Дипломная работа: Чешские земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ в.
Дипломная работа: Чешские земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ в.
Чешские
земли в конце XVIII в.–первой половине ХІХ
в.
План
чехия национальный возрождение революция
1. Чешское
национальное Возрождение
2. Социально-экономическое
развитие Чехии в первой половине XIX века. Промышленная революция.
3. Общественная
жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
4. Революция 1848 -
1849 годов в Чехии
5. Культура Чехии
первой половины XIX века
1.
Чешское национальное Возрождение
Чешское национальное
Возрождение - длительный процесс, падающий на период развития в Чехии
капитализма, формирования в ней нации нового времени. В складывающихся
общественных отношениях, с расширением знаний и прогрессом науки, меняются и
мировоззрение людей и их нравственные постулаты. Зарождение и становление новой
культуры отвечало запросам общества, используя при этом традиции и позитивные
компоненты культуры прошлого, применяя их в изменившихся исторических условиях.
Подобный процесс
пережили многие народы Европы, но чешское Национальное возрождение развивалось
в условиях специфических и отличается рядом особенностей. Чешская народность
находилась в зависимости от государства другой национальности - немецкой, в
пределах Австрийской монархии. В социальной структуре чешской народности не
было некоторых элементов, типичных для общества периода позднего феодализма, да
и самобытное культурное и языковое развитие было серьезно нарушено в
предшествующее столетие. В побелогорский период постепенно ликвидировалась
чешская государственность, шляхта германизировалась, десятки тысяч некатоликов
ушли в эмиграцию, а в страну прибыло множество немцев, что привело к
германизации многих городов. По некоторым сведениям и позднейшим подсчетам в
Чехии начала XIX в. жило более 60 % чехов и менее 40 % немцев, в Моравии
соответственно 70 и 30 %, в Силезии немцев более 40 %, поляков около 35 %,
чехов более 20 %. Все же чешский народ имел больше благоприятных предпосылок,
чем другие народности Восточной Европы, чтобы феодальное общество переросло в
капиталистическое, чтобы конституировалась нация. Важнейшим фактором было
существование густой сети городов на территории с чешским населением,
существование сети элементарных школ с чешским языком преподавания. Хотя в
средних и высших школах языком преподавания был латинский и немецкий, эти
учебные заведения способствовали возникновению в Чехии патриотической
интеллигенции. Кроме того в стране существовали богатые культурные традиции,
далеко превосходившие традиции других неполноправных народов Восточной Европы.
По этим причинам и формирование чешской капиталистической нации проявилось в
форме возрождения, то есть обновления культуры в новых условиях.
Критерием для выделения
периодов формирования чешской капиталистическое нации являются социальные
факторы; развитие национального самосознания и активность участия слоев
чешского общества в национальном движении. Первый период Национального
возрождения у чехов (как и у других подобных народностей) был связан с научным
исследованием языка, этнических особенностей, культуры и истории народа. Этот “научный”
период прошел у чехов в два этапа - просвещенческий и предромантический. Они
продолжались до конца первого десятилетия XIX в. Со второго десятилетия,
особенно с 1815 г., начался второй период, который характеризуется ростом
чешского национального движения и расширением национальной агитации среди масс.
Буржуазная революция 1848-1849 г. была началом 3-го периода, когда возникло
массовое национальное движение чехов. Вершина его приходится на 60-е годы; в
движение вступили широкие слои чешских крестьян и рабочих.
Каждый из перечисленных
периодов имел свое идеологическое обоснование. В конце XVIII в. такой
идеологией был “земский” патриотизм, т.е. территориальный, как разновидность
чешского национализма. Возникновение и вызревание чешского национализма
определялось интеллектуальным развитием узкого слоя общества, доказывающим
самобытность чешского этноса, его отличие от господствующего немецкого. Знание
истории давало основание заявлять о равных, естественных правах всех народов на
участие в прогрессе человечества. Формированию национальной идеи способствовал
и ряд других факторов, в первую очередь таких как реформы XVIII в., создававшие
как позитивные предпосылки для созревания идей чешского национализма, так и
препятствия этому процессу, требовавшие усилий для их преодоления.
Просвещенческая
идеология, провозглашавшая конец феодального партикуляризма в борьбе за единое
централизованное государство, предпочитала немецкий язык и стала объективным
препятствием для реализации прав чешских сословий. Поэтому представители
чешской шляхты, разделявшие идеологию чешского патриотизма, стремились создать
благоприятные условия для развития чешского языка, чешских ученых обществ,
библиотек, музеев и т.д. В основе этих стремлений лежала защита чешской шляхтой
своего экономического, общественного и правового положения от централизаторских
тенденций Габсбургов. При этом идеология земского патриотизма была вариантом
австрославизма, предполагавшим отнюдь не самостоятельность, а лишь особое
положение Чехии в рамках Австрийской монархии Габсбургов.
