рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Китайские национальные праздники

Курсовая работа: Китайские национальные праздники

Содержание

Введение. 2

1. Праздник Весны.. 4

1.1 Составляющие праздника Весны.. 4

1.2 Праздник "Лаба". 5

1.3 Праздник "Цзицзао". 5

1.4 День праздника Весны.. 6

1.5 Культура Китая и место праздников в ней. 6

2. Праздник Фонарей (Юаньсяо) 9

2.1 Традиции празднования праздника Фонарей. 9

2.2 Праздник "Дуаньу". 9

2.3 Пища "Цзунцзы". 10

2.4 Гонки на "драконовых лодках". 10

2.5 Праздник Луны (Цзунцю) 14

2.5.1 Легенда происхождения праздника Луны.. 14

2.5.2 Жертвоприношение Луне и любование Луной. 15

2.6 День основания республики. 15

3. Новый год в Китае. 23

3.1 Праздник "Цуси". 23

3.2 Подготовка к празднованию Нового года в Китае. 24

3.3 Традиции празднования Нового года. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 31


Введение

У каждого времени года в Китае свои праздники. Но особой любовью в народе пользуются следующие четыре традиционных народных праздника: праздник Весны, праздник Юаньсяо, праздник Дуаньу и праздник Чжунцю. Именно они являются воплощениями традиционной китайской культуры.

В настоящее время в Китае параллельно существует два летоисчисления. Одно из них основывается на солнечном календаре, а другое – на лунном. И связано это с традиционным распорядком сельскохозяйственных работ. Народные традиционные праздники связываются с лунным календарём.

В Китае почти каждый праздник связывается с присущим только ему кулинарными традициями и образами празднования. У каждого праздника своя особая пища.

Китайцы, в том числе и соотечественники, проживающие на Тайване, Сянгане и Аомыне, китайские эмигранты в разных странах мира, очень любят эти традиционно китайские народные праздники.

Самым большим народным праздником в Китае считается праздник Весны.

Национальные праздники на Тайване - это исполнение священных ритуалов. Их любят, их ждут, к ним загодя тщательно все готовятся. В магазинах появляются красочно оформленные подарочные наборы: в разных вариациях сушеные грибы и морепродукты, чай, кофе и алкоголь. Торжества берут свое начало в древности, когда китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за совместное пиршество. Многие из этих "пиршественных дней" и были объявлены государственными праздниками. Среди них: Китайский Новый год, Праздник фонарей, Гонки "Драконовых лодок", Праздник Середины осени, День рождения Конфуция, исключительно тайваньский Праздник двух десяток. Дело в том, что десятого октября 1911 года доктор Сунь Ят-сен и его последователи подняли в городе Учане восстание, направленное на свержение династии Цин и установление первой демократической республики в Азии -- Китайской Республики. Ныне в десятый день десятого месяца каждого года отмечается годовщина Учанского восстания. Проходят красочные шествия-парады, демонстрация фейерверков. Практически все здания, городские площади и улицы бывают разукрашены по этому случаю. Как правило, тысячи зарубежных китайцев возвращаются в эти дни на Тайвань, чтобы засвидетельствовать свое почтение Китайской республике.

Помимо названных отмечается также годовщина основания Китайской Республики (1 января), памятный день Примирения (28 февраля), день Молодежи (29 марта), день Поминовения усопших (4-5 апреля), день рождения Чан Кай-ши (31 октября), день рождения доктора Сунь Ят-сена (12 ноября), день Конституции (25 декабря). Из негосударственных праздников не забывают католическое Рождество, календарный Новый год, различные Дни матери, отца, детей, а в учреждениях раз в месяц и дни рождения сотрудников (притом не сам сотрудник тащит испеченный дома пирог или торт, а учреждение устраивает всем весьма щедрый обед в перерыв, именниникам дарятся конверты с чеками на покупку определенного количества книг, они здесь очень дорогие).

Цель работы рассмотреть китайские национальные праздники. Задачи работы рассмотреть:

1. Праздник Весны

2. Праздник Фонарей (Юаньсяо)

3. Новый год в Китае


1. Праздник Весны

 

1.1 Составляющие праздника Весны

Первый день года по лунному календарю принято называть праздником Весны. Обычно он приходится на конец января или начало февраля по солнечному календарю. Он существует уже три тысячи лет.

