рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Кабинет Столыпина: результаты деятельности

Дипломная работа: Кабинет Столыпина: результаты деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                             3                                                   

Глава 1  Задачи кабинета П. А. Столыпина                               10                                                          

Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина                                                                                                20

§1. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач                                                                                              20                  

§2. Результаты кампании по борьбе с терроризмом                      30

§3. Результаты аграрной реформы                                                  32

§4. Вероисповедальные реформы и национальный вопрос          37

§5. Преобразование местного управления и суда                          47

§6. Вопросы обороноспособности и внешней политики              53

Заключение                                                                                        78                                             

Источники                                                                                          82

Литература                                                                                         83


ВВЕДЕНИЕ

 

В начале ХIX века, и многие учёные и историки спешат  подвести  итоги ушедшего столетия, отыскать истинные причины событий, произошедших в нём. И всё  чаще  и чаще их взгляды стали обращаться к самому началу ХХ века,  ведь  именно  там кроются загадки и революционных потрясений 1917 года, и  гражданской  войны. Во многом произошедшие события связаны  с  внутренней  политикой  последнего императора России Николая II, в которой  свою роль сыграл и Пётр  Аркадьевич Столыпин – человек странной судьбы, не рвавшийся  к  власти,  но  неожиданно для всех – может, и для самого себя тоже – вдруг оказавшийся  у  её  вершин. Многие его современники, удивленные его  взлетом,  стали  говорить,  что  он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к  своей  новой  роли,  что  у него нет собственных идей, что он «приказчик»,  исполняющий  чужие  приказы, локомотив,  вытягивающий  поезд  в  указанном  кем-то   направлении.   Такие характеристики появились ещё при жизни П. А. Столыпина и  он,  надо  думать, был о них наслышан. И только немногие люди, в том числе  и  он  сам,  знали, насколько это несправедливо. Ибо в рабочем  столе  П.  А.  Столыпина  лежала стопка взаимосвязанных  проектов,  призванных  последовательно  переустроить жизнь России. Российская империя получила сильный поступательный толчок, положивший конец как политическому, так и экономическому кризису. При этом надо отметить, что огромную роль в  реформаторской деятельности играет не только глава правительства – Столыпин, но и его сотрудники и в какой-то мере сподвижники – министры.

Изучение деятельности кабинета министров помогает понять  насколько тяжело было проводить все задуманные мероприятия, начиная от споров в самом Совете министров и заканчивая отстаиванием законопроектов в Государственной думе, Государственном совете или перед  императором.

Особенно важно сравнить программу, задачи кабинета – и результаты деятельности, проанализировать, насколько задумки были воплощены в жизнь: именно этим определяется работоспособность и эффективность кабинета министров.

Следует сказать, что деятельность кабинета Столыпина, а в особенности – результативность этой деятельности – оценивается в историографии весьма разноречиво. Во многом оценка зависит от идеологических взглядов исследователя, от его понимания того, что лучше для страны.

Наиболее яркий пример – отношение в историографии к борьбе П. А. Столыпина с терроризмом и результатам аграрной реформы. Эти два направления деятельности Совета министров оцениваются историками весьма противоречиво, существуют прямо противоположные взгляды. Была ли эффективна аграрная реформа или же она только ухудшила положение России? Сейчас, когда Россия уже 15 лет не может восстановить нормальную деятельность сельского хозяйства, большинство АО, ЗАО и ООО, образовавшихся на месте бывших колхозов – убыточно или находятся на грани самоокупаемости, а фермерство так и не развилось до уровня Европы или США, оценка результатов аграрной реформы и анализ того, насколько эти результаты соответствовали задумкам самого П. А. Столыпина, крайне актуальна.

Точно также в вопросе борьбы с терроризмом от крайнего осуждения столыпинских мер историки постепенно переходят к понимаю необходимости ряда мероприятий – чему немало способствует современная обстановка в мире и угроза международного терроризма.

Вопрос национальных и вероисповедальных реформ столыпинского кабинета и их результативность также актуальна для современного положения многонациональной Российской Федерации.

Таким образом, тема предлагаемого дипломного исследования имеет высокую степень актуальности.

Научная новизна обосновывается положением в историографии, где изучению деятельности П. А. Столыпина и Совета министров под его руководством посвящено сотни работ, но, в то же время, отсутствует исследования, в которых четко сопоставлялись бы замыслы и результаты реформ кабинета.

Сразу нужно отметить что, работ, посвященных непосредственно кабинету Столыпина, практически нет. Не считая, работу Королевой Н.Г. "Первая российская революция и царизм. Совет министров России в 1905 – 1907 гг."[1], но рассмотрение кабинета Столыпина прерывается в 1907 году, т.е. охватывается всего 2 года существования правительства. А в статье этого же автора "Совет министров России в 1907 – 1914 гг."[2] кабинет характеризуется поверхностно.

Можно выделить  работу Макарова С.В. "Совет министров Российской империи 1857 – 1917 гг."[3], но в ней кабинет Столыпина рассматривается с правовой точки зрения.