В чешском и моравском
земском патриотизме следует видеть кроме шляхетского также патриотизм городской
(мещанский, бюргерский, буржуазный). Шляхта и в побелогорский период активно
участвовала в управлении Чехией и потому боролась против реформ XVIII в.,
существенно ограничивавших влияние сословных органов на политическую жизнь
страны. Защищая свои аристократические привилегии, шляхта препятствовала
вмешательству государства в отношения между феодалами и зависимым
крестьянством. Другое понимание чешского патриотизма типично для
просвещенческих чешских ученых и чиновников городского происхождения, хотя
некоторые из них были воспитателями или библиотекарями в шляхетских семьях. Часто
“будители”, как называют их чешские историки, происходили не только из чешских,
но и из немецких семей провинциальных чешских городов. В своем большинстве они
активно поддерживали иозефинские реформы.
К числу таких будителей
принадлежал Франтишек Мартин Пелцл (1734-1801), воспитатель в доме графов
Штернберков, позднее - библиотекарь и архивариус у графов Ностицев. В1774 г. он
написал на немецком языке чешскую историю с древнейших времен до современности.
Часть этой книги вышла и на чешском языке (три тома, 1791-1796), охватывая
период до гуситского движения. Пелцл издавал исторические источники, написал в
просвещенческом духе монографии о Карле IV и Вацлаве IV. В 1781 г. он восторженно приветствовал упразднение цензуры. Но в своей рукописной хронике о событиях в
Чехии его времени Пелцл высказал критику в адрес правительства просвещенного
абсолютизма, и это сочинение оказалось возможным издать лишь в 1931 г. Земский патриотизм Пелцла выходил далеко за аристократические рамки и готовил почву для
развития национального движения. С 1793 г. до своей смерти Пелцл был первым профессором чешского языка и литературы в Пражском университете.
К числу будителей
относится и Франтишек Фаустин Прохазка (1749 - 1809), с 1786 г. директор пражских гимназий, а с 1807 г. директор всех гимназий в Чехии. Он способствовал
возрождению чешского языка изданием чешских литературных памятников и переводом
на чешский язык Нового Завета.
Наибольшего успеха в
распространении чешской культуры достиг в 80-х годах XVIII в. чешский театр.
Восприятие пьес не требовало высокой грамотности и образованности. С 1786 г. патриотический чешский театр “Боуде” показывал массу пьес на чешском языке, в основном,
правда, переведенных с немецкого, но иногда и исконно чешских. Основными
зрителями были средние мелкобуржуазные слои городов.
Над всеми другими
представителями просвещенческой патриотической интеллигенции возвышается
личность Йозефа Добровского (1753-1829). Он внес важнейший вклад в ряд научных
дисциплин, а также в организацию научной жизни в Чехии и становление научного
сотрудничества. С точки зрения общественного развития Чехии главную роль сыграл
его труд по формированию нового чешского языка, находившегося в то время в
упадке. Добровский выдвинул в качестве образца литературного языка чешскую речь
добелогорского периода, способствовал и совершенствованию этого языка.
Классическими сочинениями Добровского стали “История чешского языка и
литературы” (1791, отд. книгой - 1792) и его же подробная чешская грамматика
1809 г. Принципиальное значение имели выводы ученого о происхождении слов в
славянских языках и другие исследования, заложившие основы сравнительного
славянского языкознания в международном масштабе. Свои идеи Добровский развивал
в сборниках “Славин” (1806) и “Слованка” (1814-1815). Проявил себя Добровский и
в исторической науке, и в общественно-идеологической области. Из строгой
критичности Добровского вытекало и его скептическое отношение к молодому
поколению чешских патриотов. Стремление поднять чешскую литературу на уровень,
удовлетворяющий самые высокие культурные потребности, он считал нереальным. Это
привело к конфликту Добровского с новым, предромантическим поколением
будителей. Добровский недооценивал результаты общественной и культурной
эмансипации широких слоев народа.
Но, сомневаясь в
перспективности чешского языка и литературы, Добровский своими трудами
объективно содействовал их развитию и стал одной из главных фигур чешского
национального Возрождения, одним из основателей чешской литературы нового
времени.
На рубеже XVIII и XIX
в. развивали свою деятельность и будители-публицисты, и издатели.