Отмечать праздник Весны по-китайски – значит "провожать год". Слово "год" в древности означало пожелание хорошего урожая в следующем году. На протяжении многих тысяч лет люди, в поте лица трудившиеся изо дня в день, во время проводов старого и встречи нового года с большой радостью и благоговением подносили плоды земледельческого труда и охотничью добычу в виде жертвоприношений духам и предкам. Тем самым выражали свою благодарность природе и просили её быть милостивой и щедрой в новом году.

Праздник весны является продолжительным и торжественным. С первых дней декабря люди уже начинали готовиться к этому весёлому празднику.

Праздник Весны заключает в себе четыре важных дня: праздник "Лаба" (8 декабря по лунному календарю), праздник "Цзицзао" - проводы на небо Духа очага (23 декабря по лунному календарю), праздник "Цуси" (30 декабря по лунному календарю) и День праздника Весны (первое января по лунному календарю). [1]

 


1.2 Праздник "Лаба"

Лаба" - это название одной каши.

С давних времён в декабре по лунному календарю люди устраивали жертвоприношение предкам. Потом постепенно этот обычай слился с буддийским праздником. Говорят, что именно в тот день к Шакья-Муни пришло просветление. А перед тем, как стать богом, он отведал риса с сухими фруктами, сваренного ему пастушкой. С тех пор в тот день в храмах необходимо совершать моление и приносить Будде это лакомство, именуемое "Лаба". Потом оно стало любимой едой простых людей, а буддийский праздник превратился в народный праздник "Лаба". Издавна в тот день во всех дворах и храмах варили кушанье из пшена, простого и клейкого риса, чумизы, каштанов, фиников и красных бобов, а потом ещё добавляют сушёные фрукты, чищеные орехи, арахис, миндаль, изюм и сахар. Каша "Лаба" считается необходимым дополнением к пожеланиям счастья, долголетия и радости.

До сих пор её варят в праздник во многих домах. Отведать горячую, сладкую кашу "Лаба" в морозные дни не только вкусно, но и полезно.

Праздник "Лаба" служит как бы прологом весёлых праздничных дней.

 

1.3 Праздник "Цзицзао"

23 декабря по лунному календарю считался Маленьким годом. Раньше это был день проводов на небо Духа домашнего очага и именовался праздником "Цзицзао". "Цзицзао" по-китайски значит жертвоприношение Духу очага.

Дух очага, по преданию, обладал огромной волшебной силой. Именно в этот день его проводов на небо, каждая семья просит его доложить небесному владыке обо всём хорошем, что было в доме, и дать счастье в новом году.

Обряд жертвоприношения такой: домашняя хозяйка зажигала курительные свечи в честь Духа очага, преподносила ему сладости и фрукты, а потом кропила водой бумажную лошадь и солому в знак того, что уже приготовили в дорогу. После этого старый образ Духа очага снимала со стены и сжигала его вместе с бумажной "лошадью" и соломой. Только в канун Нового года на том же месте наклеивали на стене новый образ. Это называлось "Встречей Духа очага". Теперь люди больше не совершают такого обряда. Навсегда покончено с суеверием. [2]

 

1.4 День праздника Весны

Новогодним утром, по традиции, днём наступившего Нового года все члены семьи, прежде всего, должны поклониться портретам предков, висящих на стенах дома. Старшие после поклонов имели право сесть под портретом и принимать поздравления и пожелания от молодых.

Многие семьи кушают пельмени, и после завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы "Сухопутных лодок", представления на ходулях.

Праздник Весны начинается с декабря по лунному календарю и продолжается вплоть до праздника фонарей (Юаньсяо).

 

1.5 Культура Китая и место праздников в ней

Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфи-лософский этап развития культуры. В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов до возникновения философских систем Конфуция, Лас-цзы и других мыслителей.

Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э., когда появляется учение Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций. Основные его идеи изложены в книге «Лунь юй». Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. Для Конфуция «жэнь» — это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное купьтурой. «Жэнь» раскрывается через категории «сяо» — цивилизованное, почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, собственной стране. Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Они тоже входили в смысл категории «жэнь».