Историография по рассматриваемой теме прошла несколько этапов и на каждом этапе авторы по кардинально по разному оценивали деятельность Столыпина и работу его кабинета в частности.  Пять лет политической драмы, связанной с именем Столыпина, подвергались различным интерпретациям. Его образ в работах историков вне Советской России колебался от патриотически настроенного защитника новой демократии, основанной на мелкособственническом крестьянском хозяйстве, до ранней версии фашиста-ксенофоба на службе русского царя, истинного представителя русского реакционного дворянства. Советские историки неизбежно начинали разговор об этом человеке и обо всем периоде, заклеймив его (с легкой руки Ленина) "бонапартистом", однако интерпретация этого слова менялась и там.

Среди трудов советских историков прежде всего, хотелось выделить труды таких исследователей как Н.П. Ерошкина, исследовавший государственные учреждения, в том числе высшие, включая Совет министров,[4] А.Я. Авреха, рассмотревший в своих работах третьеиюньскую систему, отношения Столыпина с Третьей Думой,[5] как К.Ф. Шацилло, осветивший в своей монографии огромную трудоемкую работу в правительстве по разработке законопроектов, направленных на укрепление армии и воссоздание флота.[6]

Немало сделано советскими учеными в изучении социально – экономических аспектов и классовой структуры общества в период деятельности кабинета Столыпина.  Здесь уместно упомянуть работу В.С. Дякина.[7]

Но говоря об исследованиях советского периода, нужно отметить, что все они грешат одной и той же проблемой – литература сильно идеологизирована, а выводы советских ученых явно устарели на сегодняшний день.

Очевидный переворот в оценках личности Столыпина и преобразований, связанных с его кабинетом произошел в период постсоветской историографии. Это характерно прослеживается в работе Сидоровнина Г.П. "П.А. Столыпин: жизнь за Отечество"[8],  посвященные реформатору главы выводят Столыпина из забвения, открывают масштаб и значение реформ Совета министров.

Сейчас, в  период новейшей российской историографии выходит огромное количество различных исследований, рассматривающих не только жизнь и деятельность самого Столыпина, но и исследующих итоги его реформ.

Борис Григорьевич Федоров в своей книге "Петр Столыпин: "Я верю в Россию"[9] пытается развенчать  сделанные выводы некоторых историков о Столыпине и его реформах. Например, он пытается убедить читателя в бездоказательности обвинения председателя Совета министров в непотизме. Вместе с тем, автор  очень часто проводит параллели с новейшей историей России.

Такие крупные исследователи как Л.А. Панов,[10] Г.И. Шмелев,[11] В.Г. Тюкавкин[12] наиболее полно рассмотрели самую главную из реформ правительства Столыпина – аграрную. Впрочем, при всей глубине анализа социально-экономических и социально-политических процессов, их работы оставляют в стороне важные аспекты личного влияния членов Совета министров на ход этой реформы.

Коллективная монография "Власть и реформы"[13] дает наиболее полное представление о борьбе течений в кабинете Столыпина при разработке некоторых законопроектов, о реформах правительства.

Таким образом, можно констатировать, что тема сопоставления замыслов столыпинского кабинета и их реализации нуждается в отдельной проработке, необходима для создания полной картины реформирования того времени и весьма актуальна для определения пути развития современной России.

Отсюда вытекает цель данной работы – выявить результативность работы кабинета П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать задачи, поставленные перед кабинетом П. А. Столыпиным;

- изучить основные законопроекты Совета министров и определить, насколько результативным стало проведение их в жизнь;

- охарактеризовать роль отдельных министров кабинета в эффективности его работы, а также факторы, повлиявшие на результативность или нерезультативность отдельных реформ и мероприятий (интриги, позиция императора, факторы внутренней и внешней политики и т. д.).

Для реализации поставленной цели была использована определенная  источниковая база.

I.     Законодательные акты – законы, принятые по инициативе правительства, («Российское законодательство X – XX вв.»)[14]; законопроекты, предложенные правительством, но по каким – то  причинам не принятые (Столыпин П.А. Программа реформ).[15]

II.    Документы государственных учреждений. К этому виду источников можно отнести многочисленные речи Столыпина в Государственной думе и Государственном совете (Столыпин П.А. Думские речи, Столыпин: жизнь и смерть).[16]

III.  Источники личного происхождения – воспоминания государственных деятелей (С.Ю. Витте,[17] Я.В. Глинка,[18] В.И. Гурко[19]), воспоминания министров, которые входили в кабинет Столыпина ( В.Н. Коковцов), воспоминания детей Столыпина (М.П. Бок, А.П. Столыпин)

Но, к сожалению, мемуары нельзя рассматривать как источник объективной информации. Потому что при написании мемуаров, автор использует дифференцированный подход к людям, руководствуется своими симпатиями и антипатиями. Материал  о каком –  либо конкретном человеке, как правило, разрозненный и разбросан по всей книге – и это тоже является минусом мемуаров. Характерной чертой данных источников следует считать субъективный подход к повествованию.

