Дипломная работа: Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста
Дипломная работа: Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Департамент
образования, культуры и спорта Орловской области
Управление
образования и молодежной политики
Областное
государственное образовательное учреждение
Выпускная
квалификационная работа
Особенности организма и адаптации к физическим
нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста
Орел-2010
школьный адаптация физическая тренировка
Введение
1. Физиологические особенности нервной системы, высшей
нервной деятельности и сенсорных систем
1.1 Развитие нервной системы
1.2 Развитие сенсорных систем
2. Физическое развитие детей среднего и старшего школьного
возраста
2.1 Особенности крови, кровообращения, дыхания
2.2 Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы
3. Физиологические особенности адаптации детей среднего и
старшего школьного возраста к физическим нагрузкам
3.1 Совершенствование центральной регуляции движений
3.2 Развитие физических качеств
3.3 Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций
вегетативных систем на физические нагрузки
4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций
организма и динамику работоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Жизненный цикл человека после рождения
делится на отдельные возрастные периоды, то
есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями
- функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная
периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов,
их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции,
степень полового созревания, развитие мышечной силы.
С учётом количественных и качественных
изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
До 10 дней - новорожденный, до 1
года - грудной, до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет — первое детство, до 12 лет
у мальчиков и до 11 лет у девочек - подростковый, до 20-2] года - юношеский, до
35 лет - первый зрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин - второй зрелый, до
75 лет - пожилой, до 90 лет - старческий, после 90 лет - все люди долгожители. В
связи с тем, что важным этапом в жизни каждого человека является обучение в школе,
выделяют следующие периоды: дошкольный - до 7 лет, младший школьный
- до 10 лет, средний до 14 лет, старший
школьный - до 17 лет. Особо отличают период полового созревания (переходный или
пубертатный). Различают 2 фазы этого периода. В этот период происходит существенная
гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное
ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление
при нагрузках, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность
эмоции и поведения.
В ходе развития наблюдаются определённые
периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста.
Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный
рост длины тела происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Речь
формируется до 3-х лет, речевая регуляция движений
с 4-х лет, в 6 лет начинается смена зубов, основные позы осваиваются до 1 года,
а основной фонд движений закладывается до 3-х лет, после 14 лет нарастает вес тела
и вес сердца, до 12 лет формируется иммунитет. В головном мозге происходит формирование
полей коры больших полушарий: первичных - в первые годы жизни, вторичных (зон опознания
и осмысления информации) до 5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозирования и формирования
программ поведения) функционально развиваются до 1 8-20 лет.
В
связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения
детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности
развития учитываются в законодательстве - возможность вступить в брак, получить
работу, нести ответственность за поступки.
Знание
основных закономерностей возрастной периодизации необходимы всем педагогам, в том
числе школьным учителям физкультуры.
Изучением
возрастных особенностей детского организма занимались учёные А.Ухтомский, И.Введенский,
П.Анохин, П.Лесфгат и другие.
Систематические
занятия физическими упражнениями обычно
начинаются
в школьном возрасте. Занятия физкультурой оказывают существенное влияние на развитие
организма ребёнка, особенно на опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую
системы. Важно правильно организовать занятия, правильно выбрать интенсивность нагрузок,
с учётом возрастных особенностей.
Такие
занятия улучшают функциональное развитие, повышают работоспособность, сохраняют
и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает внимание изучение вопроса возрастных
особенностей организма детей.
Объектом
работы являются анатомо-физиологические особенности детского организма.
Предмет
работы - физиологические особенности организма детей среднего и старшего
школьного возраста.
Цель работы - изучить особенности
развития детей среднего и старшего школьного возраста. Для достижения поставленной
цели необходимо решение следующих задач:
1.
Изучить литературу по данному вопросу;
2.
Определить особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста;
3.
Рассмотреть физиологические особенности урока физической культуры в школе.
Поставленные задачи и специфика предмета
исследования обусловили использование в работе следующих методов:
1.
Сравнения и анализа литературы;
2.
Описательного.
Основой исследования меняются труды
ученых В.В. Васильевой, А.С. Солодкова, Ю.А. Ермолаева.
