рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ

Дипломная работа: Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ


Дипломная работа

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ».



Содержание.

Введение.

Глава I . Обзор литературы.

1.1  Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ.

1.2  Главные факторы здоровья.

1.3   Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека.

1.4   Обобщение опыта работ ведущих специалистов-практиков.

Глава II . Организация и методы исследования.

         2.1 Организация исследования.

         2.2 Методы исследования.

Глава III . Результаты исследования и их обсуждения.

         3.1 Результаты тестирования.

         3.2 Результаты анкетирования 

Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложение..


Введение.

Человек -  высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

Обычно молодые люди не склонны ,всерьёз ,задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны.. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.      

Цель данной дипломной работы – исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся среднего школьного возраста.

Объект исследования – процесс физического воспитания с помощью факультативных занятий.

Предмет – особенности формирования ЗОЖ у детей среднего школьного возраста.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег и т.д. должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным – малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний органов пищеварения, приводит к ожирению. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Ожирением страдает каждый десятый ребенок. Тут в пору и колокола бить.

Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки.

Гипотеза – Мы предполагаем, что введение экспериментальной программы «ЗОЖ» значительно повысит уровень мотивационно-ценностных ориентаций, уровень физической подготовленности у учеников среднего школьного возраста.

В дипломной работе поставлены следующие задачи:

1.   Изучить литературу по теме.

2.   Изучить проблему здоровья, ЗОЖ.

3.   Обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков на основе публикаций в журнале «Физическая культура в школе».

4.   Выявить по средствам анкетирования отношение учащихся к ЗОЖ.

5.   Выявить посредством президентских тестов уровеь физической подготовленности.

В работе использовались следующие методы:

1.   Ретроспективное изучение литературных источников.

2.   Обобщение опыта работы ведущих специалистов-практиков.

3.   Анкетирование.

4.   Тестирование


Глава I. Обзор литературы.

1.1  Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ.

1.1.1 Понятие здоровья

Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?

Здоровье – это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные от5клонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье – понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований.

Диагноз «практически здоров» по мнению С.Б. Тихвинского, обозначает такое соотношение организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Существует понятие и «динамическое здоровье» характеризующееся адаптационными возможностями организма. Вопрос об адаптационной возможности человеческого организма рассматривается в работе С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущёвой «Детская спортивная медицина»: «Основным компонентом механизма общей адаптации является мобилизация энергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностях организма». Логично было бы предположить, что здоровыми могут быть признаны только те люди, которые обладают хорошим динамическим здоровьем.

Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».

Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям  и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.

Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёнными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния».  «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям, находящимся в третьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей пренебрегающих правилами здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к  гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины.

1.1.2   Общее представление о ЗОЖ.

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним прежде всего следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности пита­ния; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отяг­чённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицин­ского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на эко­логию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независя­щие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отво­дится правильно организованной двигательной активности, которая со­ставляет около 30% из пятидесяти.

Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоро­вительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том слу­чае, когда человек наряду справильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохра­нения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои по­требности и знания в своей практической деятельности в процессе са­мосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система фи­зического воспитания подрастающих поколений.

Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо си­стематически следить за своим образом жизни и стремиться соблю­дать следующие условия: достаточная двигательная активность, пра­вильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное зака­ливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс со­блюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в по­вседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптималь­ному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностя­ми, возможностями и склонностями человека. Он предполагает актив­ную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоро­вья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

·     осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

·     целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков
охраны здоровья;

·     использование естественных природных факторов в укреплении
здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

·     активная борьба с вредными привычками и их полное искоре­нение;

·     деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкрет­ному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.

Таким образом, ЗОЖ представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. По поводу необходимости определённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена, который писал: «Единственный способ сохранить своё здоровье - есть то, что не хо­чешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».

Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблю­дать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму и интенсивности двигатель­ная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авицена) в книге: «Канон врачебной науки», в главе «Со­хранение здоровья».

Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсаль­ное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возра­сте. Однако общее состоит в том, что физическая активности абсо­лютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она дол­жна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.

Следовательно, физическая культура не просто одна из составля­ющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на со­хранение и приумножение здоровья.

Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни,

ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и стро­гом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования орга­низма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для пло­дотворной работы и качественного восстановления сил.

Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на дол­гие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в некоторых случаях по­могают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привы­чек. Алкоголь, наркотики, курение — злейшие враги человека, глав­ная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих про­должительность жизни людей.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истин­ности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного под­хода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны мно­гих государственных учреждений и организаций. Однако оно предпо­лагает прежде всего активную деятельность в этом направлении са­мого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоро­вью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Многие люди живут по моде. Мода - это не только форма при­чёски. Мода - это и особенности поведения, которого придержива­ется значительная часть общества. Следовательно, вполне уместно говорить и о моде на образ жизни. Мода начинает распространяться тогда, когда процент её последователей достигает некоторого крити­ческого уровня. Важнейшей задачей настоящего времени является создание моды на здоровье, здоровый образ жизни. При этом следует учитывать то, что легче усваиваются те формы поведения, которые в той или иной степени связаны с биологическими потребностями организма. Одной из таких потребностей у человека является по­требность в двигательной активности, особенно ярко проявляемая в детском возрасте. Здесь и должны закладываться основы ЗОЖ и мода на такой стиль жизни.

ЗОЖ, основой которого является режим ограничений и режим на­грузок, должен занять ведущее место в арсенале современных про­филактических средств. Наступит время, когда дозированная двига­тельная активность будет приписываться каждым врачом так же, как в настоящее время назначается медикаментозное лечение.


1.2       Главные факторы здоровья.

Человек – единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано самим им.

(Ф. Энгельс).

Здоровье человека, заболеваемость, течение и исход болезней (в частности вероятность возникновения хронических форм), продолжительность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от большого числа факторов, которые сливаются в триединый поток информации. Степень «жестокости» этого потока зависит от социально-экономических условий жизни определённых характером общественной формации. В условиях современной научно-технической революции эта «жёстокость» достигла достаточно высокого уровня и приводит среди прочего к определённой дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризис эмоциональности, основным проявлениями которого являются стресс, эмоциональная дисгармония, отчуждённость и незрелость чувств, ведущие к ухудшению состояния здоровья и заболеваниям. Как считает А. Печчен, «... при всей своей важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при своей мощи созданной человеком техники, не они в конечном счёте определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасителя, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения...»

Люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как исходить прежде всего из изменений самого человека, его внутренней сущности. Данную ситуацию Р. Апофф выразил более коротко: «главным препятствием между человеком и будущим, к которому он стремится, является сам человек». «Кризис человека... коренится не в самой человеческой природе; он не является каким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком; нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром – другой. И кризис этот, при всей своей глубине и опасности – всё-таки можно преодолеть», - оптимистически заключает А. Печчен. Но для того чтобы этот кризис  преодолеть, нужно прежде всего разобраться в причинах, зависящих от самого человека, от его сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.