Матей Вацлав Крамериус
Матей Вацлав Крамериус
(1753-1808) родился в г. Клатовы в семье портного, там же закончил школу, затем
иезуитскую гимназию, а в 1773 г. поступил на философский факультет Пражского
университета. Окончив его, Крамериус перешел на юридический факультет, но не
завершил обучение из-за недостатка материальных средств. В 1778 г. он получил
место библиотекаря у аристократа Я.Ф.Нойберка. Й.Добровский ввел Крамериуса в
круг известных литераторов и ученых, отличавшихся патриотическими настроениями,
и в то же время поддерживавших иозефинистские реформы, способствовавших
просветительской деятельности. Таким же иозефинистом с патриотическими
взглядами стал и Крамериус. В 1785 г. он поступил в типографию Я.Ф.Шенфельда,
издававшего в то время единственную газету на чешском языке - “Шенфельдске
новины”. В 1786 г. Крамериус стал редактором этого органа, а в 1789 учредил
собственную газету, знакомя читателей в частности с новыми книгами и с чешскими
театральными представлениями. выпускал он также календари и другую продукцию
для народа по доступным ценам, распространяя знание чешского литературного
языка. В 1790 г. Крамериус основал в Праге издательство “Чешская экспедиция”,
которое сосредоточило вокруг себя всех известных представителей чешского
национального Возрождения.
В конце XVIII и начале
XIX в. в Чехии формировалось новое культурное и интеллектуальное направление -
романтизм. Под его влиянием родилась и идея славянской взаимности. После разгрома
Наполеона в Европе началось движение за объединение Германии, влиявшее и на
развитие идеи объединения славян. Характерно для этого времени и возвышение
России. Ее войска вели военные действия на территории славянских земель
Австрийской империи, проходили и через Чехию. Знакомство с российской военной и
политической мощью вселяло в славян надежду, что Россия сможет способствовать и
их национальному освобождению. Вера в такой ход событий широко распространилась
в новом поколении деятелей национального движения Чехии. Русофильство стало
составной частью формировавшейся теории славянской взаимности. Отношение
деятелей чешского Возрождения первой четверти XIX в. к России было
романтическим. Россию они знали лишь по книгам, имели представление о
деятельности ее научных учреждений и о достижениях русской историографии. Но в
самой России побывал в эти годы разве только один Добровский. Сведения же чехов
о положении русского народа были самыми смутными. Но некритическое русофильство
сыграло важную роль в формировании концепции славянской взаимности.
По инициативе Крамериуса
чешские будители решили издавать журнал. С 1806 г. такой журнал под названием
“Гласател чески” стал выходить под редакцией Яна Неедлы (1776-1834), помещая на
своих страницах сочинения как старшего и так и молодого поколения чешских
писателей. Последнее склонялось к романтизму, интересовалось жизнью простого
народа и народной культурой. Уже в 1806 г. были опубликованы две статьи о
чешском языке Иозефа Юнгманна - переводчика и учителя чешского языка в
Литомержицкой гимназии. Автор ограничивал понятия чешского народа и чешской
национальной культуры теми слоями населения, которые пользовались чешским
языком, т.е. прежде всего крестьянами, тогда как земский патриотизм
аристократии именовался в статьях “немецким”, далеким от интересов народа. Этот
взгляд был воспринят новым поколением чешских патриотов.
Иозеф Юнгманн
Иозеф Юнгманн родился
16 июля 1773 г. в Гудлицах, в Бероунском крае. Его отец, владелец небольшого
хозяйства, занимался ремеслом портного и был церковным старостой. Окончив
гудлицкую начальную школу, Юнгманн учился на немецком языке в школе пиаристов в
Бероуне, а потом поступил в Пражскую гимназию и далее в университет. Закончив
философский факультет, он стал учиться на юридическом. С 1799 г. Юнгманн -
профессор в Литомержицах. Тогда же он примкнул к чешскому национальному
движению. Расширяя свои знания по языкам, он постепенно овладел польским и
русским, знал также французский и английский, хорошо изучил литературу на этих
языках. В Литомержицкой гимназии и в богословском семинаре он безвозмездно
обучал чешскому языку всех желающих. В Литомержицах же он создал свои
литературные переводы и начал работу над чешско-немецким словарем и историей
чешской литературы. В 1804 г. Юнгманн завершил работу над переводом
“Потерянного рая” Дж.Мильтона (издан в 1811 г.), в 1805 г. опубликовал “Анналы”
Шатобриана, в 1810 г. переводил“Слово о полку Игореве” (тогда не изданное). При
выполнении перевода выяснилось, что в чешском языке недостает соответствующих
средств выражения, что побудило Юнгманна к их созданию. Занимался он и
самостоятельным литературным творчеством. Живя с 1815 г. в Праге, он занял
видное место в национальной жизни, написал ряд сочинений о родстве славянских
языков, а также “Историю чешской литературы” (издана в 1825 г.) - ее первое
цельное изложение.
