рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учет ценных бумаг: государственных краткосрочных облигаций, казначейских обязательств, векселей

который покупатели готовы инвестировать на аукционе на условиях

средневзвешенной цены.

Центральный банк РФ может установить максимально допустимый объем

денежных средств, направляемых на покупку ГКО, указываемый в

неконкурентной заявке каждым покупателем. Центральный банк РФ объявляет

о величине этого лимита не позднее чем за 7 календарных дней до

проведения очередного аукциона одновременно с объявлением других

параметров выпуска.

К 10:00 по московскому времени в день проведения аукциона Дилер

резервирует сумму денежных средств, которые будут направлены им на

покупку ГКО. Этих средств должно быть достаточно для полной оплаты ГКО,

указанных Дилером в обеих заявках на покупку, а также для уплаты налога

на операции с ценными бумагами и комиссионного вознаграждения ММВБ.

По неконкурентному предложению размер достаточной, суммы денежных

средств равен сумме, которая указана в неконкурентной заявке

покупателя.

По конкурентному предложению размер достаточной суммы де нежных

средств равен сумме, необходимой для полной оплаты ГКО по цене,

указанной в данном предложении.

Конкурентные предложения удовлетворяются (т.е. заключаются сделки

купли-продажи) по ценам, которые в них указаны.

Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене

удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных предложений.

До 18:00 по московскому времени каждый Дилер получает у сотрудника

Торговой системы выписки из реестра сделок. Выписки из

реестра сделок на аукционе подписывают уполномоченные сотрудники

Дилера, ММВБ и Центрального банка РФ. Выписка из реестра сделок

считается подтверждением заключения договора купли-продажи ГКО между

Дилером и Центральным банком РФ.

2.3 Отражение операций с ГКО в бухгалтерском учете.

Предприятия учитывают купленные ими ГКО на отдельных лицевых счетах по

каждому выпуску. Для бухгалтерского учета ГКО предназначен синтетический

счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения " с открытием соответствующего

субсчета "Облигации". Согласно инструкции по применению Плана счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия,

утвержденной приказом

Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 с последующими дополнениями и

изменениями счет 58 предназначен для обобщения информации о наличии и

движении краткосрочных вложений (на срок не более одного года)

предприятия в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации

государственных и местных займов и т.п.

В бухгалтерском учете ГКО приходуются по покупной цене в

,хронологическом порядке приобретения.

Покупка ГКО оформляется в бухгалтерском учете следующими

записями с использованием счетов 76 "Расчеты с разными дебиторами и

кредиторами", 51 "Расчетный счет":

Дебет76 Кредит 51 –перечисление средств за приобретение ГКО;

Дебет 58 Кредит 76-покупка ГКО и зачисление их на счет "депо".

Доход по ГКО, как уже указывалось выше, образуется как разница между

ценой погашения и ценой размещения (или ценой покупки). Так же, как и

дивиденды по акциям, проценты по облигациям включаются в общий

финансовый результат деятельности предприятия в качестве

внереализационных доходов. При расчете налогооблагаемой прибыли этот

вид дохода исключается из налогооблагаемой базы, так как согласно

налоговому законодательству доходы по государственным ценным бумагам

России освобождены от уплаты налогов на доходы.

Пример 1

Предприятие приобрело 10 ГКО номиналом 100 тыс.руб. каждая. Цена

покупки этих бумаг составила 60 тыс.руб. за одну облигацию. В учете это

отразится следующим образом:

Дебет 76 Кредит 51-перечисление средств дилеру – 600 тыс.руб.:

Дебет 58 Кредит 76 – подтверждение покупки – 600 тыс.руб.

Купленные ГКО подлежат периодической переоценке. Под переоценкой

понимается определение балансовой стоимости облигаций, которые. находятся

в портфеле предприятия по состоянию на конец рабочего дня. Переоценка

производится путем умножения количества ГКО, находящихся в портфеле в

момент окончания рабочего дня, на их рыночную цену. Под рыночной ценой

облигации понимается средневзвешенная цена аукциона (на первичном рынке)

или цена последней сделки на торгах ММВБ за соответствующий день (цена

закрытия вторичного рынка). Переоценка собственных ГКО осуществляется

только в день проведения предприятием (инвестором) операций по покупке

или продаже-по рыночной цене этого дня.

