рефераты бесплатно

МЕНЮ


Искусство Древней Руси

Искусство Древней Руси

ПЛАН

1. Вступление.

2. Архитектура.

а) Искусство Киевской Руси;

б) Искусство периода феодальной раздроблен-

ности;

в) Искусство периода образования Русского

Централизованного государства.

3. Музыка и театр.

4. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)

искусство формировалось на основе достижений художественной куль-

туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях

скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-

гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних

земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-

мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-

вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-

туры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья

формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,

и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-

го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-

си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались

Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной

людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее

проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторым

святым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, воспри-

няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-

ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные

формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-

кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-

ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-

тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы

–«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-

зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-

лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая

творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-

чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-

венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-

ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными

росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-

ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской

земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древности

современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение

на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –

град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне

Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-

нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-

тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские

императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей

замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-

жение Киевской Руси.

АРХИТЕКТУРА

Искусство Киевской Руси

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта

–монументализм форм. Особое место в нем праву занимает

архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским

мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники

того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе

мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным

источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели

культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-

хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли».

Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской

Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый

деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в.

Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные

рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким

образом, было исконно национальной чертой русского зодчества,

восприняты затем искусством Киевской Руси.

С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма

-типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-

купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более)

столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-

запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба

соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла.

Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом,

Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному

пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное

пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы

подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера

размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами

выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной

части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной

части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его

приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма

отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными

пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение

прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется

закомарой.

Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в

Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»

-стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича

–плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде

чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-

сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто

употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад

выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в

три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки

и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши –

все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного

декоративного убранства и не требовалось.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-

мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-

бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-

ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира

Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то,

что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми

исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века.

Несколько позже возникла лишь северная башня.

Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм.

Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4

менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное про-

странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-

вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-

кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-

ной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-

строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-

инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-

мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а

от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно

богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное

подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные

боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные

или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки

хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.

Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение

величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-

ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она

в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись

наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из

12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой

одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов,

сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все

остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной

живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились

значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура

богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором

ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов».

Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен

престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с

ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их

изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн

Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).

Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер.

Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры

тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и

однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и

схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и

яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное,

энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника

аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия

Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов

церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и

алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и

Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит

античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из

40 сохранились толь-ко 15 ).

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-

полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых

тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т.

д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной

гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные

сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили

впечатление необычайной пышности и богатства.

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных

кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных

(глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии

точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг.

Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.

Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными

записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись

по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов

и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным

мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью

характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный

неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной

психологической и

эмоциональной трактовкой.

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Со-

фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской

половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого

Ярослава на западной стене и его сыновей – на

северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).

Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-

ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-

вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы

переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-

дуальные черты.

Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу,

Иоакиму и Анне, св. Георгию.

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы

светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на

хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-

писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей,

конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов,

цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо-

лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт

(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по

видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации

которых ничего не сохранилось.

Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении

киевской Софии мозаиками и фресками.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие

в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-

1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс-

кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго-

родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой

галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее

экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо-

заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо

тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир-

пич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Со-

фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в

куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами,

исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них

роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные

хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но

образы от этого не теряют своей суровости.

В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур-

ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом

фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской

Софии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур

пророков.

Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от визан-

тийских образов и, опираясь на традиции местного народного твор-

чества, приобретает новое содержание и своеобразие формы вераже-

ния.

Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за является

киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты

самобытности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных

фресках второй половины ХI века в киевской Софии ( неизвестная святая,

с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках

Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным

выражением лица и прекрас-но переданным славянским типом ).

Если блестящие памятники Киевского монументального искус-ства,

выполненные по заказу великих князей. Выделялись грандиоз-ностью своих

масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение

частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника

Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.

Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего

развития художественной культуры русского народа и братских народов –

украинского и белорусского.

Искусство периода феодальной

раздробленности

Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы,

разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад

древнерусского государства явился результатом роста крупного земле-

владения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов,

а также экономического развития городов, ставших новыми центрами

отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к поли-

тической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи-

тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. приве-

ло к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных

княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления,

сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного

города страны. Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают

проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных

княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают

княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически

самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века

развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных

связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.