рефераты бесплатно

МЕНЮ


Культура Египта

Культура Египта

Введение.

Когда, где и почему искусство «началось» - точный и простой ответ

невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент - оно

постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе

с создающим его человеком.

Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в

пространстве. То один, то другие народы становились носителями

человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на

тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых

цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. «И зарастали

дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни их».

Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в

Западном полушарии. Культура древних майя исследована только, в её

сравнительно поздних периодах: она, конечно, имела и свою древнейшую

историю, но её следы утеряны. Об Американском материке европейцы до 15 века

знали меньше, чем мы сейчас о других планетах, а, явившись туда с крестом и

мечом, они сделали всё от них зависящее, чтобы уничтожить то, что тогда ещё

сохранилось от древней культуры индейцев. На территории Мексики открыта

пирамида, погребённая под потоками лавы. Геологи определили возраст лавы:

восемь тысяч лет. Значит, в Западном полушарии существовали культуры

намного более древние, чем в Восточном. Но они исчезли бесследно.

Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали,

начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азии и

Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту.

Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами,

возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие

деспотии. Их экономика была проста, основана на обширном землевладении.

Сельская община - прямой потомок родовой общины, застойный, малоспособный к

развитию организм. И так же, из века в век, воздвигались усилиями

человеческого муравейника колоссальные храмы, дворцы и гробницы царей.

Рабство сделало возможным грандиозное строительство, которое находилось в

странном контрасте с примитивностью производственной основы.

Искусство тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным

геометрическим формам. Не странно ли: почему тогда на заре истории, когда

орудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, -

почему именно тогда он создал культ гигантского и величественного?

В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь

переход от первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был

действительно гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать

«вторую природу»: он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает

металлы, путешествует по морям, составляет карту звёздного неба,

закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом

природы, а не игрушкой её и не пасынком. Никогда в последствии, ни в

феодальную, ни в капиталистическую эпоху, не был с таким пафосом

самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как в

древности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие

силы, – он принёс и порабощение человека человеком. . Непрерывные

завоевательные походы доставляли ему рабов, черную рабочую силу.

Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать

его просто человеком: если он такой же, как всё, то откуда же его

господство? Оно приписывалось загадочной силе, родственной силам природных

стихий. Только стихии могут справиться со стихиями. И художественное

мышление создаёт образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам,

горам, зверям. Оно рисует владык, стоящих высоко над миром, способных

мановением руки покорять врагов.

Среди древневосточных государств было одно, которое просуществовало,

сравнительно мало изменяясь, больше трёх тысяч лет и создало особенно

высокую и утонченную культуру. В его искусстве сконцентрировалось все

характерные черты стиля деспотий с их «гигантоманией», но оно преодолело

грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного

благородства и чистоты. Религия и культура этого государства питали собой и

культуру Ассирии, Финикии, Иудею и, наконец, Греции. Это государство

Древнего Египта в долине Нила.

Общепринятая периодизация истории Древнего Египта: Древнее царство -

2900-2270 гг. до нашей эры (правление 1-6 династий); Среднее царство - 2100-

1700 гг. до нашей эры (11-13 династии); Новое царство -1555-1090 гг.

до нашей эры ( 18-20 династии). В промежутке между Древнем и Средним

царством Египет переживал период распада на отдельные номы. Между Среднем и

Новым царством находился под владычеством гиксосов и тоже был

децентрализован.

Древнее и Среднее царство.

В Гизе, неподалёку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье

пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, стоят три громадных

геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды,

гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже более сорока

веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно

разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую,

монолитную форму этих сооружений. Высочайшая из них, пирамида Хеопса, до

сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего

мира.

Её высота - 146 метров, а длинна основания каждой грани - 230 метров.

Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным - как

лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если бы она была

полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св. Петра в Риме. А

ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжёлых каменных плит,

только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона.

Подсчитали, что, для того чтобы перевести все камни, из которых сложена вся

пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый

по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи

вьючных животных. Это по истине необычайный памятник непреклонной воли

фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.

К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами

располагались гробницы придворных и родичей фараона - так называемые

«мастаба» (буквально: «каменные скамьи»). И храмы и мастаба рядом с

пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а

треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о

вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин,

орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и

гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицо

фараона Хефрена,- прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан

не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали

скалу, похожую по форме не тело лежащего льва. Так делали, как мы помним,

их первобытные предки.

Писатель Иван Бунин, много путешествовавший, влюблённей в седую грозную

старину Востока, оставил путевые заметки, не уступающее по художественной

силе его рассказам. Вот как он описал впечатление от Большого Сфинкса.

«Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками

скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой

лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света( Я иду и не свожу

глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и

плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он грубый,

дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с

незапамятных времён суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», страны

жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившемся от

песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он туда на

Восток, на далёкую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова,

его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же

благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу».

Некрополь в Гизе и его гигантский страж возводились в эпоху Древнего

царства - в первой половине 3-го тысячелетия до нашей эры. Тогда уже

сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались

изобразительные каноны искусства, которые потом свято оберегались на

протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного

порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа,

заупокойного ритуала. Оно столь тесно связанно с религией, обоготворявшей

силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не

имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Божественный зверинец Египта.

Во времена египетских фараонов, когда вдоль извилистых берегов Нила

высились огромные храмы, присутствие богов ощущалось по всюду, даже среди

заселявших землю животных. Лежащий в иле гиппопотам хранил дух Таурта,

помогающего при деторождении. Беззвучно скользящий в тёмной воде Нила

крокодил был воплощением Себека, хранителя речной жизни. Грациозная кошка,

греющаяся в лучах солнца на камнях храма, была богиней удовольствия Баст.

