рефераты бесплатно

МЕНЮ


Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

Дипломная работа

Ученика 4”E” класса

Художественной школы №2

Галайды Юры

Содержание

Введение

.................................................................... 3

1. Итальянское Возрождение .................................3

2. Северное Возрождение .......................................5

3. Нидерланды .........................................................9

Заключение ..............................................................

13

Подробно о художниках:

1.Леонардо да Винчи ………………………………14

2.Рафаэль Санти…………………………………….19

3. Микеланджело Буонарроти……………………..24

Введение.

В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической,

общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой

перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново

переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех

ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.

Эти искания прежде всего и выразительнее всего проявляются в

творчестве людей искусства, которые, как тончайшие камертоны, входят в

резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои

произведения.

Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия,

Германия, Нидерланды и Франция. Попытаемся разобраться, что же на самом

деле происходило в этих странах в то отдаленное от нас время, какими

мыслями были заняты головы мыслителей давно минувших дней, попробуем через

произведения искусств вникнуть в суть происходивших явлений времени,

называемом «Ренессанс».

Итальянское возрождение.

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки

этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться

на признаках, которые в последствии будут указаны (гуманизм,

антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение

античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (дученто и

треченто – XII-XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV

вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).

Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское

движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных

центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан,

Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как

Флоренция.

Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником

самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей

и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это

было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает

идеальным образом.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало

означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к

христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека

к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в

сущности, стало означать гуманизм.

Почему в культуре и эстетике Возрождения присутствовала такая четкая

ориентация на человека? С социологической точки зрения причиной

независимости человека, его растущего самоутверждения стала городская

культура. В городе более чем где-либо человек открывал достоинства

нормальной, обычной жизни.

Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми,

чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера,

ведь они, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали прожить только своим

ремесленным мастерством. Пополняли число городских жителей и люди

предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на

самих себя, формировали новое отношение к жизни.

Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое

товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и

распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию

особого независимого духа первых жителей городов.

Итальянские города расцвели не только в силу указанных причин, но и

из-за активного участия их в транзитной торговле. (Соперничество

конкурирующих на внешнем рынке городов даже являлось одной из причин

раздробленности Италии). В VIII-IX веках Средиземное море вновь становится

местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители, по словам

французского историка Ф. Броделя, получали от этого выгоду. Этим во многом

объясняется, что города, не имевшие достаточных природных ресурсов,

процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в

обогащении городов сыграли крестовые походы.

Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое

отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и

великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне.

Простые жители были далеки от идейного оформления мироощущения.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в

мировоззренческой опоре. Античность и выступила такой опорой. Конечно, не

случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземном

море полуостров более тысячи лет назад населяли представители ушедшей

античной (римской) цивилизации. «Самое обращение к классической древности

объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых

потребностей ума и новых жизненных устремлений», - писал русский историк

Н.Кареев в начале века.

Итак, эпоха Возрождения - это обращение к античности. Но вся культура

этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде,

Возрождения как такового не бывает. Мыслители-возрожденцы видели в

античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой

интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. А.Ф.Лосев

блестяще показывает в своей книге «Эстетика Возрождения» причины особой

распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского

Возрождения. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не

привлечь внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного

смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец,

идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия.

Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит

с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение

человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из

главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Характер художественной литературы Возрождения.

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире,

справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой

пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда – расцвет

пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь

именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяет более

точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит

отчетливый художественный характер.

Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской

(католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной

пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповторимость

культуре Италии XIV-XVI веков. Возрожденцы по-новому взглянули на самих

себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя

ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не переставали быть

людьми средневековья.

Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения и

трагизм мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций

(античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры

и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость

самоутверждения, с другой стороны, постиг всю трагичность своего

существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения

с Богом.

Истоки трагизма творчества художников Возрождения убедительно показаны

русским философом Н.Бердяевым. Столкновение античных и христианских начал

послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие

художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцедентальный мир.

Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на

создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили

перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были

заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное

творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой,

таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения

эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не

совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой

тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда

еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так

обнаружена трагедия общества».

