рефераты бесплатно

МЕНЮ


Джотто

Джотто

Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства

Факультет актер театра кукол

Реферат на тему:

Джотто

Выполнил: Петухов Р.В.

СПб

2004

Содержание

Часть 1. О реформаторстве Джотто в искусстве 1

Часть 2. Жизненный путь Джотто 1

Часть 3. «Францисканские» росписи Джотто 1

Часть 4. Изображение Джотто событий из жизни Марии и Христа в Капелле дель

Арена 1

Часть 5. Художественные «открытия» Джотто 1

Список используемой литературы 1

Часть 1. О реформаторстве Джотто в искусстве

Джотто, сохраняя традиции готического искусства, впервые в истории

итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, создав, таким

образом, независимое от зрителя живописное пространство, чем немало удивил

своих современников. П. Флоренский назвал «джоттизм» своеобразной ересью,

«францисканством» в искусстве на фоне символизма традиционной религиозной

живописи. «Джотто смотрит в иную сторону… Его веселый и счастливый гений

был склонен к по-возрожденчески неглубокому взгляду на жизнь». Он не был

мистиком и в отличие от (по некоторым сведениям его друга) Данте, «дышал

иным воздухом». Джотто испытал самый первый, предутренний ветерок

натурализма и сделался его провозвестником»[1].

Несмотря на то, что исследования последних лет все больше раскрывают

подробности жизни и творчества художника, с его именем и поныне связан миф

о рождении современного искусства. Искусство Джотто — источник живой

воды[2]. В применении к искусству эпохи Джотто выражение «современное»

имеет значение «индивидуальное» и «рациональное»; оно означает, что этот

человек почти совершенно независимо от других, один, перестроил отношения

между художником и обществом, между взглядами общества и художественными

произведениями. Поэтому значение Джотто несравненно больше, чем тот факт,

что он был художником. Он единственный, кого в изобразительном искусстве

Проторенессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Новое

ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не

с такой же силой, как в «Божественной комедии»[3].

Как известно, уже в предшествующем Джотто поколении нередки были

случаи, когда художники покидали ремесленные цехи, членами которых они

являлись, и приобретали иное сословное положение в качестве организаторов и

хозяев художественных мастерских, обеспечивая себе, таким образом,

необычную для тех времен независимость. Однако Джотто своею деятельностью

значительно поднял авторитет всех, занимавшихся изобразительным искусством,

но игравших раньше в обществе третьестепенную роль ремесленников, благодаря

чему ослабла консервативная скованность искусства, характерная для того

времени.

После Джотто художником мог считаться лишь тот, кто превращал свои

произведения в выражение своего художественного представления о мире, а не

подражал стилю предшественников, не следовал традиционным канонам. Джотто

становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им

сюжетов, прежде всего религиозного толка, испытывая их ценность на пробном

камне действительности, интерпретируя их в соответствии с объективным

миром. То, что выдерживало его критическую оценку, Джотто развивал и

воплощал в осязаемую реальность при помощи своего стиля, основанного на

изучении природы. С Джотто прекращается двойственность, которая до него

господствовала в христианском искусстве. Нет больше отдельного ирреального

мира искусства, основанного на вере в божество и откровения, как и

противостоящей ему обыденной действительности, рассматриваемой как

временное местопребывание человека на земле, в долине испытаний, скорби и

слез. Для Джотто формой проявления Бога и веры является сама

действительность.

Крупнейший биограф художников Ренессанса, Вазари, считает Джотто но

происхождению крестьянином, который в детстве был пастушонком. Вазари

несомненно имел в своем распоряжении данные о жизни великого художника, но

все же создал миф о Джотто-крестьянине потому, что лишь таким образом он

мог объяснить неоспоримую силу, которую как раньше, так и теперь излучают

его произведения. Однако, когда историки искусства в прошлом столетии

обратили свое внимание на Джотто, то первые же исследования показали

несостоятельность соображений Вазари и творчеству Джотто пришлось искать

новое объяснение.

