Дипломная работа: Понятие и сущность религиозных конфликтов
Дипломная работа: Понятие и сущность религиозных конфликтов
Понятие и сущность религиозных конфликтов
Содержание
1.
История исследования вопроса
2.
Понятие
конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3.
Развитие
конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
4.
Сочетание
религиозных и политических конфликтов в истории, послествия религиозных конфликтов
во всемирной истории
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором
плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине
90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он
стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство.
Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников»
и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как
традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные
учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам
его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных
конфликтов.
Последние выражаются не только
как конфликты приверженцев различных вероисповеданий, но и тесно связываются с этносом
носителей данных верований, что может придавать конфликту и национальный характер.
Даже чистые религиозные конфликты, сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия
и нетерпимости, значительно дестабилизируют социальную обстановку в современном
обществе. В этих условиях изучение интегрирующего и дезинтегрирующего влияния религии
на современное общество имеет большую практическую значимость. Кроме того, актуальным
является изучение вопросов взаимоотношения религии и политики в современном обществе,
взаимосвязь конфликтных ситуаций в этих сферах общественной жизни.
Религия глубоко интегрирована
во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и в политику. Поэтому
социальные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни, находят
отражение в религии, и наоборот - конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной
почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений,
в первую очередь политических, экономических, межнациональных.
При исследовании религиозных
конфликтов нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной дисциплины, будь
то политология, религиоведение или социология. Лишь комплексный анализ на пересечении
данных дисциплин будет наиболее продуктивным при изучении религиозных конфликтов
и их специфики
Отметим, что религия обладает
возможностью как снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений,
так и усиления психологической напряженности, дестабилизации общественно-политической
ситуации в стране и т.д.
Необходимость изучения религиозного
конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого
количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и
межконфессиональные отношения.
Цель данной работы: провести
анализ религиозных конфликтов в обществе, разобрать специфику их появления и развертывания,
показать связь политических и религиозных конфликтов, их последствия.
Объектом исследования является
феномен религиозного конфликта. Предмет исследования - причины возникновения, формы
проявления, основные тенденции развития религиозного конфликта.
1. История исследования
вопроса
Учение о противоположностях
и их роли в возникновении вещей возникает в Древней Греции. Анаксимандр говорит,
что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» - единого материального начала,
приводящего к выделению из него противоположностей. [2, с.97]. Мыслители прошлого,
осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить
критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон выдвинул
тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения
за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага. Аврелий Августин добавил
к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о
войне и мире звучат вполне современно: «...те, которые нарушают мир, не ненавидят
его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям».
В средние века Фома Аквинский,
развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие
справедливой войны: на нее должна быть «авторизованная компетенция», то есть санкция
со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «...война и насилие
являются всегда грехом» [32, с.36; 34, с.39; 1,57].
Одну из первых попыток системного
анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный
деятель Никколо Макиавелли. Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших
тогда теологических взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт
универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека,
стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению.
Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую
в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству.
Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную
функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать
на него. «Выполнять эту миссию призвано государство», - считал мыслитель [33, с.91-93].
Эразм Роттердамский отмечал наличие собственной логики начавшегося конфликта, который
разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые
слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал,
что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны [33,
с.92].
Интересны идеи относительно
природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он глубоко
проанализировал с причины социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую
роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов
способствует пренебрежение государей мнениями сената и сословий, политические ошибки
в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные
речи» [35, с.74].
Томас Гоббс считал главной
причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей
одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения
или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество,
недоверие и честолюбие. В новое время были популярны идеи Жан-Жака Руссо об этапности
всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда
люди свободны и равны - «... от природы люди вовсе не враги друг другу». Затем развитие
цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец,
заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных
отношений, «вечный мир» и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор
возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю
они не проявят. [2, с.63].
Впервые конфликт как многоуровневое
социальное явление был изучен Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах
богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты,
земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство
между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества,
а социальный конфликт, следовательно, как «...определенное благо человечества».