Согласно концепции другого выдающегося китайского философа Лао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления Дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь — начало созерцательности, самоуглубления для дости жения сути первосущего, столь характерное для большийства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна.[3]

Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают друг друга, а взаимодополняют. Они ориентированы различным образом, по-разному решают проблемы гармонизации Космоса, но в своей сути направлены на совершенствование духовного мира личности. Китайская философская мысль сознательно не пошлая по пути создания эмпирического знания, справедливо полагая, что нельзя усиливать физические и технологические возможности человека, не формируя достаточно высокого морально-этического уровня. В этой культуре не занимались формированием абстрактных теоретических инструкций, мыслители сосредогочили внимание на реальных проблемах человека и социума. Отсюда преобладание социальных утопий в философских концепциях, попытки создания проектов идеального общества, идеализация прошлого и призывы к возврату в «золотой век», который представлялся совершенной эпохой. В Китае огромную роль играют традиции, зародившиеся в древности.[4]


2. Праздник Фонарей (Юаньсяо)

 

2.1 Традиции празднования праздника Фонарей

Праздник Фонарей (Юаньсяо) приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят "Юаньсяо" и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохраняется во многих районах страны. Вечером в праздник Фонарей (Юаньсяо) во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари – произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы "Янгэ", катание на качелях и другие мероприятия.

 

2.2 Праздник "Дуаньу"

Праздник "Дуаньу" (5-е мая по лунному календарю), день памяти выдающегося поэта Цюй Юаня.

Цюй Юань является самым ранним поэтом Китая. Он жил в период борющихся царств на территории Царства Чу. Его родина - сегодняшний уезд Цзыгуй в провинции Хубей. Поэзия Цюй Юаня занимает очень важное место в истории китайской литературы и до сих пор почитаема китайцами. В своё время поэта по достоинству ценил царь. Цюй Юань выступил за проведение политических реформ. Царю не нравились эти советы. Поэт был уволен с занимаемого поста и отправлен в ссылку. А когда он узнал, что столицу заняли захватчики, потеряв последнюю надежду, в отчаянии бросился в реку. Это было 5-го мая по лунному календарю.

Говорят, что, узнав о смерти поэта, рыбаки сразу вышли на реку, чтобы найти тело поэта. Но усилия были тщетны. С горечью рыбаки бросали пищу "Цзунцзы", чтобы водяной дракон и другие речные животные не ели останки поэта. Так постепенно сложились пища "Цзунцзы" и гонки на драконовых лодках.

 

2.3 Пища "Цзунцзы"

Отмечая праздник Дуаньу, просто невозможно обойтись без пищи "Цзунцзы". Пища "Цзунцзы" стала праздничным подарком или жертвоприношением поэту Цюй Юаню.

"Цзунцзы" сначала появилось в Южном Китае. Потом распространилось на Севере. В то время его делали из пшена, завёрнутого в листья тростника в форме треугольника.

Теперь его обычно делают из клейкого риса. Завёртывание "Цзунцзы" – важное занятие в праздник Дуаньу. Как только наступает май, люди начинают готовить тростниковые листья. Сначала их нужно выточить в чистой воде, потом очистить от грязи щёткой, после этого класть намоченный клейкий рис и завёртывать листья в разные формы, с начинкой из сушёных фруктов или совсем без всякой добавки и варить это, то получится очень вкусное кушанье.

 

2.4 Гонки на "драконовых лодках"

В 15 день нового года по лунному календарю тайваньская зима как будто теплеет от света многочисленных цветных фонариков. Если первые пять дней нового года необходимо провести в семейном кругу, то на пятнадцатый день все выходят праздновать на улицу. Смысл таков: после Нового года дни становятся длиннее, зерна начинают прорастать. Для того, чтобы отметить возвращение света и тепла, китайцы делают тысячи земных отражений полной луны в виде фонариков. На Тайване зимними ночами теплее, чем на берегах Желтой реки, поэтому каждый выходит на улицу со своим фонариком -- капелькой в море других огней. Историки до сих пор спорят о причинах этого праздника. Одни говорят, что он берет начало с новогодних буддийских церемоний, и что фонари являлись способом восхваления Будды и просьбой о его защите в наступающем году. Другие говорят, что его основал один из старейших императоров. В своем дворце он развесил очень много фонарей, чтобы они освещали двор как при ярком дне в дополнение к первой полной луне. После того, как китайцы изобрели бумагу, у всех появилась возможность делать недорогие фонарики.