Тогда на основании работ немецкого искусствоведа Тоде сложился

францисканский вариант мифа о Джотто[4]. Согласно Тоде, искусство Джотто

тесно связано с философией Франциска Ассизского, с его взглядами на природу

и теорией внутреннего созерцания, то есть душевного состояния, создающего

непосредственный контакт между отдельной личностью и богом, между человеком

и природой. Несомненно, что предположение Тоде ближе к истине, чем мнение

Вазари. Но и его нельзя считать ни исчерпывающим, ни совершенно правильным.

Многие из современных искусствоведов в противоположность Тоде не видят в

поэзии св. Франциска мотивов, созвучных нашей эпохе, а в известном «Гимне

солнцу» великого «апостола нищеты» усматривают лишь модернизацию

традиционной религиозной поэзии, навеянную лирикой трубадуров Южной

Франции. Исследования доказали также, что, в противоположность своему

великому современнику Данте, Джотто не был последователем Франциска

Ассизского, хотя, как известно, им и было создано несколько циклов фресок

из жизни «поверелло» (бедняка). Было найдено стихотворение Джотто, в

котором он высказывается против бедности. Это стихотворение, еще

средневековое по интонации, выражает более позднее мировоззрение с его

сомнениями и иронией.

Творчеству Джотто вновь стали искать объяснение и тогда возникла

теория готического влияния, согласно которой Джотто — величайший художник

готики, изображающий в своих фресках тот синтез и те этические проблемы, в

первую очередь борьбу за душу — «психомахию», которые являются главными

темами готического изобразительного искусства. Несомненно, что можно

привести аргументы в пользу и этой гипотезы. Но, подобно предыдущей

гипотезе, она все же оказалась неубедительной. Готические соборы с их, по

существу, абстрактной структурой строились с целью воплотить на земле

трансцендентальное бытие ; выразить идею Бога таким образом, чтобы в этом

великом синтезе оставалось место и для реальности и до некоторой степени

даже для личности. Но изобразительные элементы — статуи и барельефы — в

готических ансамблях не живут самостоятельной жизнью, удлиненные,

стремящиеся вверх фигуры лишь заполняют движением геометрическую структуру

и одушевляют ее; повествовательные барельефы схематичны и носят характер

летописи, а не индивидуальной драмы. Что же касается оконных витражей, то,

несмотря на всю их красоту, в мире абстракции, царящем в готических

соборах, они играют преимущественно декоративную роль.

В этой теории рациональным оказалось только предположение, что с

готикой Джотто познакомился «из вторых рук», через своих предшественников

Никколо и, главным образом, Джованни Пизано, которые использовали в своих

скульптурах достижения французского готического искусства и развивали их в

итальянской интерпретации. Но даже в тех композициях, где страстная

взволнованность или нагроможденность явственно напоминают готику, эта

итальянская интерпретация по сути носит характер классицизма. Таким образом

еще раз появилась необходимость создать новую теорию, объясняющую

творчество Джотто.

Несомненно, что упомянутые выше влияния коснулись его, но решающую

роль в его творчестве сыграла римская живопись и, прежде всего, Каваллини,

многие произведения которого по стилю и по манере изображения человека

стоят весьма близко к живописи Джотто. Для обоснования этой теории

естественно предположить, что в юные годы Джотто провел некоторое время в

Риме. Однако, если это справедливо, то ставится под сомнение его авторство

в исполнении ассизских фресок или же эта, главнейшая работа мастера, должна

быть отнесена к более позднему периоду.

Вследствие этой гипотезы число ранее предполагавшихся подлинников

резко сократилось. Искусствоведы до сих пор расходятся во мнениях —

принадлежат ли росписи церкви в Ассизи, посвященные житию Франциска

Ассизского, самому Джотто или художникам его круга? Во всяком случае, эти

росписи близки Джотто по стилю и духу, но уступают в художественном

совершенстве его бесспорным произведениям: фрескам в падуанской Капелле

дель Арена и в церкви Сайта Кроче во Флоренции. Первые представляют цикл

евангельских сказаний о жизни Христа, вторые также посвящены Франциску.

