рефераты бесплатно

МЕНЮ


Искусство Византии. Иконопись

Искусство Византии. Иконопись

Содержание

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6

От античной живописи к иконописи 10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13

Византийский иконографический канон 16

Техника иконописи 16

Пропорции фигур 17

Тип лица и выражение 17

Внешность и поза 17

Палитра цветов, игнорирование светотени 18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20

Список литературы. 23

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в

Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.

Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до

середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство -

ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было

могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская

империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, -

включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть

Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму

и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население -

30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных

сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского

императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти

поголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее

купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию,

Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой

солид играл роль международной валюты.

Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с

7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский

император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после

завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по

существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности

вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)",

включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала

литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866

году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели

славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута

религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.

Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго

централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной

монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся

полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим

судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и

т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной,

однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом

этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием и

личным способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин,

даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост в

государстве или даже стать императором. История Византии полна таких

примеров).

В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и

церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу,

управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и

инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в

печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было

полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий,

богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается

культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация

духовного искусства.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие

образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом

форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления,

глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и

эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой

одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран

средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в

прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и

искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие

средоточием византийского художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем

были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные

годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее

благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так

называемые Византийские "ренессансы":

. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) -

"македонский ренессанс".

. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский

ренессанс".

. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый

поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее

конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в

католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая

народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией

и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI

Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.

С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и

христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики,

христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении

нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии

в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:

"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением

Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед

возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим

правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и

самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют,

чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что

почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество

принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно

устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно

неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, -

Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие,

обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше,

быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно

от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось

в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и

зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального

избиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах".

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.)

В истории средних веков (и не только средних веков) было немало

драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин

определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,

работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,

уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является период

иконоборчества в Византии.

В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на

пошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный

Исавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров

(дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он был

отважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и

значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.

Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние

реформы и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом

он нашел, что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и

икон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.

Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться

молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,

что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим

идолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и

языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления

влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал

прекрасной мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгого

монотеизма. Для Льва, очевидно, было чрезвычайно важно опровергнуть

обвинения в идолопоклонстве, возводимые против христиан.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не

делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на

земле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока,

чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено

мусульманской религией).

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы

внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его

борьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы.

Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного

почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации

всей

государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой

борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего

ведущие государственные должности.

В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось

воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось

указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство,

естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в

оскорблении христианских святынь.

Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели.

Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцы

попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой

иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом

патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на это

византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на

столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и

страна осталась без флота...

Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой

ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая

иконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе,

других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой

смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме.

Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светская

живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась

только в отдаленных провинциальных монастырях.

Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества.

Вопрос, по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные

изображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения

материи, что противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели

Церкви повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа

Григорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. Григорий

III приказал прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что

отныне он не считает себя подданным византийского императора. Это

выступление Григория III поддержала вся Италия.

К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Регентша

византийского престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая,

властная и коварная, была ревностной

почитательницей икон. Став императрицей, она созвала VII Вселенский

Собор, который открылся в 786 году в Константинополе. На Соборе

присутствовали легаты Римского Папы Адриана I. Однако между сторонниками и

противниками иконоборчества произошли столкновения, Собор был сорван и

открылся вновь только через год.

Иконопочитание победило. Собор постановил: "Мы неприкосновенно

сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно.

Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это

согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что

Бог - слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам".

Иконы были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им

разрешалось воздавать

только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества,

вместе с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы

получили на Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически

обоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу

канонизации иконописи.

Однако, мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая

ситуация быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа

Гарун-аль-Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 году

Ирина была свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодот

вновь торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновь

началась жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их

земли, монахов ссылали или казнили.

Все закончилось только к 843 году, когда патриарх Мефодий собрал

новый Собор и подтвердил

решения VII Вселенского собора об иконопочитании. 11 марта 843 года

Церковь впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событие

ежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит

название "недели Торжества Православия".

Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что

императоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли

зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма

в Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо

все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные

стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так

выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко

снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая

раньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать.

От античной живописи к иконописи

Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая

иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в

иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального

утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно,

в течении многих веков.

Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой

религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места

уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз,

Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для

них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали

живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты

античности. Здесь еще много было ваз, цветов, плодов, животных, амуров.

Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически-

аллегорический смысл.

Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как

изображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских

триумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без труда

превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с

воздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза и

гроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и

вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).

Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представлено

таинство евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлеб

жизни". Иконы современные (Афонская школа), но явно сделаны по

средневековому образцу.

Интересна трансформация традиционного для антики образа юноши-пастуха

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.