Сам Петр Аркадьевич Столыпин не оставил никаких мемуаров.

Структура данной работы определена ее целью и задачами и предполагает два главы, посвященные соответственно задачам кабинета П. А. Столыпина и результатам его деятельности. Работа включает введение, основную часть, заключение, научно-справочный аппарат и список источников и литературы.


Глава 1. Задачи кабинета П. А. Столыпина

Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований. В ее начале приводится ряд осуществленных террористических актов и говорится о том, что мероприятия программы направлены на решительную борьбу с терроризмом и революцией, дабы не допустить в стране паники. Обосновывается необходимость введения военно – полевых судов, потому что "обыкновенное судебное производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не дает возможности достаточно быстрой репрессии за преступления, выходящие из ряда обыкновенных".[20] Также в программе предлагался ряд мероприятий, направленных на улучшение жизни в стране.

Столыпин разделил предполагаемые реформы на две части. Одни нужно было претворять в жизнь немедленно, не дожидаясь созыва новой Думы, на основании статьи 87 Основных законов, проекты других необходимо было подготовить и внести для обсуждения и принятия в Государственную думу. К числу первых относятся решение вопроса земельного и землеустроительного, некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия,   свободы вероисповедания и мероприятия, касающиеся еврейского вопроса.

Ко вторым относятся следующие законопроекты:

1.  "о свободе вероисповедания;

2.  о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

3.  об улучшении крестьянского землевладения;

4.  об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

5.  о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;

6.  о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

7.  о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;

8.  о преобразовании местных судов;

9.  о реформе средней и высшей школы;

10.           о подоходном налоге;

11.           о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;

12.           о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе".[21]

Эта программа указывает на то, что Столыпин и его правительство серьезно взялось за реформирование страны. Меры, описанные в ней, были необходимы.

Эти законопроекты касались всех сфер жизни общества. Населению страны предлагалось дать такие права и свободы, реализация которых привела бы к созданию гражданского общества в России (введение неприкосновенности жилища и личности, разрешение свободно передвигаться и выбирать место жительства, обеспечение тайны переписки и телефонных разговоров, отмена подушной подати, круговой поруки и мн. др.)

Законопроекты, касающиеся реформирования судебной системы, обеспечили бы практически такой суд, какой в нашей стране сейчас. Это  введение условного осуждения, состязательного начала, защиты на предварительном следствии, условного досрочного освобождения, выдачи преступников по требованию какого-либо иностранного государства. Из всего перечисленного законом стал только проект об условном досрочном освобождении.

В сфере местного самоуправления предполагалось ввести земское и городское самоуправление в новых регионах Российской империи, укрепить вертикаль власти, создать Совет для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В уездах также предусматривалось объединение многочисленных учреждений (присутствий) в одно целое под властью начальника уезда, назначаемого министром внутренних дел. Также предполагалось усовершенствовать систему финансовых хозяйств земств и городов.

В аграрном вопросе Столыпин склонялся к идее разрушения общины, потому что она очень удобна для революционной пропаганды, а если появятся крестьяне, которые имеют свой участок земли, их будет труднее склонить к бунту или к революции. Проект правительственной программы аграрных преобразований предусматривал: передачу малоземельным крестьянам на выгодных условиях всех пригодных для земледелия казенных земель; выкуп, в случае недостатка казенных земель, за счет государства у частных землевладельцев добровольно продаваемых ими земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства; продажу приобретенной за счет государства земли нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по доступным ценам; запрещение продажи земель, передаваемых государством малоземельным крестьянам, как и надельных земель, лицам других сословий; облегченный порядок продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо неземледельческим промыслом, принадлежащих им наделов; улучшение способа землепользования крестьян на ныне принадлежащих им землях посредством расселения желающих устранить чересполосицу надельных земель и сведение мелких полос в более крупные земельные участки; признание того, что в крестьянских обществах (общинах), в которых не производилось общих переделов земли в течение 24 лет, земельные участки, находящиеся в пользовании отдельных домохозяев, составляют их неотъемлемую собственность, и переделы земли в таких обществах впредь производить не могут; предоставление в обществах, производящих переделы земли, отдельным крестьянам права выхода из общества и укрепления за собой в частную собственность участков общинной земли, при сохранении за общиной права купить земельные участки выходящих из ее состава, уплатив им их стоимость деньгами; предоставление земельным общинам права самостоятельно распоряжаться принадлежащими им землями. Также в аграрной реформе большое значение играла переселенческая политика малоземельных крестьян в Сибирь, Казахстан, Киргизию, на Алтай и Дальний Восток для освоения новых земель и увеличения площадей обрабатываемых земель. Также было разработано несколько законопроектов, направленных на обеспечение финансовой поддержкой переселенцев и предоставление им некоторых льгот.

В области социального законодательства предполагалось введение ограничения рабочего дня, введение обеденного перерыва, пенсий и единовременных пособий военным чинам и их семьям, страхования рабочих на случай болезни и от несчастных случаев, увеличения заработных плат. Эти законопроекты были приняты. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.