстренной медицинской помощи в неблагоприятных местных географических и ландшафтных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местности и объектов в результате аварийных ситуаций с химическими и радиоактивными опасными грузами.

Особенности медико-тактической обстановки при железнодорожных авариях должны учитываться при планировании адекватных мероприятий на случай ЧС. Их эффективность существенно повышается при проведении прогностической оценки медико-санитарных последствий типовых вариантов ЧС, учете реальных возможностей задействования собственных медицинских сил, средств и соотнесения этих возможностей с потребностями в них для ликвидации последствий различных по масштабам и характеру ЧС, заблаговременном решении вопросов взаимодействия с соответствующими формированиями и учреждениями службы медицины катастроф.

Организация ликвидации последствий ЧС

На этапе первичной информации о ЧС (посредством поездной, перегонной, межстанционной, служебной диспетчерской и других видов связи), если в ней есть сведения о столкновении или сходе пассажирского подвижного состава, осуществляется немедленный выезд к месту происшествия мобильных медицинских сил и средств, формируемых на базе линейных, узловых и отделенческих больниц. Именно на них возлагается ответственность за передачу своевременной медицинской информации в вышестоящие органы о наличии и численности пострадавших, характере и тяжести поражений.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.