рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Развитие права в СССР 30-х годов

Контрольная работа: Развитие права в СССР 30-х годов

ВВЕДЕНИЕ

Основные тенденции развития советского права 30-х годов заключались в следующем. Во-первых, в качестве источников права утвердились нормативные акты, то есть законы и подзаконные акты. Однако в силу закрепления в конституционном порядке руководящего положения правящей партии не только совместные постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР, являвшиеся формально подзаконными актами, рассматривались как источники права, но и постановления ЦК ВКП (б), хотя формально это были акты общественно-политической организации, имели общеобязательную силу для всех государственным органов и учреждений и общественных организаций. Все иные источники права, еще применявшиеся в 20-е годы, потеряли свое значение и больше не использовались.

Во-вторых, существенно возросла роль общесоюзных актов и соответственно сокращалось поле применения законодательства субъектов федерации. Это было связано прежде всего с предельной централизацией и бюрократизацией всего партийно-государственного управленческого аппарата, концентрацией власти в руках узкой группы лиц - Политбюро ЦК ВКП (б), а затем одного Сталина.

В-третьих, существенные изменения происходили в системе права, а именно формировались новые отрасли права. Утверждение колхозного строя в сельском хозяйстве повлекло за собой формирование такой отрасли права, как колхозное право. Юридической базой его формирования послужили закрепление в Конституции 1936 года кооперативно-колхозной собственности как особого вида обобществленной собственности и утвержденный в 1935 году Примерный устав колхоза. Началось формирование и такой отрасли права, как хозяйственное право.

В-четвертых, хотя формально Конституция СССР 1936 года подчеркивала роль закона как основного источника права и Верховного Совета СССР, и верховных советов субъектов федерации как органов законодательной власти, в действительности усиливалась и расширялась практика нормотворчества управленческого аппарата. Утвердилась практика, когда при расхождении закона и ведомственного нормативного акта в реальной жизни приоритет отдавался ведомственному акту.[1]


§ 1. Развитие государственного аппарата в конце 20-х — начале 30-х гг.

С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Ее возникновение обусловлено рядом причин: неверными решениями при выработке путей развития экономики; острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство пошло за теми, за кем была сила; узурпацией власти сначала узким кругом партийных верхов, а затем одним человеком.

В этот период все больше начинают применяться внеэкономические методы управления. Сторонники сталинского курса полагали, что политическая система диктатуры пролетариата открывает возможность для преодоления отсталости. Стратегия ускоренного индустриального развития открыто требовала от народа «серьезных жертв» и призывала сознательно пойти на них, а там, где это было недостаточно, «репрессии», говорил Сталин, «являются необходимым элементом наступления».

Наиболее характерной чертой административно-командной системы управления является выдвижение на первый план роли государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. В конце 20-х — начале 30-х гг. происходит стремительный рост управленческого аппарата прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный. Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить их из отраслевых центров в подотраслевые узкоспециальные ведомства, которые легче было контролировать. Этот процесс шел одновременно с другим, не менее тяжелым процессом «перетряхивания» государственного аппарата. В 1929 г. начинается «чистка» государственного аппарата, в результате которой 10% служащих были уволены. Рост исполнительного аппарата шел неуклонно, и все попытки остановить его (путем сокращения) были безрезультатны. Административно-командная система породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппарата. Таким образом, сложившаяся к середине 30-х гг. административно-командная система управления балансировала между бюрократическим государственным аппаратом и трудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. Система диктатуры пролетариата постепенно и последовательно перерастала (перерождалась) в режим диктатуры и (или) тоталитарный режим, т. е. такую форму общества, в котором утверждается полный (тотальный) государственный контроль над всеми сферами жизни общества: ликвидируются конституционные права и свободы, главным средством государственной политики становятся репрессии.

К концу 30-х гг. административная система приобретает устойчивость, которая позволила ей прочно удерживать свои позиции вплоть до 80-х гг.

Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления этой отраслью народного хозяйства. До сих пор руководство осуществлял ВСНХ, теперь он не справлялся со своей задачей. Поэтому в 1932 г. он был реорганизован: разделен на три Наркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. В дальнейшем были разукрупнены и эти наркоматы (цель уже отмечалась). Далее из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В декабре 1929 г. был создан Наркомзем СССР, объединивший сначала управление совхозами, МТС и колхозами. Но в 1932 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Таким образом, складывается отраслевой принцип управления хозяйством.

Важная реформа проведена в области регулирования трудовых отношений. В 1933г. упразднен Наркомат труда, а его аппарат слился с аппаратом ВЦСПС, т. е. все его функции перешли к профсоюзам.

Перестройка органов управления народным хозяйством повлекла за собой и реорганизацию профсоюзов. Они также разукрупнялись: в сентябре 1934 г. вместо 47 уже было 154 отраслевых профсоюза — ликвидировано среднее звено: краевые, областные комитеты.

Усилившаяся к середине 30-х гг. военная опасность требовала повышения боеготовности Красной Армии. В связи с изменившейся обстановкой в мире и необходимостью создания современной армии была проведена реформа Вооруженных Сил.

Суть ее заключалась в следующем:

1. Техническое перевооружение (модернизация старого оружия);

2. Строительство новых укреплений;

3. Строительство ВМФ;

4. Подготовка кадров.

Организационные основы Красной Армии были закреплены в новом Законе «Об обязательной военной службе».

В начале 30-х гг. происходит перестройка органов правопорядка — Суда, Прокуратуры, Милиции, Государственной безопасности.

Принципы организации и деятельности судебных органов определялись «Основами судопроизводства СССР и союзных республик» (1924 г.), Положением о судоустройстве РСФСР (1926 г.) и Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, в соответствии с проведением районирования были созданы районные суды, в городах — городские районные суды, избираемые исполкомами сроком на 1 год. Судьи не могли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Областной суд действовал в составе Президиума, уголовного и гражданского отделов, судебных и кассационных отделений. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда» в его составе были учреждены коллегии по гражданским и уголовным делам, а также создан объединенный организационно-инструкторский сектор. В связи с укреплением территориальных судебных органов ликвидированы некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В1930-34 гг. были созданы железнодорожные линейные и водно-транспортные суды и соответственно — органы прокуратуры.

Кассационной инстанцией для народных судов явились областные суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов 1-й инстанции. В связи с ликвидацией судебных коллегий ОГПУ и передачей их дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел. С упразднением окружных органов власти и управления были упразднены окружные суды. Устанавливалась трехзвенная система — народный суд, областной суд, Верховный суд союзной республики.

В июне 1933 г. реорганизована Прокуратура СССР, утверждено Положение о Прокуратуре СССР. На нее возлагались: надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и всему союзному законодательству; возбуждение уголовного преследования и поддержка обвинения во всех судебных инстанциях; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и ИТУ; а также общее руководство деятельностью прокуратуры в союзных республиках. Органы прокуратуры и следствия были выделены из системы НКЮ союзных и автономных республик и переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры СССР.

Логическим завершением мероприятий по учреждению командно-административной системы явилось учреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. В его составе были образованы: Главное управление государственной безопасности, Главное управление милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ), Отдел актов гражданского состояния и административно-хозяйственное Управление, а также Главное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВД СССР.

Именно в эти годы в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства произошли серьезные деформации, ужесточившие наказание и полностью разрушившие гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. Как уже отмечалось, по мере того как во второй половине 20-х гг. стали брать вверх командно-приказные методы управления, все отчетливее обозначился отход от прежней уголовной политики, а затем и полный отказ от нее. Ставка на репрессии в ходе мирного строительства возобладала уже в конце 20-х гг. при применении чрезвычайных мер во время хлебозаготовительной кампании. Эта ставка на репрессии еще более усилилась и стала доминирующей в первой половине 30-х гг.[2]

§ 2. Право в первой половине 30-х годов

1)  Уголовное право и уголовный процесс

Общая тенденция развития государства и права — усиление централизации — отразилась и на развитии уголовного права. Возрастает роль общесоюзного законодательства. В 1926-1929 гг. уголовно-правовые нормы создавались в большей мере союзными республиками, и до 1930 г. было принято всего 48 общесоюзных актов, относящихся к уголовному праву. Начиная с 1930 г. на первый план выступает уголовное законодательство Союза ССР.

