рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Состояние и проблемы развития авиационной отрасли Украины

Контрольная работа: Состояние и проблемы развития авиационной отрасли Украины


СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ


Содержание

Введение

Авиастроение

Авиаперевозки

Выводы

Литература


Введение

Авиационная отрасль относится к базовым, стратегически важным секторам экономики Украины, а НИОКР по созданию новой авиационной техники включены в категорию критичных технологий. В 2007 г. эта отрасль насчитывала 39 предприятий разной формы собственности, а также практически все составляющие инфраструктуры, позволяющие разрабатывать, испытывать, серийно изготавливать самолеты, авиационные двигатели, специальное оборудование, бортовую радиоэлектронную аппаратуру, авиационные агрегаты, выполнять НИОКР по технологиям производства и эксплуатации авиационной техники, осуществлять модернизацию и ремонт авиационной техники. На то время только в авиационной промышленности работали свыше 90 тыс. чел. Но сегодня имеющийся потенциал используется недостаточно, а сама авиационная отрасль находится под влиянием растущих проявлений системного кризиса. Касается это практически всех важнейших составляющих авиационной отрасли: авиастроения, авиационных перевозок, транспортной инфраструктуры. Поэтому анализ причин сложившейся ситуации и выработка научно обоснованных предложений относительно возможного ее улучшения видятся достаточно актуальными, в том числе в силу обязательств, принятых Украиной в контексте подготовки к проведению финальной части Евро-2012 по футболу.

В работе проанализированы причины системного кризиса в авиационной отрасли, детально исследована история, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, перспективы перестройки инфраструктуры отрасли с учетом мирового опыта и требований настоящего.


Авиастроение

Ретроспективный анализ свидетельствует, что в свое время советская авиастроительная отрасль формировалась в составе проектно-кон-структорских бюро по разработке документации и технологии производства самолетов, вертолетов и двигателей к ним, а также соответствующих заводов по их опытным и серийным выпускам, работавших на конечный результат. Существовала разветвленная система кооперационных связей, которая охватывала ведущие промышленные предприятия, действовала система подготовки и переподготовки кадров. Каждое специализированное направление авиастроительной отрасли возглавлял признанный не только в СССР, но и в мире генеральный конструктор, именем которого называли серию летательных аппаратов советского производства гражданского или военного назначения (Яковлева, Туполева, Сухого, Антонова, Ильюшина, Микояна и др.).

Что касается Украины, то наиболее заметным явлением в отечественном авиастроении последних лет ее пребывания в составе Советского Союза следует, вероятно, считать известный сегодня во всем мире грузовой самолет "Ан-124" "Руслан", первый опытный образец которого появился 26 декабря 1982 г. как результат плодотворной кооперации с предприятиями Российской Федерации и многих других советских республик. Через 6 лет (в декабре 1988 г.) были начаты испытания крупнейшего и самого тяжелого в мире грузового самолета "Ан-225" "Мрія", который способен перевозить груз весом до 250 т и сначала предназначался для воздушной транспортировки космического корабля типа "Буран". Планировалось выпустить 5 самолетов "Мрія", хотя до сих пор существует только один "экземпляр" этой мощной машины.

Самоликвидация СССР с последующим формированием полутора десятков новых государств была сопряжена с практически одномоментным разрушением устоявшихся кооперационных связей в промышленности, от которого вновь созданные страны до сих пор не могут опомниться. Что касается авиастроительной отрасли, то, как свидетельствует сегодняшняя ситуация, в наибольшей степени отрицательное влияние этих событий сказалось именно на Украине, чему есть много причин, и прежде всего - неэкономического характера.