Кант считал, что «...состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть
естественное состояние ...последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и
не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние
мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж. Руссо
об «общественном договоре» [30, с.98].
В рамках зарубежной и отечественной
можно выделить следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных
конфликтов: теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций
религии (М. Вебер [7], Г. Зиммель [14], К. Маркс [19], В.И. Гараджа [9, 10], И.Н.
Яблоков [27] и др.); изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов
и движений социального протеста (В.И Добреньков [11]).Серьезного внимания заслуживают
научные разработки, представленные центром «Религия в современном обществе» автором
которых является Нурулаев А.А [22, 23].
Изучение литературы по теме
показало, что конфликтогенные процессы в религиозной среде еще недостаточно изучены
и требуют дополнительного комплексного рассмотрения.
Важно отметить, что в рамках
российской социологии религии и религиоведения большинство из указанных направлений
находятся в стадии формирования. Фактически отсутствует глубокая теоретико-методологическая
база изучения конфликтности в религиозной сфере, также наблюдается недостаток эмпирических
исследований данного феномена. Собственно религиоведческих работ, посвященных целенаправленному
анализу религиозных конфликтов, практически нет. Немногочисленные исследования по
данной проблематике исследуют в основном локальные во времени и пространстве религиозные
конфликты, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.
Отметим, что комплексный анализ
конфликтогенных ситуаций на религиозной почве в современном обществе, проводился
лишь в рамках специальных диссертационных исследований, данные которых не опубликовывались
широко. В общих чертах, состояние научной разработанности проблемы таково:
а) категория «религиозный
конфликт» в научной сфере общества малоисследованна;
б) теоретико-методологическая
база для проведения подобных исследований практически не сформирована.
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
Понятие конфликта принадлежит
как к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом.
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений
-от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных
или супружеских разногласий.
Слово «конфликт» происходит
от латинского conflictus - столкновение. Анализ определений конфликта, принятых
в различных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия
конфликта раскрывается через следующие значения:
1. Состояние открытой, часто
затяжной борьбы; сражение или война.
2. Состояние дисгармонии в
отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
3. Психическая борьба, возникающая
как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний
или тенденций [3, с.9-10].
До определенного времени практика
обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания
стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными
группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки
попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем
межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе
всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с
отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного
общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно
регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Возникновение международных
конфликтов неизбежно, в случае, когда одно государство или группа государств стремится
навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя при
этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных видов противоположных
интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических
(безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных,
информационных, идеологических и даже религиозных [22, с.65].
Конфликты всегда были неотъемлемой
частью человеческого существования. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний
день человек ежедневно сталкивался с конфликтами в семье, с властью, во взаимодействии
с другими людьми. Одно племя конфликтовало с другим, рабы восставали против рабовладельцев,
один народ устраивал геноцид другого из чисто шовинистических соображений. Люди,
сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов,
находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних.
Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.
Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало
мыслить [7, с.61].
Но самое большое распространение
получили этнополитические и религиозные конфликты.
Особенностью конфликтологии
является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах
общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются
представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты
и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление.
Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих
социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
Конфликт разворачивается в
контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия,
а с другой стороны - одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности,
а с третьей - источник всякого развития, движения.
Конфликт - явление сложное,
многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического
феномена, возможно выделить его существенные признаки:
- субъектность носителя противоречия;
- личностный смысл предмета
противоречия для каждого из субъектов;
- обстоятельства, выявившие
противоречие и столкнувшие интересы субъектов.
Конфликт - это момент в межличностных
отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между
этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных
смыслов.
Понятие "религиозность"
можно определить как реализуемую в жизни индивида или группы архетипическую установку на трансцендирование
"социального" в целях духовной самореализации ("спасения", "просветления",
"духовной эволюции" и т.п.). Данное понятие представляет собой идеальный
тип. В соответствии с мерой отклонения от "эталона" можно выделить три
уровня религиозности (экзистенциальный, мировоззренческий и нормативно-этический),
характеризуемые разной силой "концентрации" асоциальности.