В связи с этим, прежде всего, назовем Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедшее в историю уголовного законодательства как закон от 7 августа 1932 г. Он был принят по инициативе Сталина. Постановление резко усилило наказание за хищение социалистической собственности, не разграничивая мелкие и крупные хищения. Этот закон независимо от характера и значимости похищенного имущества в виде наказания устанавливал расстрел с конфискацией имущества. Лишь при наличии смягчающих вину обстоятельств суд имел право назначить виновному наказание в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет.

Вслед за законом от 7 августа 1932 г. были приняты другие законодательные акты, направленные на ужесточение репрессий и разрушение гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве.

Следующим документом было принятое ЦИК и СНК СССР Постановление «О борьбе со спекуляцией», согласно которому за спекуляцию продуктов сельского хозяйства и промтоварами назначалось лишение свободы от 5 до 10 лет без применения амнистии. В нем так же, как и в первом законе, отсутствовали разграничения между мелкими, средними и крупными делами. Это порождало применение несправедливых репрессий. В Мордовии, например, в 1933 г. привлекали к уголовной ответственности 388 человек, в 1934 г. — 446. 8 декабря 1933 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции», в котором выпуск таковой объявлялся тяжким преступлением. Руководство и административно-технический состав наказывались на срок не менее 5 лет.

Закон от 8 июля 1934 г. «О дополнении положения о государственных преступлениях статьями об измене Родины» устанавливал, что в случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его семьи, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные места Сибири на 5 лет. Эти нормы противоречили демократическим принципам уголовного права. Тогда же, 10 июля 1934 г., было принято решение об образовании при НКВД СССР Особого совещания, деятельность которого непосредственно связывалась с проведением массовых репрессий.

Особо выделим Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», получившее название «Закон 1 декабря 1934 г.». Это постановление было подготовлено по поручению Сталина в спешном порядке, в течение нескольких часов после сообщения об убийстве С. М. Кирова. Этот чрезвычайный закон явно противоречил принципам справедливости и гуманности, предписывал заканчивать следствие по делам о терактах в 10-дневный срок, рассматривать дела в суде без участия общественного защитника, не допускать кассационного обжалования и ходатайства о помиловании, расстрел приводить в исполнение немедленно после оглашения приговора.

Те же изменения (речь идет об ужесточении) нашли отражение и в процессуальном праве. 7 июля 1934 г. вышло Постановление Пленума Верховного суда СССР «О необходимости строжайшего соблюдения судами уголовно-процессуальных норм», но в нем указывалось на большое количество оправдательных приговоров и частые отмены приговоров за недоказанностью обвинений и отсутствием состава преступлений.

В конце 1927 г. в стране возник кризис хлебозаготовок как результат рыночных колебаний, а не как отражение падения сельскохозяйственного производства, а тем более социального кризиса в деревне. Конечно, сокращение государственных заготовок хлеба создавало угрозу планам промышленного строительства, осложняло экономическое положение, обостряло социальные конфликты и в городе и в деревне. Сложившаяся в 1928 г. обстановка в стране требовала взвешенного подхода.

