рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Отечественная история

Контрольная работа: Отечественная история

Контрольная работа № 00 по предмету

"Отечественная история" код (ИР)


1. Причина появления письменного законодательства и его значение для восточных славян (какие документы древнейшего права имеются в виду, время их появления и какие вопросы они вводили в русло закона) ?

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы.

Наиболее интересным правовым документом был сборник правовых норм, называемых Русской Правдой, которая разделена на три редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая правда – наиболее древняя, состояла из двух частей. Первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068 г.

Пространная Правда состояла из двух частей – устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха – систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

Краткая редакция Русской Правды – небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая часть ее, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.

2. Чем отличалась Новгородская республика (в своей экономике, государственном устройстве, быте, культуре, искусстве, внешних сношениях) от других русских земель?

Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка. Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего в юго - восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев (современный Тарту). Совершались походы в Карелию, в земли соседских угро - финских племён.

Необъятная территория Новгородской земли имела основное ядро, которое на последнем этапе новгородской независимости делилось на пять частей, именованных пятинами. На север и северо - запад от Новгорода лежали земли Водской пятины, включавшие в себя и часть современной Карелии. По правому берегу Волхова далеко на север и северо - восток, к белому морю простиралась Обонежская пятина. К Юго - западу от Новгорода по реке Шелони, а также к Югу от неё и узкой полосой на север располагалась Шелонская пятина. К Юго - востоку от Новгорода была Деревская пятина. Бежецкая пятина - единственная, которая начиналась не у стен древнего Новгорода, а в стороне, к востоку от города, между землями Обонежской и Деревской пятин. Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством.

Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства в X1V - XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами.

Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90% сёл имели всего 1-4 двора) [1]. Сельские поселения объединялись в административно - хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также "непашенные люди".

В 14 - 15 веках возникают сельские торгово–ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

До 13 века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов.

В 13 веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыбы, причём как "чёрные" (карповые, щуковые, окунёвые и т.д.) так и "красные" (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало.

Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие как например щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железноделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства, а также оружие. В 15 веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие, делавшееся богатому заказчику нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.

Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами - деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т.д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.

До появления Санкт-Петербурга Новгород являлся каким-никаким окном в Европу. Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств древнего востока на Русь и страны балтийского побережья.

Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост.

Начало торговли Новгорода со странами западной Европы относится на период 10-11 веков. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц.

В 12 веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в 11-13 века центром балтийской торговли.

Вывозили, в основном, меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине 15 века 565 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде.

Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свеч. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг. каждый.

Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время Новгород. Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год [2].

Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои в них нужды.

Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Итак, древний Новгород вёл оживлённую торговлю. Из источников 19-20 века можно понять, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров.

3. Назовите основные идеи (политические теории и мысли), которые развивали митрополит Илларион, монах Нестор, монах Филофей. Получили ли их идеи развитие в позднейших размышлениях представителей Русской церкви или светских мыслителей?

Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси. В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. В "Слове" излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на два периода - Ветхого завета и Нового завета. Период Ветхого завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета - период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии. Тем самым он вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей опеке. Илларион восхваляет князя Владимира Святославича (Крестителя), могучее и независимое Киевское государство, обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями.

Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для "Повести временных лет" (начало XII в), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если Илларион в "Слове" стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в "Повести" дает их историческое обоснование.

Излагая историю славянских племен, описывая основание Киева и возникновение Киевского государства, автор "Повести" стремится опровергнуть византийскую идею о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на русской земле. С Рюрика и начинается русская государственность, и его наследники - киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей.

Эти рассуждения летописца были использованы в XVIII-XIX вв. для создания "норманнской теории" происхождения Русского государства. Необоснованность этой теории показывал еще М.В. Ломоносов. Но нужно иметь в виду, что сам автор "Повести временных лет" стремился опровергнуть византийскую идею "несамостоятельности" Русского государства варяжской трактовкой "несамостоятельности". Этим решались насущные политические задачи: отвергались притязания Византии на гегемонию над Киевской Русью, повышалось значение власти киевских князей, подчеркивались их старшинство и недопустимость усобиц между князьями в условиях наметившейся в это время тенденции к феодальной раздробленности.

Характерно, что в "Русскую Правду" (XI-XIII вв) - памятник права раннего феодального общества, отразивший и закрепивший становление феодальных отношений, социальной дифференциации, феодального землевладения и феодальной зависимости - в период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается и бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы. "Русская Правда" как кодекс раннего феодального права закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. Но появление этих статей отражало требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению.

Показательно, что эти же мотивы со временем появляются и в летописях Великого Новгорода, превратившегося в боярскую республику. В Новгородской летописи "Повесть временных лет" была заменена "Начальным сводом". Для "Свода" характерно критическое отношение к княжеской власти. Корыстные современные князья противопоставляются справедливым князьям прежних времен. В этом нельзя не видеть стремления правящей новгородской верхушки обосновать ограничение княжеской власти в республике. Но в этом отражаются и настроения простых людей - ушедшие в прошлое порядки доклассового общества им представляются справедливыми. О том же говорят и отмечаемые в летописи преимущества власти вече, а также появившиеся позже записи в летописи, с симпатией описывающие борьбу простонародья против засилия "больших людей".

Логика единства земли русской, пронизывающая "Слово о полку Игореве", должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти. Эта идея, рассматриваемая главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в другом произведении литературы XII-XIII вв. - "Молении Даниила Заточника".

"Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона – образец ораторской прозы. Содержание: сопоставление закона и благодати, описание распространения христианства на Руси, похвалы Владимиру Ярославичу и его сыну Ярославу. Идеи: равенство всех народов перед "благодатью", прославление богоизбранности Руси.

Монах Нестор: "Повесть временных лет": идея соборности и богоизбранности России.

Филофей: формирование концепции "Москва-третий Рим".

Идеи получили дальнейшее развитие у Вл. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева.

4. Значение городов в Древней Руси (X-XVII вв) носило тот же характер и значение, как в странах Западной Европы или нет?

С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими были: Киев - у полян, рынкам в земле славян стали возникать большие города. Такими были: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Любеч - у радимичей, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменских славян и др. Подобные города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. В них встречались торговые иноземцы, варяги по преимуществу, с русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Охрана товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества, в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Во главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители - конунги (по-славянски конунг - - князь). Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу в городах и оберегали города и городские торговые караваны, или же, наконец, конунги захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. А так как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество, более или менее значительное по своему пространству. Такие варяжские княжества были основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Иногда княжеская власть возникала у славянских племен и независимо от варяжских конунгов: так, у древлян был свой местный князь по имени Мал ("бе бо имя ему Мал, князю Деревьску", - говорит современник).

Города в Древней Руси имели очень важное значение, так как они были центрами торговли, ремесел, культуры, вокруг них происходило политическое и экономическое объединение русских земель. Однако они не имели того же значения, как в Западной Европе (исключение могут составлять лишь Новгород и Псков). В Западной Европе был сформирован феодализм, а в России эпоха развитого феодализма относится лишь к XVII в.

5. Почему в России университеты появились так поздно и в таком небольшом количестве? (или в Руси и России были аналогичные учебные заведения под другими названиями) ?

Создание высших учебных заведений диктуется потребностями общества. Создание первого высшего заведения на Руси относится к 1687 году, это Славяно-греко-латинская академия. В эпоху Петра Первого в результате экономических преобразований, формирования чиновничьего аппарата потребовались светские специалисты, этим и было обусловлено более широкое распространение высших учебных заведений.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика – Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 7 мая 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения" и дни научного творчества студентов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.