В наследство Украине достались практически все главные звенья авиационного производства - разработчики самолетов и двигателей, опытные и серийные самолето- , двигателе- и приборостроительные предприятия, авиаремонтные заводы, отраслевые учебные заведения и научные учреждения. Однако за годы самостоятельности авиастроение в Украине подверглось уничтожающему разрушению, несмотря на то, что практически каждое новое правительство не обделяло эту отрасль вниманием в своих решениях. Но, говоря откровенно, целенаправленной государственной политики по сохранению и развитию прежних достижений авиационного производства ни одно из них не осуществило, как и не обеспечило рационального использования бюджетных средств, направлявшихся в отрасль. В отечественном авиастроении проектные и производственные мощности не работают на конечный результат. Не достигнута необходимая "прозрачность" в экономической и финансовой деятельности государственных предприятий авиационной отрасли. До сих пор не внедрена мировая практика государственно-частного сотрудничества, которая нашла эффективное подтверждение в развитых странах мира, включая Российскую Федерацию. Поэтому самолетостроению Украины ни сегодня, ни в ближайшей перспективе (особенно в силу современных требований к параметрам экономичности, надежности и экологичности авиационной техники), по сути, нечего предложить отечественным и иностранным авиакомпаниям из собственного нового серийного производства. Даже достигнутые договоренности с отдельными постсоветскими и африканскими странами в отношении закупки самолетов украинского (несерийного) производства практически не выполняются или выполняются с неоднократным откладыванием сроков поставки и после непосредственного вмешательства высших руководителей государства. За годы независимости отечественное самолетостроение не концентрировалось на производстве той или иной конкурентоспособной машины, а все время находилось "в поиске", расходуя огромные государственные субсидии. Серийный выпуск ни одной новой модели самолетов с использованием отечественных авиастроительных мощностей даже 17 лет спустя не начат. Всемирно известное КБ имени О. К. Антонова в экономическом аспекте двигалось отдельно от авиазавода "Авіант" и Харьковского авиазавода, которые вынуждены были сами искать себе заказы и своими силами доводить отдельные проектно-конструкторские разработки КБ имени О. К. Антонова. Двигателестроительные заводы и соответствующие проектно-конструкторские предприятия тоже пытались выжить самостоятельно. Поэтому объединение всех этих объектов хозяйствования в единый концерн, осуществленное слишком поздно - лишь в 2007 г., не только не способствовало возрождению отечественной авиационной отрасли, а наоборот - разрушило связи, которые еле прослеживались на то время. Впоследствии этот концерн вынуждены были расформировать и создать новое объединение, где главную роль отдали КБ имени О. К. Антонова. Вместе с тем, по нашему убеждению, такая мера уже не способна реально исправить ситуацию в авиационной отрасли. В лучшем случае она будет способствовать приоритетному финансированию, опять-таки, не производства летательных аппаратов, а создания новых их проектов без доведения до серийного выпуска.

В таком контексте стоит напомнить, что в период после распада СССР этим АКБ были разработаны и созданы опытные образцы очень многих моделей, но ни одна из них до сих пор не вышла на серийное производство. Между тем большинство из них морально устарело и нуждается в усовершенствовании с учетом новых достижений мировой авиационной отрасли. Достаточно перечислить: "Ан-38" (1994 г.), который 10 лет спустя был модернизирован и заменен на "Ан-28"; "Ан-70" (1994 г.), программа испытаний которого до сих пор не завершена; "Ан-140" (1997 г.; начало разработки - 1987 г.), который на сегодня произведен в количестве 15единиц; "Ан-72" (выпуск начат еще в 1977 г.), который впоследствии был модифицирован в "Ан-74" (сегодня производство различных модификаций продолжается на ХГАПП); грузо-пассажирский "Ан-74ТК-300" (2001 г.), который производится в ограниченном количестве, в том числе как модификация "AH-74TK-300-VIP"; "Ан-148" (декабрь 2004 г.), судьба которого до сих пор не решена. Кроме перечисленных, были попытки создать самолеты "Ан-180", "Ан-218", "Ан-88" и др.

Для организации серийного выпуска такого количества моделей (если перед их разработкой было доказано, что на них существует достаточный реальный спрос) нужны развитая кооперация отечественных промышленных предприятий и широкое производственное сотрудничество с авиастроительными компаниями, признанными в мире, которого также не хватает. В сложившейся ситуации вступление Украины в ВТО может нести с собой серьезную дополнительную угрозу отечественному авиастроению, если откроется бестаможенный рынок для всех типов иностранных самолетов (и даже тех, которые были в эксплуатации) для осуществления международных (не исключено — и внутренних) полетов.

Рассмотрим подробнее историю, состояние и проблемы авиастроения Украины в контексте производства наиболее разрекламированных моделей и модификаций "Алов": "Ан-70", "Ан-140", "Ан-148" и "Ан-124".

Известно, что над программой создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки "Ан-70" 6 РФ и Украина работали на основании межправительственных соглашений 1993 и 1999 гг. Госзаказчиками были определены министерства обороны обеих стран, а главным предприятием по выпуску самолета — завод "Авіант". В перспективе он должен был производиться также в РФ (на самарском заводе "Авиакор"). На то время Российская Федерация была согласна финансировать 72-80% стоимости проекта, заказывая для своих ВВС 169 самолетов, а Украина - соответственно, 20—28% (64 единицы). В 1999 г. был создан международный консорциум "Средний транспортный самолет", в состав которого, кроме АНТК, вошли авиационные заводы, производившие серийные самолеты, а также разработчики и производители двигателей и оборудования. Консорциум проводил совместную научно-исследовательскую, производственную и хозяйственную деятельность, обеспечивал кооперацию и объединение финансовых, материальных и других ресурсов с целью решения задач сертификационных испытаний, производства, продажи, лизинга и послепродажного обслуживания "Ан-70". Он был единственным юридическим лицом, владевшим правами разработчика и производителя этого самолета.