Позднее поэты стали расписывать их своими стихами, художники -- картинами. Так они превратились в произведения искусства. В Тайпее Бюро по туризму ежегодно организует выставку самых больших в мире и самых сложных по исполнению фонарей вокруг мемориала Чан Кай-ши. В год кролика на площади перед мемориалом был воздвигнут 14-ти метровый кролик в тайваньском стиле - с мобильным телефоном, который давал ему возможность держать связь с богиней Чан Хо, проживающей на Луне. В этом году праздник спонсировался телефонной компанией, и шоу поэтому открывалось с помощью так называемого спутника связи, символизирующего достижения Тайваня. "Спутник", установленный на крыше небоскреба компании, при наступлении темноты каждые полчаса посылал лазерный луч на зайца, оживляя его таким образом. Этот "Всетайваньский зайка" (как окрестила его моя дочь) начинал светиться изнутри, его "мобильник" посылал в темноту узорчатые разноцветные лучи, которые на фоне подпускаемого откуда-то снизу дыма совершали в ночном небе феерический танец. Действо идет под грохот гигантского оркестра. Он исполняет очень торжественную мелодию, и звуки литавр, многократно усиленные динамиками, разносятся далеко вокруг по улицам.

В первый день шоу на площади побывало около миллиона человек. Потерялись 40 детей (но быстро нашлись), ведь этот праздник -- и для них. Детям дается возможность вволю "поиграть с огнем" -- так много огневых затей предлагают им любящие родители. Детворе доставляет огромное удовольствие шествовать с фонариками, в которых горит свеча. Конечно, в наши дни бумажные фонари заменены пластиковыми, свеча -- маленькой электронной лампочкой. Весьма забавно выглядят "заячьи уши" с лампочками внутри. Ими норовит украсить свою голову каждый. На взрослых они похожи в темноте на светящиеся рога. Естественно, во множестве открыты красочные ярмарки. И только там, и только в дни фестиваля можно приобрести настоящий китайский красный бумажный фонарик.

Гонки "Драконовых лодок" тоже очень важный и шумный праздник. Он выпадает на 5-й день 5 лунного месяца. Существует легенда, что более 2000 лет назад у тогдашнего китайского императора был советник -- знаменитый поэт Чуй Юань. Однажды в знак протеста, что император отказался от достаточно важных реформ (в одной из версий, направленных против коррупции среди императорского окружения), поэт решил утопиться в реке. В тот момент, когда он прыгнул в реку с моста, свидетели бросились его спасать. Их усилия не увенчались успехом -- Чуй потонул. С тех пор каждый год в этот день устраиваются гонки лодок, которые называют драконовыми: кто быстрее доплывет и спасет поэта... Когда стало ясно, что поэт утонул, его тело решили достать из реки и похоронить, а чтобы оно не пострадало от голодных рыб, для них были приготовлены пирожки из клейкого риса, завернутые в бамбуковые листья.

Поэтому вторая обязательная принадлежность праздника -- рисовые голубцы - спасительные "цзун-цзу". В эти дни они продаются везде, можно их изготовить самим. Традиционная начинка: смесь риса с приправами, кусочками свинины, грибов и сушеных креветок. В центр кладется желатиновый шарик оранжевого цвета. Готовятся на пару. Последнее время стали появляться фруктовые начинки, завернутые в бамбук, - очень уж колориен пирожок со свининой, и клейкий рис труден для пищеварения. "Цзун-цзу" готовят разные: треугольные, квадратные, прямоугольные. Существует четыре варианта их приготовления - тайваньский, кантонский, шанхайский и хакка. Помимо кулинарных забот хозяйки не забывают повесить на свою дверь букет или гирлянду из ароматических трав - отпугивать насекомых. И еще один ритуал -- надо постараться поставить вертикально сырое яйцо. Тому, кто этого добился, будет весь год сопутствовать успех, то есть будет много друзей и еды.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.