Культура итальянского возрождения дала миру целую плеяду блестящих

деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. Среди них

необходимо назвать имена Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди

Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта,

писателя гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппо

Брунеллески, скульптора Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-

1466), живописца Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428),

гуманиста писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманиста писателя Пико делла

Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499),

живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да

Винчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти

(1475-1564), , живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициано Вечеллио

ли Кадоре(1477-1566), живописца Рафаэля Санти (1484-1520), живописца Якопо

Тинторетто (1518-1594) и многих других.

1. Северное Возрождение.

Под «северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI

столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии.

Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с

итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный

смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в

сущности, ничего не “возрождалось": там памятников и воспоминаний античной

эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных

очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение

готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Конец XV и XVI

столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой

динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны,

борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в

Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах,

драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые

распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало

благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в

искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в

северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется

гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского

искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями

составляет своеобразие стиля северного Возрождения.

Главная же причина, по которой термин «Возрождение» распространяется

на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности

внутренних тенденций культурного процесса. То есть – в повсеместном росте и

становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального

миросозерцания, в растущем самосознании личности.

В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический

фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.

Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений,

включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс

людей и меняли их сознание.

Для формирования возрожденческого мировосприятия в романских странах, на

юге Европы, колоссальное значение имело влияние античного наследия. Оно

задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Влияние

античной культуры для Северного Возрождения незначительно, оно

воспринималось опосредованно. Поэтому у большинства его представителей

легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные

мотивы. В раздробленной на сотни крохотных феодальных государств Германии

было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, обложившей

страну поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому

одно из главных направлений борьбы за «царство Божие на земле» – борьба с

папством за реформирование церкви. Юг Европы будет задет процессами

реформации в значительно меньшей степени.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином

Лютером Библии на немецкий язык. Эта работа продолжалась двадцать лет, но

отдельные фрагменты стали известны раньше. Лютеровская Библия делает эпоху,

во-первых, в немецком языке: она становится основой единого немецкого

языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современный

литературный язык, и вскоре последуют ее переводы на английский,

французский и другие.

Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: в

него оказываются вовлечены и такие мыслители-гуманисты, как Филипп

Меланхтон, художники Дюрер и Хольбейн, священник и вождь народного движения

Томас Мюнтер.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на творчество

Мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени

представил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Выдающимся

прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский. Его лучшая книга

«Похвала глупости» увидела свет в 1509 году.

Среди видов художественной деятельности лидировала – как и в

итальянском Возрождении – живопись. Первым в ряду великих мастеров этого

периода должен быть назван Хиеронимус Босх. Его творчество подводит итог

достижениям средневековой живописи и служит прологом Возрождения. В

картинах Босха, написанных большей частью на религиозные сюжеты, поражает

объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами

фольклора и точными реалистичными деталями. И даже самые страшные аллегории

выписаны с таким удивительно народным калоритом, что производят

жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи во

всем мире не будет писать столь фантастические, граничащие с безумием

образы, но влияние Х.Босха ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительном искусстве

был Альбрехт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические

работы, статьи, переписку.

На творчество Дюрера оказали влияние итальянские мастера: он любил

бывать в Италии, особенно в Венеции. Однако специфика видения мира

Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможности наиболее объективно отразить

мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он стремился

добиваться от живописи и рисунка полной достоверности. Этим пафосом

проникнуты его автопортреты, особенно карандашные в письмах к брату, сюда

же можно отнести и портрет матери перед смертью.

Глубины графики Дюрера можно попытаться понять через расшифровку

средневековых символов, которые у него действительно встречаются. Но искать

разгадки этих завораживающих изображений нужно в эпохе реформации. Может

быть, листы его гравюр ярче всего отразили стойкость духа людей этого

времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные измышления о

горестном результате войны. Именно об этом думаешь, глядя на его «Всадника

Апокалипсиса», «Меланхолию».

Есть в творчестве Дюрера лирическое начало. Сюда можно отнести

нежнейшую по колориту картину «Праздник розовых венков», цикл гравюр «Жизнь

Марии», вдохновивший в XIX веке Рильке на цикл стихов. В XX веке композитор

Хиндемит создал на эти стихи цикл романсов.

Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение

четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одной из самых ярких выражений

Возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от этой эпохи и творчества Лукаса Кранаха Старшего. Его

мадонны и другие библейские героине – явные горожанки и современницы

художника. Одной из его лучших работ является новаторски написанное

№Распятие». Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных

фигур, насыщенность колорита производят впечатление смятенности,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.