С ноября 1998 г. проводились совместные государственные летные испытания по основному этапу программы, которые планировалось завершить до 2002 г. Самолет демонстрировался на аэрокосмическом салоне "Ле-Бурже - 99", презентовался на заседании представителей стран НАТО, перед этим (в 1998 г.) - в Кёльне для Бундестага и Бундесвера Германии, где получил высокую оценку определенных западногерманских специалистов. Именно тогда отдельные компании ФРГ подключились к программе строительства европейского транспортного самолета для нужд НАТО под кодом "Ан-7Х" (на базе "Ан-70"). Был даже создан международный консорциум "Аэро Трейд". Однако реальные шаги для продвижения базового самолета в Европу и до настоящего время не сделаны. Некоторые эксперты считают такую идею политической утопией, хотя это не мешает представителям АНТК периодически заявлять о высоком интересе к нему со стороны НАТО. Возможно, это и стало одной из весомых причин того, что летом 2006 г. Российская Федерация на правительственном уровне сообщила о выходе из проекта, а год спустя (в июле 2007 г.) прозвучало заявление Украины о готовности самостоятельно довести его до конца. Программа государственных испытаний была остановлена в 2006 г., и только в конце 2008 г. ее возобновили в Украине (выполняется так называемый "этап Б"). Одновременно начали появляться заявления о возвращении РФ в проект после согласования государственных долей в интеллектуальной собственности самолета.

Анализируя ситуацию, складывающуюся вокруг "Ан-70", следует отметить, что на реализацию проекта из государственного бюджета Украины ежегодно выделяются денежные средства (только за 2006-2007 гг. - 300 млн. грн.; преимущественно - заводу "Авіант"), однако почти ежегодно провозглашаются новые сроки серийного освоения самолета. По некоторым оценкам, затраты на программу Украины и Российской Федерации уже достигли около 1,5 млрд. дол. Потребность в новых инвестициях для завершения государственных испытаний этого самолета оценивается в 130-140 млн. дол. Но если принять во внимание информацию некоторых СМИ о том, что на заводе "Авіант" начаты работы по модернизации электронного оборудования и систем самолета, а его модель все время дорабатывается и совершенствуется, то указанных денежных средств вряд ли хватит. Сообщается также, что сегодня киевский завод "Авіант" ведет сборку первых двух серийных "Ан-70" для Министерства обороны Украины в соответствии с заключенным в 2001 г. контрактом, а срок их выпуска переносится на 2011-2012 гг. В подтверждение этих намерений объявлено о подготовке и передаче Правительству Украины концепции нового закона "Об общегосударственной целевой оборонной программе и закупке военно-транспортного самолета Ан-70", по которому сроком передачи первого серийного самолета Министерству обороны Украины определен 2011 г.

Исследуя взаимоотношения Украины и РФ в контексте продолжения работы над самолетом, кое-кто из экспертов пытается обосновать возможность возвращения в проект Российской Федерации ее внутренними проблемами в части выпуска собственного военно-транспортного самолета "Ил-76" или пятикратным превышением суммы штрафных санкций, которую, по их мнению, должна выплатить российская сторона Украине, над денежными средствами, необходимыми для "доводки " самолета "Ан-70". Вместе с тем такие предположения официально не подтверждаются российской стороной, как не подтверждается и влияние на поведение РФ некоторых проблем концерна "Airbus" в части выпуска общеевропейского военно-транспортного самолета "А400М" для нужд НАТО. Преувеличены, по нашему убеждению, и заявления в отношении проблем с "Ил-76". Его модернизированный двигатель "Бурлак" отвечает требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO), благодаря чему этот самолет способен осуществлять полеты в любом регионе мира. Поэтому более вероятным видится вариант, по которому Украине придется собственными силами завершать работы над проектом, что возможно лишь в случае обеспечения "прозрачной" схемы расходования привлеченных денежных средств, и искать потребителей "Ан-70 " среди стран Азии, в частности в Китае, и т. д. Но при этом следует принять во внимание неизбежную конкуренцию со стороны как государств ЕС и НАТО, так и Российской Федерации. Стоит также отметить, что Украина не имеет достаточных возможностей для полноценного производства этой машины. Например, крыло для нее изготавливается в Ташкенте, но этот завод вошел в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" ("OAK") Российской Федерации, которое теперь будет влиять на выпуск им продукции. Все это требует взвешенного подхода к перспективам "Ан-70".