1. Физиологические
особенности нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем
1.1 Развитие нервной системы
В среднем и старшем школьном возрасте
значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой
зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза
у юношей и в 3 раза у девушек.
До 13-15летпродолжается развитие
промежуточного мозга. Происходит рост объема нервных волокон таламуса, дифференцирование
ядер гипоталамуса. К 15-летнему возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.
В коре больших полушарий общая длина
борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры в 3 раза. У подростков
заканчивается процесс миелинизации нервных путей.
Период с 9 до 12 лет характеризуется
резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом
за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную
основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.
В возрасте 10-12 лет усиливаются
тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому
типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий
и подчиненной ролью подкорки.
В ЭЭГ к 10- 12-летнему возрасту устанавливается
взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых
потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным
распределения ритмической активности по поверхности коры.
При различных видах деятельности
с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируется резкое возрастание пространственной
синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними
функциональных взаимосвязей. Создается функциональная основа для системных процессов
в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных
сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. У 13-летних подростков
существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений,
повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у
них достоверно сокращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему
возрасту, но еще не достигает взрослых величин.
Помехоустойчивость поведенческих
реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет.
Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически
и мало изменяется в процессе тренировки.
Плавное улучшение мозговых процессов
у подростков нарушается номере вступления их в период полового созревания - у девочек
в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных
влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное
возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает
активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови.
Ухудшается кровоснабжение мозга. Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики
возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают
память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным
и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения
- временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка
ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается
значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения высшей нервной
деятельности - нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование
условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Наблюдаются
расстройства сна.
Снижение контролирующих влияний коры
на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков,
которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам.
Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, употреблению алкоголя,
приему наркотиков. Особенно возрастает контингент зараженных вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ) и страдающих вследствие этого СПИДом (синдромом приобретенного иммунодефицита).
Систематический прием сильнодействующих наркотиков приводит к смертельному исходу
уже через 4 года после начала приема. Наибольшая частота смертей регистрируется
у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших
СПИДом. Возросшее количество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленного
внимания для профилактики и контроля этого состояния. Одним из важнейших средств
профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом.
Гормональные и структурные перестройки
переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости.
С окончанием этого периода перестроек
в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая
роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения
с ведущей ролью коры. » Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются
процессы высшей нервной деятельности.
Переход от возраста подростков к
юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью переднелобных третичных полей и
переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит
к значительному совершенствованию абстрактно-логического мышления, развитию второй
сигнальной системы и процессов экстраполяции.
Деятельность ЦНС вплотную приближается
к взрослому уровню. Однако еще отличается меньшими функциональными резервами, более
низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.
1.2 Развитие сенсорных систем
В среднем школьном возрасте (к 12-14
годам) в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система уже
в 10-12-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. К этому моменту совершенствуются
функции ее коркового представительства, развивается система все более сложных нейронов-детекторов,
обеспечивающих высокий уровень зрительного восприятия, обогащаются межцентральные
взаимосвязи зрительных центров с другими зонами коры, позволяя интегрировать зрительные
впечатления в общую систему регуляции поведения. В затылочной области коры, где
находятся проекции первичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-активности
ЭЭГ.
Глаза становятся соразмерными, т.
е. длина зрительной оси глаза теперь соответствует преломляющей силе и фокусирование
лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает.
Вместе с тем, благодаря чрезвычайно высокой эластичности хрусталика, дети могут
четко видеть предметы на близком расстоянии. Ближайшая точка ясного видения у школьников
понемногу отодвигается, но привычка рассматривать мелкие предметы с близкого расстояния
может постепенно привести развитию близорукости. Длина глазного яблока в этих условиях
продолжаете возрастом и дальше увеличиваться. Этому способствуют чтение на близком
расстоянии от книги, чтение лежа, а также систематическая работа с мелкими предметами.