Поэтому вскоре явилась необходимость предположить, что в Риме побывал

не Джотто, а его учитель Чимабуэ. Чимабуэ, якобы, познакомил Джотто с

достижениями римского классицизма, причем ученик оказался настолько

восприимчивым, что в Ассизи (куда, как предполагают, он перебрался) в ходе

своих работ он освоил стиль римских мастеров и, даже, развил его дальше.

Вообще исследователи считают эту теорию наиболее правдоподобной, но так как

конкретные факты жизни Джотто этого периода нам неизвестны, принимают ее

лишь с оговоркой, состоящей в том, что если эта теория и дает

удовлетворительное объяснение развитию Джотто как художника, она не

освещает конечное «почему», то есть причину всеобщей в Италии оппозиции к

византизму и изменения стиля и поворота к классицизму и реалистической

трактовке сюжетов у мастеров папской резиденции, консервативного Рима и еще

недавно незначительного в отношении искусства городка Флоренции.

Этот вопрос, принадлежащий к числу основных проблем истории искусства,

был разрешен искусствоведом венгерского происхождения Фридьешем Анталом[5].

Исходя из его трудов и использовав данные, полученные в результате недавней

реставрации фресок Джотто, итальянские исследователи Гнуди и Баттисти

развили значительно дальше положения Антала[6]. И этот новый миф о Джотто,

до тех пор пока не выплывут опровергающие его архивные или иные данные, еще

долгое время останется неизменным.

Часть 2. Жизненный путь Джотто

Джотто родился в 1266 году, по всей вероятности, в деревушке Солле ди

Веспиньяно, расположенной в долине речки Мугелло, в нескольких километрах

от Флоренции. Отец художника, Бондоне, быть может, действительно

происходящий из крестьян, еще до рождения сына обосновался во Флоренции.

Вероятно он занимался торговлей и поэтому принадлежал к зажиточным

людям своего города. Это подтверждается и тем обстоятельством (хотя и не

доказанным, но вообще принятым как факт), что сын Бондоне воспитывался в

одном из наиболее солидных заведений Флоренции — школе доминиканского

монастыря Мария Новелла.

Население Флоренции находилось тогда под сильным влиянием

францисканского движения и другого монашеского ордена — доминиканского. В

школу доминиканцев посылали своих детей и те горожане, которые по

склонности или в интересах своего дела были членами третьего (светского)

ордена св. Франциска. Флоренции, которая первая в истории Европы стала

развивать ремесла и торговлю, развивать банковское дело, для облегчения

торговли с другими странами была необходима наука, которую ее дети получали

в школе доминиканцев, стоявшей в то время на исключительно высоком уровне.

Доминиканцы были теми посредниками, которые распространяли науку,

достигшую в других городах Европы и Италии, в Париже, Кельне, Болонье,

университетского уровня. Ко всему этому присоединялось еще открытие забытой

античной культуры. Взамен хаотического и неорганизованного правового

порядка средних веков флорентийским купцам была нужна повсеместно

применимая, хорошо разработанная правовая система, которая и была найдена в

римском праве. Исследования, касающиеся римского права, естественно,

привели к изысканиям и в других областях античной культуры, которые

облегчало повсеместное употребление латинского языка, на котором велись как

научные исследования, так и преподавание.

Флоренция в период юности Джотто была средневековым городом-коммуной и

оставалась им еще долгое время после этого. Уже тогда в ней появляются

первые ласточки Ренессанса — люди, занимающиеся исследованием и переоценкой

античных ценностей. В литературе это Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти,

которые послужили примером для Данте. Они не только оценивают античное

наследие и следуют ему, но и сплавляют его с новыми индивидуальными

интонациями, звучащими в рыцарской лирике Южной Франции. Вместе со своим

великим преемником Данте — однолетком Джотто — они создают новый

итальянский язык, вернее, заменяют латинский язык его тосканским диалектом.