Как уже указывалось, с 1997 г. ведет свою неординарную историю другой новый на то время региональный грузо-пассажирский самолет отечественной конструкции - "Ан-140" (реально это разработки 1987 г.). Еще в 1996 г. было подписано российско-украинское межправительственное соглашение об определении самарского завода "Авиакор" главным по серийному выпуску "Ан-140", хотя и Украина оставила за собой право выпуска этой модели на ХГАПП (следует учитывать, что страна - производитель конечной продукции имеет определенные экономические и другие преимущества во всей технологической цепочке). Тогда рынок Украины оценивался в 40-60 таких машин.

Осуществленные маркетинговые исследования подтвердили, что к числу аналогов самолета "Ан-140" относились известные иностранные самолеты: "ATR42-300/500" франко-итало-английского концерна "Air"; "F50HP" фирмы "Fokker Aircraft"; "DASH-8-300" фирмы "Bombardier" и "SAAB-2000" фирмы "SAAB". Было также установлено, что "Ан-140" не уступает им по транспортным возможностям (максимальной коммерческой загрузке, пассажироемкости, дальности полетов), подлине взлетно-посадочной полосы и топливной эффективности. Между тем продажная цена самолета "Ан-140" была определена в 8 млн. дол., то есть намного ниже, чем для перечисленных конкурентных аналогов. В 1999 г. на ХГАПП началось серийное производство самолетов "Ан-140", а 25 апреля 2000 г. он получил Сертификат типа. С целью увеличения выпуска таких самолетов ХГКПП обратилось к "Авиакор - Авиационный завод" в Самаре, которому поручалось работать над этой машиной, с предложением по активизации работ над ней. После этого, уже на межгосударственном уровне, за 2 года здесь была налажена действенная кооперация: ХГАПП направило в Самару свой техперсонал, поставило 70% агрегатов на первую машину, передало оборудование для летно-испытательной станции, что позволило в декабре 2003 г. выпустить первый самолет российского производства, который впоследствии, в 2005 г., был представлен на "МАКС-2005". На то время десятилетняя перспективная потребность России в новых региональных самолетах оценивалась приблизительно в 100 единиц. На регулярные авиационные линии самолет вышел в 2002 г. В то же время эксперты отмечают не до конца решенную проблему обеспечения этой машины отечественным двигателем (в том числе для ее модификаций).

Следует отметить, что украинско-российское сотрудничество в самолетостроении и ракетно-космической промышленности рассматривалось в десятилетней Программе к Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной (подписанному в Киеве 31 мая 1997 г.) как приоритетное направление создания и развития структурообразующих производств двух государств. Но, как подтвердила практика их взаимоотношений, этого оказалось мало. Необходимы еще экономический интерес, государственная поддержка, определенная перспектива. Можно предположить, что на то время не все перечисленные компоненты были в наличии. Поэтому, вероятно, реально работы над турбовинтовым "Ан-140" в России начаты лишь в июле 2003 г., и то - по инициативе украинской стороны (тогда же в Омске был налажен выпуск другой "Ановской" модели - "Ан-72П" - в рамках совместной украинско-российской ассоциации "Ан-74" "УРАН").

С целью популяризации "Ан-140" летом 2002 г. создана украинско-российская компания по пассажирским перевозкам "Аероміст - Харків", которая, приобретя 3 самолета "Ан-140", начала выполнять рейсы между Харьковом и Москвой, Киевом, Симферополем и другими городами. Впоследствии было открыто сообщение между Харьковом и Киевом со столицей Словакии. В 2004 г на "Авиа-коре" изготовлен второй самолет "Ан-140". Налаживалось украинско-российское сотрудничество с Ираном, которому были проданы 12 самолетов "Ан-74-200" и где самолету "ІрАн-140" в 2003 г. разрешено осуществлять пассажирские рейсы внутреннего назначения. В октябре 2003 г., во время визита Президента Украины в Ливию, были подписаны контракты с ХГАПП о поставке ливийской авиакомпании "Ейр Лібія" 5 пассажирских самолетов "Ан-140" (впоследствии эта страна от них отказалась и начала закупку "Боингов"). Завод "Авіант" получил заказ от ливийской стороны на 4 "пожарные" машины "Ан-32П". Позднее Ливия дополнительно заказала самолет "Ан-74ТК-300" и 2 самолета "Ан-74ТК-200С" (медицинских) 10. "Ан-32П" поступили в Ливию лишь в 2006 г. Остальные же заказы практически не выполнены, хотя, как уже отмечалось, в конце 2008 г. VIP-само-лет был выпущен на ХГАПП, с последующей его передачей заказчику (сообщалось, что соответствующие испытания завершатся в январе 2009 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.