Даже затерявшаяся в тине лягушка наделялась божественными качествами. Все,

кто умел летать, плавать или бегать, обладали недоступными простым смертным

способностями. Неудивительно, что верховные божества принимали порой

искаженный облик людей которыми им приходилось управлять. Осирис, верховный

бог творения и власти, выглядел как человек. Его брат Сет, бог беспорядка и

хаоса, олицетворял собой зло. Он имел тело человека и голову гиены,

существа, живущего смертью. Супруга Осириса, царица Исида, правительница

ветров, была женщиной-соколом. Каждый год её широкие сверкающие крылья

приносили живительные дыхания весны.

Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным

временам, когда поклонялись тотему - зверю, покровителю племени. Божества

египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот-

бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные

считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после

смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища

священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Поэтому нас не должно

удивлять особое, изысканное мастерство анимализма у египетских художников.

Изображают ли они важного павиана или поджарую собаку с сосцами,

отягчёнными молоком, или передают дикую грацию кошки - эти изображения по-

своему совершенны.

Высшем культом был культ солнечного божества, грозного и благого,

дающего жизнь и испепеляющего. Круг - подобие солнечного диска - постоянно

встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые

созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Бог Гор,

светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для

понимания египетского искусства.

Интересно, как фабула старого мифа была переосмыслена в

рабовладельческой монархии Египта, и как соединялись с культом фараонов и

представлениями о загробной жизни.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась

традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А

похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически

воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивая его богиней Исидой и его

воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе

фараона: впоследствии они распространились более широко и стали частью

погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека. Только рядовых

общинников и рабов - хоронили без всяких церемоний: их просто зарывали в

песок.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему

клали священный амулет - фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано

заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего

обладателя ан суде Осириса, куда тот должен был явиться. После суда и

очищения наступала загробная жизнь, во всём похожая на земную. Чтоб

покойник мог счастливо жить за гробом, его надо снабдить всем, чем он

обладал на земле. Всем - вплоть до его собственного тела, избежавшего

тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела,

есть ещё нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная

сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную

оболочку и вселиться в неё, - тогда, и душа будет чувствовать себя уверенно

и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную

статую умершего, иногда не одну, причём портрет должен был быть очень

похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло

знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны:

они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица

остаётся отвлечённым, психологически не расшифрованным. Переходящие

переживания не интересовали: ведь изображался человек, освобождённый от

времени, идущий в вечность. По крайней мере, в Древнем царстве портреты

были спокойно-бесстрастными. Позже, в искусстве Среднего и особенно Нового

царства, многое изменилось. Египетская религия была сравнительно гуманной:

она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только

искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное

благополучие. Множество небольших статуэток - «ушебти» - заменяли покойному

слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с

изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, отдых

властелина в кругу семьи, труд его рабов, труд ремесленных мастерских. В

утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную

и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей

никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не

пытливость археологов, начавших в 19 веке исследования египетских

захоронений.

Понятно, что и труд художников, поэтому считался священнодействием.

Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были

высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и

окружены почётом. Зодчий Хёмиун, руководящий строительством пирамиды

Хеопса, был племянником этого царя. До нас дошла портретная статуя Хёмиуна:

он изображен сидячим на кубическом постаменте в такой же неподвижной,

фронтальной, строго симметричной позе, как фараон Хефрен.

Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как

цари своими победами; только гимны царей начинались словами: « Я

разрушил(», «Я покорил(», а гимны художников: « Я воздвиг(», «Я соорудил(».

Тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго

ограниченно: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов,

вершителя божественной воли.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось

носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного,

изменчивого, неустойчивого. Египетское искусство выработало язык,

отвечающий идее постоянства, - язык экономного графического знака, строгой

и ясной линии, чёткого контура, компактных предельно обобщенных объёмов.

В Древнем царстве сложились строго определённые типы статуй: стоящей -

фигура напряжённо выпрямлена, фронта льна, голова высоко поднята, левая

нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки

симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс также

выпрямлен, взор устремлён вдаль. Эти типы статуй появились потом и в

Среднем и в Новом царстве, и в поздний Саисский период египетской истории.

В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного

распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а

торс развёрнутым; вся фигура обрисована упругой единой линией. Принцип

рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова располагалась

в фас, были редкими и появлялись в эпоху Нового царства.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-

политический и культурный подъём. Искусство Древнего царства - это

египетская классика; оно монументально, спокойно и торжественно, в нём

особенно ощутима та размеренность, ритмичность, которая ток характерна для

египетского искусства вообще. Изобразительные каноны в Древнем царстве хотя

и соблюдались особенно строго, но ещё не покрылись лоском тысячелетних

традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» создан в начале 3-го тыс.

до нашей эры - 50 веков тому назад! Мускулистое, стройное тело живёт:

чувствуется мерный ритм пружинящей поступни, орлиный профиль прекрасен.

Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной

основы туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонталь,

пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они

отображали из фасного и профильного положения самые чёткие, ясно читаемые

аспекты, помещая их в двухмерную плоскость. Умение или неумение,

правильность или неправильность проявляются лишь в пределах исторически

сложившейся художественной концепции. В пределах египетской концепции мы

водим в «Зодчем Хесира» высокий реализм и безупречное мастерство.

Все сомнения в способности египетских художников чувствовать и

передавать объёмную форму отпадут, когда мы посмотрим на скульптуру

мужской головы того времени из собрания Сальт, ныне хранящихся в Лувре. Она

высечена из известняка, сравнительно мягкого камня, который часто

использовали в скульптуре, наряду с более твёрдыми породами - базальтом и

диоритом. Это молодое лицо, с чертами чёткими, но не утратившими юношеской

мягкости, вылеплено обобщённо, но замечательно живо.

Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства нужно назвать

раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Парные статуи

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.