В этот день производится переоценка ГКО всех выпусков, находящихся в

портфеле предприятия, даже если операции проводились горько с некоторыми

выпусками.

Увеличение балансовой стоимости ГКО, произошедшее в результате

переоценки, является доходом предприятия и подлежит отнесению на счет

прибылей.Уменьшение балансовой стоимости ГКО, произошедшее в результате

переоценки, подлежит отнесению на счет убытков.

Пример 2

У предприятия на балансе находятся 10 ГКО номиналом 100 тыс.руб.

каждая. Учитываются они по цене приобретения – 60 тыс.руб. за одну

облигацию. Предприятне купило еще 5 облигаций другого выпуска номиналом

100 тыс.ру6. по 80 тыс.руб. за одну облигацню. В этот день проводились

торги купли-продажи еще и других выпусков облигаций. Купленные облигации

предприятие, как указывалось выше, примет к учету по покупной цене, т.е.

по 80 тыс.руб. за одну облигацию. В зтот же девь необходимо произвести

переоценку облигаций, которые уже находились на балансе предприятия. Цена

закрытия (рыночная цена) по этому выпуску в этот день составила 70

тыс.руб. за одну облигацию. Следовательно, теперь они должны учитываться

не по 60 тыс.руб., а по 70 тыс.руб. за одну облигацию.

В бухгалтерском учете это отразится следующим образом:

Дебет 76 Кредит 51 - перечисление средств дилеру -400 тыс. рублей

Дебет 58 Кредит 76 - подтверждение покупки

Дебет 58 Кредит 80 - 100 тыс. рублей-переоценка облигаций, которые

находят ся на балансе.

Погашение облигаций осуществляется через счет 48 “ Реализация прочих

активов”.

Дебет 58 Кредит 80 - переоценка на разницу между номинальной и

учетной ценой

Дебет 48 Кредит 58 - номинальная цена ГКО

Дебет 76 Кредит 48- -отражение задолженности дилера

Дебет 51 Кредит 76 -поступление средств на расчетный счет

предприятия.

Перед погашением переоценка делается для того, чтобы на счете 58

отразить фактические обороты по погашению облигаций. Такой вариант учет

приближает учет ГКО к обычному учету облигаций с дисконтом. При

операциях с негосударственными облигациями зто делается для более

удобного отражения в учете исчисления налога на операции с ценными

бумагами. При операциях с ГКО этот налог при погашении не платится,

поэтому указанный выше вариант учет не является обязательным, но может

применяться, если бухгалтерия хочет иметь однообразие в учете ценных

бумаг.

Продажа ГКО на вторичном рынке отражается в учете аналогично погашению

облигаций. Вместо номинальной цены облигации в таком случае указывается

цена продажи облигаций.

Затраты, связанные с операциями по ГКО списываются на соответствующие

счета затрат. К затратам с операциями по ГКО могут быть отнесены оплата

услуг сторонних организаций по исследованиям и анализу рынка ГКО,

комиссионные вознаграждения дилеру и другие. Отнесение затрат

осуществляется следующим образом:

Дебет20 (26) Кредит 76 - отражены затраты по операциям с ГКО

Дебет 76 Кредит 51- оплата услуг сторонних организаций

Одновременно со списанием ГКО со счета 58 списываются затраты,

относимые к данному выпуску:

Дебет 48 Кредит 20 (26) - на сумму затрат по данному выпуску

Тогда доход по операциям с ГКО уменьшается на соответствующую сумму

затрат. Налог уплачивается только при покупки ГКО по ставке 0.1 %.

В учете это отражается следующим образом:

Дебет 81 Кредит 68- на сумму налога.

Сегодня уже обсуждаются варианты выпуска государственных облигаций со

сроком обращения свыше 1 года. Такие облигации ужесложно назвать

краткосрочными. При выпуске таких облигаций, если не выйдет

соответствующих разъяснений и постановлений, учет может осуществляться

аналогично как и с ГКО, только вместо счета 58 "Краткосрочные финансовые

вложения" будет использоваться счет 06 "Долгосрочные финансовые

вложения”.

3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАЗНАЧЕЙСКИМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ.

3.1 Обращение КО.

Порядок размещения, обращения и погашения казначейских обязательств на

территории Российской Федерации устанавливается согласно постановлению

Правительства Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 906 в

соответствии с Положением о порядке размещения, обращения и погашения

казначейских обязательств, утвержденным Министерством финансов РФ № 140

от 21 октября 1994 года.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами и

могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и

предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации, в соответствии с

издаваемыми им приказами, осуществляет выпуск казначейских обязательств.

