рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Возникновение и эволюция российского конституционализма

Дипломная работа: Возникновение и эволюция российского конституционализма

Содержание

Введение

Глава I. Возникновение и эволюция российского конституционализма

§1. Становление теории конституционализма в России, его понятие и сущность

§2. Зарождение конституционализма в России       

§3. Конституционализм в России до Октябрьской революции 1917 года

Глава II. Развитие конституционализма в советский период

§1. Советский подход к пониманию конституции

§2. Конституция РСФСР 1918 года

§ 3. Конституции СССР 1924 года и РСФСР 1925 года

§ 4 Конституция СССР 1936 года и РСФСР 1937 года

§ 5. Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года

Глава III. Формирование и реформирование конституционного строя Российской Федерации

§ 1. Демократические реформы в СССР 1988 -1992 годов и конституционное развитие

§ 2. История создания Конституции нового российского государства

§ 3. Конституция Российской Федерации 1993 г.: перспективы развития и реформирования

Заключение

Список источников и использованной литературы

 


Введение

Развитие и становление современной Конституции неразрывно связано с историческими предпосылками, существовавшими задолго до её принятия, причем не столько с законодательной практикой, сколько с развитием идей и представлений о системе государственной власти, механизмах ее функционирования и взаимодействия с обществом, т.е. теорий конституционализма.

Российский конституционализм на современном этапе рассматривается как многогранное политико-правовое явление, отражающееся во взаимозависимом сочетании конституционной идеологии, конституционной теории и конституционной практики развития российской государственности.

В советский период развития государства данный термин рассматривался применительно лишь к капиталистическому обществу, таким образом, конституционализм считался элементом буржуазной правовой идеологии, неприемлемым в условиях советского строительства. Положение стало меняться с конца 70-х годов, когда появилась потребность теоретически осмыслить новый этап конституционного развития СССР и некоторых других социалистических стран[1].

В современных юридических исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционализма в России, а последний, в свою очередь, рассматривается как производный от понятия «конституция». В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нет определения конституционализма, но дается следующее определение конституции: «Конституция - учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обыкновенно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на началах народного представительства»[2].

Общие теоретические аспекты проблематики развития конституционного строя России поднимаются в работах известных ученых конституциалистов различных периодов, среди которых можно назвать имена С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, В.П. Безобразова, С.Н. Братуся, Н.В. Витрука, А.Д. Градовского, В.В. Еремяна, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, И.А. Кравца, А.Н. Медушевского,Н.И. Матузова, Ю.В. Пуздрача, А.С. Смыкалина, Б.С. Эбзеева, Л.С. Явича и др.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере создания и применения правовых норм, закрепляющих за гражданами Российской Федерации конституционные обязанности.

Предметом исследования является формирование и развитие системы социальных, правовых и конституционно-правовых норм, закрепляющих основополагающие принципы организации и деятельности государственной власти, ее отношений с гражданами и обществом.

Целью работы является комплексное исследование эволюции правовой регламентации и практики реализации конституционных принципов российского государства.

Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи:

раскрыть правовое содержание понятия «конституциализм», определить его прирорду и сущность;

проследить формирование и развитие правовых и обычных норм, регламентирующих отношения, обычно включаемые в предмет конституционного права, на протяжении от зарождения Росийского государства до принятия первой конституциии;

проанализировать основные конституционные акты российского государства в период до октябрьской революции 1917 г., выявить их особенности, установить наличие предпосылок для создания писанной конституции;

провести детальный анализ конституций советского периода, в целях определения характерных черт юридической техники и особенностей структуры;

исследовать период становления конституциализма в Российской Федерации с момента начала демократических реформ, определить какие события повлияли на содержание современной Конституции Российской Федерации;

выявить основные направления и тенденции дальнейшего развития Конституции РФ, проблемы правоприменения, возможности совершенствования, перспективы изменения.

Методологическую основу исследования составляют общие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы и подходы: диалектический, анализ, синтез, системный подход, функциональный подход, социологический, статистический, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Источниковую базу исследования составили Конституция РФ 1993 г., законодательные и иные акты нормативные акты РФ, конституции советского периода, законодательство Российской Империи и более ранних исторических периодов.

Теоретическую основу работы составили труды ученых, обращавшихся к осмыслению понятия обязанность, советских и современных российских ученых - монографии, учебники, научные статьи, диссертации теоретико-правового и специально-юридического характера.

Теоретическая в практическая значимость исследования определяется актуальностью и научной новизной темы. Теоретическая значимость заключается в возможности существенного расширения знаний о развитии российского законодательства в части регламентации обязанностей граждан.

Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования, она состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка


Глава I. Возникновение и эволюция российского конституционализма

§1. Становление теории конституционализма в России, его понятие и сущность

Категория «конституционализм» применялась для характеристики конституционной истории России и рассматривалась как политическая система, «при которой власть монарха в государстве ограничена народным представительством (парламентом)»[3]. С учетом отмеченных особенностей, эволюцию конституционализма в России представляют в виде следующих этапов:

Этап дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции дворянской оппозицией;

этап монархического конституционализма в условиях думской монархии (1906 - февраль 1917 года);

этап советского конституционализма, функционирующего в условиях однопартийной политической системы;

переходный период от советской республики и советского государственного права к демократическим институтам конституционного права (1989-1993 г.г.);

этап  современного     демократического конституционализма после конституционной реформы 1993 года[4].

По мнению И.М Степанова, высказанному им в работах различных лет, конституционализм определяется в широком и узком понимании этого слова. В широком смысле это явление охватывает теорию конституции, историю и практику развития той или иной страны, группы стран, мирового сообщества в целом[5]. В узком смысле под конституционализмом понимается система знаний о фундаментальных ценностях демократии: их составе, формах выражения, методах и степени реализации. Таким образом, И.М. Степанов обозначил конституционализм как систему представлений об общедемократических, общецивилизационных, политико-правовых ценностях государственно-организованного общества[6].

Не во всем с таким подходом согласен С.А. Авакьян: «Указанные общие ценности следует трактовать как набор нужных, желательных в любой стране. Однако нельзя их рассматривать как некую аксиоматическую заданность и соизмерять с нею то, что имеет место в конкретном государстве. В этом случае анализ реальности, в том числе и достижений соответствующего общества, невольно подменяется формальными критериями: есть все из набора - значит, государство может похвалиться наличием конституционализма, чего-то недостает - значит, до «подлинного» конституционализма еще путь не пройден»[7].

По мнению С.А. Авакьяна, «конституционализм следует связывать с четырьмя главными моментами: конституционные идеи; наличие соответствующего нормативно-правового фундамента; достижение определенного фактического режима; система защиты конституционного строя и конституции». Этого же взгляда на конституционализм, в несколько иной терминологии, придерживается И.А. Кравец: «Системный анализ современного российского конституционализма охватывает четыре грани его воплощения в реальности: идейно-теоретический, нормативно-правовой, институционально-функциональный и судебно-интерпретационный»[8].

Таким образом, в отечественной науке конституционного права конституционализм понимается, прежде всего, как «система основных идей и взглядов об отвечающем принципам демократического развития устройстве государства, организации в нем власти и взаимоотношениях последней с гражданами»[9].

Чтобы раскрыть содержание понятия «конституционализм», необходимо проанализировать истоки его возникновения в России. В юридической литературе сложилось две основные точки зрения на процесс возникновения конституционализма в России. Первая связывает появление конституционализма с 1730 годом и «Кондициями», предъявленными Верховным тайным советом герцогине Курляндской Анне Иоанновне при приглашении ее на российский престол. Вторая с Манифестом 17 октября 1905 года, существенно ограничившем власть монарха[10].

История развития конституционализма в России нашла отражение в трудах историков русского права второй половины XIX века - В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского, Ф.И. Леонтовича. Они рассматривали данную проблему через анализ государственно-правовых институтов.

Древняя история составила основу историко-правовых исследований В.И. Сергеевича и Ф.И. Леонтовича, поскольку оба разделяли убеждение, что именно древний период дает возможность решить проблему развития русской государственности. Центральной проблемой историко-юридической концепции А.Д. Градовского являлось общество и государство в их взаимном отношении и изменении в ходе исторического процесса. Градовский разделял мнение Сергеевича, что древний период истории любого государства предопределяет самобытность ее дальнейшего развития[11].

По мысли В.И. Сергеевича, княжеская власть и народное вечевое представительство суть «два противоположных, но необходимых друг для друга элемента: с одной стороны, народ не может жить без князя, с другой - главную силу князя составляет тот же народ»; следовательно, «князь есть в высшей степени народная власть»2. Доказывая этот тезис, ученый опирается на анализ собранных и систематизированных им летописных свидетельств о деятельности вечевых институтов и их взаимоотношениях с княжеской властью[12].

Одним из главных оппонентов В.И. Сергеевича стал А.Д. Градовский, издавший в 1868 году очерк «Государственный строй древней России». Как считает Н.В. Иллерецкая, А.Д. Градовский находился на позициях общинной теории. Вече, считает А.Д. Градовский, соответствовало не личной свободе, а общинному быту. Поэтому оно выражало общинную свободу, было правом не каждого лица, а целой общины. Общинные (вечевые) начала, определяемые формами народного быта, вместе с тем выражались по отношению к организованной княжеской власти в присущем каждой автономной общине праве призвания князей; но это начало находилось в постоянной борьбе с началом княжеским, родовым (наследование по родовому старейшинству).