В Праге Юнгманн сначала
занимал должность профессора академической гимназии, а с 1845 г. руководил этим
учреждением. В 1827 г. и 1838 г. он был деканом философского факультета, в 1840
г. - ректором университета. Он участвовал в издании журнала “Крок”, в основании
Национального музея и издании его печатного органа, в учреждении Матицы
Чешской.
Юнгманн и его кружок
защищали интересы народа. В отличие от просвещенцев, они не подвергали
современное им положение чешского языка и культуры строгой критике, а
оптимистически верили в их будущее, часто идеализируя известных представителей
чешского народа. Важную роль в их идеологии играли мысли о принадлежности чехов
к великой славянской семье, о существовании сильной России как великой
славянской державы. Историческая обстановка способствовала тому, что широкие
слои чешского населения стали сознавать свою этническую самобытность.
Высказывались мысли о языковой близости русских и чехов как факторе усиления
национального самосознания славян. Юнгманновцы мечтали о создании единого
славянского литературного языка и в общем выдвигали в качестве своей идеологии
теорию славянской взаимности.
Ян Коллар
Впервые эту теорию
сформулировал Ян Коллар (1793-1852), словак по происхождению, получивший
университетской образование в Германии, а затем проживший почти всю жизнь в
Пеште, где он занимал должность священника протестантской общины. В поэтическом
произведении “Дочь Славы” он нарисовал мрачную картину исчезновения славянского
племени под натиском германизации, спасение которого возможно лишь на путях
объединения славян. Поэма имела невиданный успех у славянских патриотов.
В 1837 г. Коллар издал
трактат “О литературной взаимности между различными племенами и наречиями
славянского народа”, тоже призывавший славян к единению, к овладению главными
славянскими “наречиями”, чтобы читать литературу и свободно объясняться друг с
другом, к созданию славянских книжных лавок и библиотек, а также кафедр
славянских языков в учебных заведениях, которые способствовали бы созданию
единого литературного славянского языка.
Теория литературной
славянской взаимности не носила политического характера. Но мечта о такой
взаимности оказалась на практике неосуществимой. Теорию разделяли лишь
энтузиасты и славянофилы. Трактат “О литературной взаимности” представлял собой
первый сформулированный и опубликованный вариант идеи славянской взаимности.
Наряду с юнгманновской
преимущественно молодой группой, в первой четверти XIX в. существовали и
будители старшего поколения, хотя к этому времени их ряды значительно поредели.
Они перенесли свой австрийский патриотизм в новые условия, значительно
отличавшиеся от периода просвещенного абсолютизма.
В стороне от обеих
групп стоял Й.Добровский, хорошо ориентировавшийся в международных отношениях и
внешней политике. Он многое сделал для сближения и взаимного познания славянами
их языков и культур внутри Габсбургской монархии, но - в отличие от
юнгманновцев - не считал возможным политическое сотрудничество между славянами
и с опасениями следил за судьбой поляков в период русско-французского
конфликта.
Таковы характерные
черты периода чешского национального возрождения первой четверти XIX века.
2.
Социально-экономическое развитие Чехии в первой
половине XIX века. Промышленная революция
Cущностью промышленной
революции в европейских странах был переход от мануфактурного и ремесленного
производства к фабричному, использование машин и новых технологических
процессов. Это - сложная система глубоких перемен во всей экономической и
общественной структуре страны. Для периода промышленной революции характерны
динамическое развитие в производственно-технической области и решительное
увеличение объемов продукции. Раньше всего промышленная революция началась в
Англии - в 80-х годах XVIII в., в других же странах позднее, в Чехии - на
полвека. При этом здесь процесс технической перестройки не в одинаковой мере
охватывал отдельные отрасли. Он шел от текстильного производства к
машиностроению. Можно выделить три главных этапа этого процесса в чешских
землях:
- 1800 - 1830 г. - начальная
стадия; машины использовались только в текстильном производстве, главным
образом при прядении хлопка;
- 1830 - 1848 -
углубление промышленной революции. Расширение машинного производства в
текстильной промышленности, переход его в пищевую (сахароварение), начало
строительства железных дорог;
- 1848 - 1870 - размах
и завершение промышленной революции, преобладание фабричного производства,
создание основной сети железных дорог, развитие добычи угля, возникновение
машиностроительной промышленности.
Страницы: 1, 2, 3
|