Самым глубоким переживанием несомненно впечатлительного юноши было,

вероятно, открытие того, что единственно вечным и истинным в мире является

человек и природа. Джотто своим своеобразно лаконичным изображением

действительности обогатил искусство подлинными человеческими чувствами и

чертами. Такого рода мировоззрение художника сложилось, вероятно, не только

под влиянием школы доминиканцев, не только благодаря влиянию культа чувств

францисканцев и современной ему литературы, но и под влиянием его учителя

Чимабуэ.

В настоящее время искусствоведы снова считают правильным утверждение

Вазари, что Джотто учился в мастерской Чимабуэ почти с детского возраста,

вероятно, начиная с 1272 года. Мы не знаем, каким образом шло в этой

мастерской обучение Джотто живописи, не знаем, сопровождал ли он своего

учителя в разные города, где тот получал заказы. Можно только установить,

что у Чимабуэ наряду с византийскими декоративно-геометрическими чертами

уже наблюдаются и другие тенденции, стремление к выражению проявлений

внутренней жизни человека и к формам мира реальной действительности.

Учитель Джотто в лиричности видел основу эмоциональной выразительности

картины и, в то же время, не боялся нарушить предписываемый иконописью

колорит, когда хотел усилить впечатление реальности.

Джотто было, вероятно, около 24 лет, когда, как это вытекает из

имеющихся в настоящее время сведений о нем, он создал свое самое раннее,

считающееся подлинным произведение — огромное распятие высотой в 5 метров,

находящееся в церкви Санта Мария Новелла, в котором молодой художник в

изображении тела и в колорите превзошел своего учителя. К этому же времени

относится и его брак с монной Чинта ди Лапо дель Пела, подарившей ему

многочисленное потомство.

В период цехового строя браку художника обычно предшествовало

основание собственной мастерской, что обеспечивало ему и его семье

независимое существование. Неизвестно, поступил ли Джотто в соответствии с

этим обычаем. Может быть, к этому времени своими работами он уже завоевал

себе имя, доказательством чему — правда единственным — является тот факт,

что в 1296 или в 1297 году новый предводитель ордена францисканцев призвал

художника в Ассизи, с тем чтобы поручить ему роспись церкви св. Франциска.

Хотя нам известны лишь общие исторические, церковные и политические

условия, в которых произошел этот заказ, все же из имеющихся в нашем

распоряжении материалов можно сделать выводы, которые позволяют осветить

идею и особенности стиля заказанного Джотто произведения.

Кардинал Дж. Стефанески в 1299 году пригласил Джотто в Рим и поручил

ему исполнение огромных размеров мозаики, помещенной затем на фасаде собора

св. Петра. Это, несомненно, высокохудожественное произведение, изображающее

Христа и ладью со святыми, символизирующее католическую церковь, называлось

«Навичелла» (ладья). Оно погибло при постройке нового собора св. Петра, но,

благодаря описаниям, оказалась возможной его реконструкция. От

первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они

настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном

виде этого произведения. Подобная судьба постигла в Риме и другое

произведение Джотто — фреску, изображающую торжественное празднование 1300

(юбилейного) года в церкви Сан Джованни ин Латерано, которую следующие

поколения переделали на свой лад.

Вскоре после этого Джотто возвращается из Рима во Флоренцию, где в

1301 году покупает дом близ церкви Санта Мария Новелла. Приблизительно к

этому времени можно отнести выполнение находящегося в флорентийской церкви

Бадия полиптиха. Однако мастер вскоре снова покидает Флоренцию и

отправляется в Римини, где расписывает стены францисканской церкви. От этой

работы до нас дошла только ее тема: жизнь св. Франциска. В эпоху Ренессанса

церковь была совершенно перестроена и фрески Джотто явились жертвой этой

перестройки. Однако значение его пребывания в Римини можно оценить и без

фресок: здесь, как и повсюду, где только он работал, Джотто создал школу,

то есть лично передал другим достижения нового стиля, новые методы.

Из Римини его пригласили в Падую, где он расписал капеллу Скровеньи

фресками, которые искусствоведы считают самыми важными произведениями

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.