Чтение или работа на близком расстоянии составляют на уроках в среднем и старшем
школьном возрасте от 65 до 90% учебного времени. Длительное напряжение глазо-двигательных
мышц сдавливает глазное яблоко, упрощая и удлиняя его. Фокусирование лучей происходит
перед сетчаткой, а изображение на сетчатке оказывается расплывчатым. Для профилактики
этих явлений необходимо соблюдать правильную рабочую позу, читать при достаточном
освещении, предохранять глаза от переутомления.
У подростка заметно повышается острота
зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется
различение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает развиваться до 16-17 лет,
когда оно достигает конечных величин, а свето-чувствительность увеличивается до
20-летнего возраста.
Пропускная способность зрительной
сенсорной системы растет с возрастом (табл. 1), уже к 10-11-летнему возрасту соответствуя
взрослому уровню (около 2-4 бит/с). У девочек поле зрения и пропускная способность
больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже.
Скорость и четкость зрительных восприятий
отражается в показателях критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ),
когда отдельные световые вспышки начинают восприниматься как сплошной свет. Показатель
КЧСМ растете возрастом: в 7-8 лет он составляет 25 Гц, в 9-11 лет — 30 Гц, в 12-14
лет — 40 Гц (что соответствует взрослому уровню). Зрачковый рефлекс на свет достигает
взрослых величин в старшем школьном возрасте.
Совершенствование зрительной сенсорной
системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой
информации из потока внешних сигналов. Это, в свою очередь, повышает точность и
координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Созревание слуховой сенсорной системы
(главным образом ее коркового отдела) завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко
снижаются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000 Гц).
Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать
звуковые раздражители. Улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается
музыкальный слух.
К
11 –летнему возрасту повышается точность оценки протяженности звучания различных
сигналов и длительности звуковых интервалов, что имеет важное значение для формирования
чувства времени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального
слуха улучшает пространственную ориентацию.
Вместе
с тем у подростков и юношей начинает снижаться восприятие высоких частот, этот процесс
продолжается и далее в зрелом возрасте и по мере старения организма.
На
нормальную деятельность слуховой сенсорной системы, особенно у подростков, негативное
влияние оказывают громкие звуки. В частности, нужно помнить, что систематическое
прослушивание громкой музыки через наушники плейеров нарушает воздушную и костную
проводимость звуковых колебаний и часто приводит к патологическому снижению слуха.
Вестибулярная
сенсорная система созревает к 14-летнему возрасту.
Однако около 40% подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений.
В 15-16 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия
на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно
улучшается и стабилизируется.
С
началом овариально-менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость
приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы
и улучшаясь в постменструальную и постоиуляторную фазы.
В
подростковом и юношеском возрасте усиливаются вестибуло-вегетативные реакции симпатического
типа, вызывающие повышение ЧСС. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные
(положительные или отрицательные) эмоциональные реакции, которые необходимо учитывать
при работе с детьми, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает
оценку временных интервалов.
Развитие
двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте
от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается оптимальный уровень ее развития. К этому
времени в сочетании с кожной афферептацией формируется хорошо развитая комплексная
кинестетическая чувствительность.
В
16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от уровня
взрослых людей. Благодаря четкому восприятию проприоцептивной информации увеличивается
способность к управлению не только отдельными мышцами, но даже отдельными двигательными
единицами.
Таким
образом, у детей среднего и старшего школьного возраста происходят значительные
изменения во всех структурах ЦНС, достигая взрослого типа нервной системы. Сенсорика
системы достигает уровня взрослого человека уже в среднем школьном возрасте.
2. Физическое развитие детей среднего и старшего школьного возраста
С завершением периода второго детства,
развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем
организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях
тела, в функционировании различных органов и систем.
Завершается формирование зубного
аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (Ю-12 лет), затем вторые
(12-14 лет) и третьи коренные, зубы — «зубы мудрости» (17-25 лет).
В костной ткани продолжается процесс
окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К13 годам завершается
окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг пальцев ног (у девушек
к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), и наконец, фаланг пальцев рук (к 19-21 году).
Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей
к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения
скелета завершается к 25-летнему возрасту.
Особенно заметным является «пубертатный
скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста
трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост
у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом
у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки.
Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Проявляются
избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные
размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные
пропорции. Гармоничное развитие отмечается у 80-90% школьников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|