По мнению Сергеевича, из двух сил - князя и вече - осталась только одна: князь. Князь отменил вече. Автор выделяет три причины перехода вечевой России к единодержавию: влияние татарского владычества, установление поместной связи между служилыми людьми и князем и объединение России. А.Д. Градовский считает, что первая причина чисто внешняя, а вторая и третья - производные от нее. С усилением начала престолонаследия народное призвание возобновлялось лишь в редких случаях в связи с прекращением княжеского рода. Государственный идеал, зародившийся в первый момент призвания князей как реакция на общинный быт, достиг высшей ступени развития. Татарское владычество дало новый толчок народному самосознанию и привело к практическому осуществлению государственного единства[13].

Властеотношения в Древней Руси сложились задолго до возникновения Московского государства, но в этот период можно говорить лишь о некоторых элементах традиции, подводящих народ к современному пониманию конституционализма.

В России до конца XVIII века сохранились органы, которые носили элементы представительных учреждений. Такими органами были земские соборы, в состав которых входили представители не только высшего феодального сословия, но и представители низших.

Понятие «земский конституционализм» вошел в политический обиход в начале XX века. Под ним подразумевалось такое направление земской общественно-политической и теоретической деятельности, которое ставило целью построение Российского государства на общинном принципе посредством реформ существующего государственного строя, совместными усилиями правительства и либерального общества[14].

В России теория конституционализма разрабатывалась в основном авторами, принадлежавшими к либеральному лагерю. Видные русские правоведы В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин и другие связывали понятие «конституционализм» с теорией «правового государства», разработанной немецкими государствоведами, в частности, Р. Моллем, а затем русскими авторами. Большим шагом вперед следует считать введение в научный обиход понятия «конституционное право» вместо употреблявшегося ранее понятия «государственное право». Многие ученые под конституционным правом понимали конституционную организацию государственной власти, направленную на защиту прав и свобод личности.

Согласно либеральному мировоззрению, исторические долиберальные государственные формы нельзя разрушать путем революционного переворота, их надо преобразовывать. Следовательно, либеральный конституционализм в России необходимо понимать как своего рода альтернативу революции[15].

Анализируя взгляды отечественных исследователей на проблемы конституционного устройства государства, следует отметить, что российские ученые второй половины XIX века разработали стройную концепцию конституционного государства в форме конституционной монархии, гарантирующей широкие права и свободы личности, разделение властей, развитое местное самоуправление.

Конституционное государство, должно обладать рядом характерных признаков, которые бы отличали его от государства неконституционного. Прежде всего, это наличие основного правового закона - Конституции. Конституция - это не просто Основной Закон государства, принятый путем надлежащей процедуры, это закон, обеспечивающий в государстве господство права, т.е. устанавливающий и гарантирующий минимальную и неотчуждаемую меру свободы и формальное равенство участников социального общения.

Конституционализм в либерально-правовой мысли России тождественен понятию конституционного государства ядром, которого является Конституция. На заре XX века под конституцией понимались «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенция, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти»[16].

Противовесом чрезмерному развитию административного строя является строй конституционный, а противоположностью государства полицейского (бюрократического) - государство конституционное. Понятие «конституционализм» тесным образом связано с понятием «конституционный строй», который является центральным в российском конституционализме. До сих пор в законодательстве не выработано определения конституционного строя, несмотря на использование его в официальных документах и, прежде всего, в Конституции Российской Федерации 1993 года.

В юридической литературе 90-х годов XX в. предлагалось исключить из конституционного права термин «общественный строй», на том основании, что это понятие использовалось в теории и практике тоталитарного социализма, и было там «огосударствлено», т.е. исключало существование гражданского общества, независимого от государства и стоящего над ним[17].

Исследуя конституционализм в России, И.А. Кравец отмечает, что типология конституционализма насчитывает несколько классификаций: мнимый конституционализм и подлинный, а также парламентарный (в форме парламентской республики или монархии) и дуалистический (в форме президентской республики и дуалистической монархии, республиканский (основанный на принципе народного суверенитета) и монархический (базирующийся на монархическом принципе), народный (возникший вследствие принятия конституции избирательным корпусом или его представителями в парламенте или учредительном собрании), договорный (возникший в условиях соглашения между монархом и парламентом) и октроированный (юридическим основанием которого является акт, пожалованный главой государства, как правило, монархом)»[18].

Государствоведы либерального направления подчеркивали, что Основные законы 1906 года свидетельствовали о возникновении в России октроированного конституционализма с дуалистической монархией по характеру организации законодательной власти и типу взаимоотношений монарха, правительства и парламента между собой[19].

В конце XIX - начале XX веков русские либералы являлись по своим взглядам государственниками, мечтавшими реализовать свои программы посредством государства и его институтов, они пытались изменить заимствованные конституционные принципы применительно к России. Английская Конституция, писал Б.Чичерин, является неподражаемой, учиться у англичан способу сохранить политическую свободу совершенно напрасно, можно усвоить лишь некоторые приемы, условия, форму[20].

В России основными конституционными идеями исследуемого периода являлись: ограничение самодержавия и введение представительного правления, определение источника суверенитета власти, провозглашение политических и гражданских прав и свобод подданных, утверждение верховенства права и законности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.