Но сторонники Сталина, только что добившиеся большинства в политическом руководстве, не проявили государственной мудрости в понимании принципов политики по отношению к крестьянству. Больше того, они пошли на прямой отказ от этих принципов, на слом нэпа и широкое применение чрезвычайных мер, т. е. насилие над крестьянством, атому предшествовала поездка Сталина в Сибирь в январе 1928 г. За 22 дня Сталин объехал всю Сибирь и многократно выступал перед активом. В этих выступлениях он и провозгласил отказ от нэпа в деревне: «Излишки хлеба у крестьян не закупать, а изымать. Всех сопротивляющихся судить и отправлять в ссылку». Прокуроров и судей, стоящих на позиции законности, Сталин оскорбительно обозвал «нахлебниками кулаков» и потребовал «их убрать и заменить другими». В этот период выдвигается лозунг «усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму». Заговорили о кулацком терроре. И официальная статистика тех лет свидетельствует, что хотя террористические акты и имели место, но не в таких масштабах, как писали в литературе. Есть данные, свидетельствующие, что в 1926-27 гг. судами РФ всего рассмотрено 26 дел, в 1928 г. — 36, смертельные исходы терактов просматриваются в 48 случаях, покушение на убийство — в 4, избиение — в 3 случаях. В последующие годы количество возбужденных дел о террористических актах в стране возрастало.

В 30-х гг. усилились преступления, направленные против раскрепощения женщин (особенно среди восточных народностей) в самой разнообразной форме (убийства, избиение, изнасилование и т. п.). На создавшуюся обстановку Президиум ЦИК СССР отреагировал Постановлением от 16 февраля 1930 г., в котором подчеркивалось, что в случае, если точно установлено, что убийство произошло на почве раскрепощения женщин, можно применять ст. » положения о преступлениях государственных, (т. е. контрреволюционных). Постановлением Пленума Верховного суда СССР от 6 августа 1931 г. было признано, что убийство ударников в связи с их активной работой на производстве также должно квалифицироваться как теракт.

Принятием перечисленных выше разъяснений было сделано отступление от закона, и стало возможным привлечение за теракты при недоказанной контрреволюционной цели (о которой прямо сказано в Законе). Такая трактовка контрреволюционного преступления не была оправдана, хотя сопротивление мероприятиям советской власти имело место. Это сразу сказалось на соблюдении законности. Вскоре были подмечены серьезные ошибки от расширенного толкования субъективной стороны контрреволюционных преступлений.

В докладе Уголовно-процессуальной коллегии Верховного суда РСФСР о судебной практике по преступлениям, предусмотренным ст. 58 УК РСФСР 1926 г., подчеркивалось, что ошибки судов состоят в подведении под теракт как бытовых убийств, так и убийств по другим мотивам, не связанных с классовой борьбой в общеполитической деятельности потерпевших.

Хотя и со значительным опозданием, только 10 апреля 1932 г., но было решено внести в УК, в ст. 73, дополнение (примечание). Оно указывало на необходимость проводить разграничения между терактами и общеуголовными преступлениями, внешне с ними сходными. Поэтому ст. 71 УК дополнялась ч. 2 следующего содержания: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий в отношении общественников-активистов, ударников на производстве, а также колхозников в связи с общественной или производственной деятельностью — в случае, когда эти действия по характеру, обстановке их совершения или последствиям не могут рассматриваться как теракты, должны квалифицироваться как общеуголовные преступления». 11 марта 1933 г. в печати было опубликовано сообщение ОГПУ о ликвидации контрреволюционной организации выходцев из буржуазно-помещичьего класса, государственных служащих в системе Наркомзема и Наркомсовхозов (специалистов «Трактороцентра»). Было арестовано около 100 специалистов-аграрников по ложному доносу, но они были лишены возможности гласно защититься от нелепого обвинения во вредительстве. По этому делу было вынесено 40 приговоров к расстрелу. Остальные осуждены на разные сроки. Один из них — бывший заместитель наркома земледелия А.М. Маркович — обратился из лагеря с заявлением на имя Сталина, Молотова и прокурора Акулова. Есть в архиве записка Сталина с реакцией на подобные заявления, в которой он предлагал создать комиссию в составе Кагановича, Куйбышева и Акулова, чтобы проверить сообщаемое в документах. Было это в сентябре 1934 г. Сохранились материалы комиссии, которая составила заключительный документ с выводами о том, что применение незаконных методов следствия имело место; комиссия ставила вопрос об искоренении незаконных методов следствия, наказании виновных и пересмотре дел.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.