Субъектами экзистенциальной религиозности являются
мистики; мировоззренческой - личности, способные к рефлексии
своих религиозных представлений; нормативно-этической
- рядовые верующие, усвоившие религиозные установки в процессе социализации. Первый
уровень религиозности ориентирован на духовное развитие человека, предполагающее
преодоление его социальной обусловленности, последний - на укрепление в нем общественного
начала и поддержание социального порядка. Между представителями
этих уровней существует извечный конфликт. С этим связана проблема дуалистичности оценок разных проявлений религиозности,
исходящих из приоритета потребностей и интересов либо отдельной личности, либо общества
в целом. Органическое совмещение двух этих противоположных систем отсчета - важное
условие объективного анализа религиозных феноменов [12, с.127].
Исходя из данного контекста
дается общая характеристика конфронтирующих - институциональных
и внеинституциональных, традиционных и нетрадиционных
- форм религиозности (первые в каждой паре тяготеют к нормативно-этической, вторые
- к экзистенциальной религиозности). С учетом многомерности
и поливариантности религии классифицируются и описываются ее социальные функции
( легитимации - разлегитимации,
регуляции - аномизации, идентификации - маргинализации, интеграции - дезинтеграции, отчуждения
- компенсации, социального протеста - адаптации, социальной трансформации - социальной
консервации); подчеркивается их амбивалентность, порождающая при определенных условиях напряжения,
конфликты и социальные катаклизмы в обществе [21, с.9].
Но каковы бы ни были причины
возникновения различных религиозных групп, проблема религиозных конфликтов всегда
остро стояла перед человечеством и наиболее актуальна стала в наши дни. Последние
события, террористические акты в Америке, подталкивают мировое сообщество к объединению,
к началу войны цивилизованного мира с терроризмом. Но если вглядеться в эту проблеме
глубже, то становится ясно что, к сожалению, война с международным терроризмом,
это еще и религиозное противостояние. Известная формула о том, что у бандитов нет
веры и национальности, в сознании людей срабатывает, увы, не всегда. [25, с.61].
Религиозный
конфликт – это, прежде
всего, конфликт человеческий, обусловленный противоречиями интересов различных социальных
групп, объединенных в два или более враждебных лагеря, при условии что каждый лагерь
руководствуется единой для всех его членов системой ценностей, взглядов на мир,
нравственных и моральных убеждений. При этом, каждое отдельный лагерь пытается представить
субъектом конфликта не себя, а оппонента. Субъектом такого конфликта является группа
людей, но объектом выступают определенные моральные нормы и ценности, относительно
иерархии, которых имеются разногласия между сторонами. В принципе, поскольку не
бывает людей с абсолютно одинаковыми идеалами, такие разногласия можно признать
естественными, можно также в большинстве случаев и найти пути их разрешения: либо
путем взаимоприобщения к ценностям друг друга, либо путем терпимости и признания
права на инаковерие. Однако эти пути не всегда возможны. Препятствием разуму и доброй
воле здесь лежит фанатизм [24, с.28].
Специфика религиозных конфликтов
заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих,
связанный с миром иным, божественным.
Верующий человек все более
был озабочен проблемой спасения, божественного акта, который станет наградой за
праведную жизнь, достижения на Земле, за свои старания и страдания. Когда же люди,
служители церкви, но все-таки – люди, начинают просто раздавать такое спасение без
учета заслуг человека, а иногда - и вопреки его действиям, просто за богатые пожертвования,
в результате это и вызвало критику католической церкви, которая не то чтобы находилась
в упадке, но не могла полностью соответствовать все возраставшим требованиям паствы.
Одним из своеобразных выходов из этого противоречия и явилось создание и развитие
религиозных братств, которое свидетельствовало о повышении религиозной активности
мирян, стремившихся самостоятельно позаботится о спасении души и уменьшить страх
перед мучениям, поджидавшими их в Чистилище. Еще одним ответом на религиозный вызов
эпохи явилась Реформация, точнее, различного рода реформационные учения [27, с.83].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|