Выпуск казначейских обязательств осуществляется в бездокументарной форме,

то есть в виде записей на специальных счетах “депо” уполномоченного

коммерческого банка – агента Министерства финансов (уполномоченного

депозитария). Этот же банк может выступать в роли платежного агента,

осуществляющего денежные расчеты с держателями казначейских обязательств

на момент их погашения. Ставка процентного дохода по казначейским

обязательствам устанавливается в зависимости от срока их погашения.

Выпуск казначейских обязательств осуществляется сериями, каждая из

которых представляет собой самостоятельный выпуск, и оформляется

глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Глобальный сертификат представляет собой документ, депонируемый в

уполномоченном депозитарии, в котором фиксируются основные параметры

выпуска казначейских обязательств, определяемые в приказе Министерства

финансов Российской Федерации. Указанными параметрами являются:

– дата начала размещенкя казначейских обязательств;

– номинальная стоимость одного казначейского обязательства;

– устанавливаемая процентная ставка (в процентах годовых);

– общий объем выпуска;

– срок начала погашения (т.е. срок, начиная с которого казна

чейское обязательтво может быть предъявлено к погашению);

– ограничения на владельцев казначейских обязательств (если таковые

устанавливаются);

– максимальное число операций, в которых казначейские обя

зательства используются в качестве средства погашения кре диторской

задолженности;

– прочие необходимые данные о выпуске.

Держатели казначейских обязательств открывают счета депо в

уполномоченном депозитарии на основании собственных заявлений. Перевод

казначейских обязательств со счета на счет осуществля ется на основании

распорядительных документов, в соответствии с регламентом

уполномоченного депозитария. На основании пере вода казначейских

обязательств со счета на счет их держателям выдаются выписки со счетов

депо, подтверждающие право собст венности того или иного лица на

приобретенные обязательства.

Согласно Положению о порядке размещения, обращения и погашевия

казначейских обязательств, обращение казначейских обязательств может

производиться в неограниченной и ограничен ной форме. Во втором случае

Министерство финансов Российской Федерации накладывает определенные

ограничения на порядок обращения казначейских обязательств для их

владельцев.

К числу таких ограничений могут быть отнесены:

– обязательность расчета казначейскими обязательствами только с целью

погашения кредиторской задолженности;

– ограничения на право передачи казначейских обязательств

только юридическим лицам;

– минимальное число операций с учетом вышеуказанных огра-

ничений;

– ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобож-

дения.

В случае, когда по расчетам с использованием казначейских обязательств

установлены специальные ограничения, каждое каз начейское обязательство

перед тем, как оно поступает на открытый рынок, должно пройти заранее

оговоренное в депозитарном договоре число владельцев (обычно, это

предприятия определенной отрасли), имеющих в отношении друг друга

кредиторскую задолженность. Данные специальные условия использования

казначейских обя зательств должны способствовать устранению проблемы

неплате жей. После прохождения казначейскими обязательствами опреде

ленного числа владельцев, их передача может быть произведена в отношении

любого юридического лица, являющегося резидентом по законодательству

Российской Федерации.

Владелец казначейских обязательств (имеющий счет депо в уполномоченном

депозитарии) может осуществлять с ними опера ции, предусмотренные

Положением о порядке размещения, обра щения и погашения казначейских

обязательств.

В первую очередь, необходимо отметить право владельца на погашение

своей кредиторской задолженности при помощи казна чейских обязательств

(путем перевода их на счета кредиторов).

При осуществлении обязательных расчетов расчеты казначей скими

обязательствами осуществляючся по их номинальной цене. Кроме того,

возможна продажа казначейских обязательств юрыди- ческим и физическим

лицам – резидентам РФ, а также залог казначейских обязательств для

получения кредитов, в том числе и в банке-депозитарии.

Погашение казначейскнх обязательств осуществляет Минис терство финансов

(Главное управление федерального казначейства) путем перевода на счета

последних держателей казначейских обя зательств их номинальной стоимости

и процентов, оговоренных в глобальном сертификате при выпуске. Погашение

обязательств осуществляется с даты погашения, обозначенной в глобальном

сертификате. Следует отметить, что погашение казначейских обя зательств

может осуществляться не только Главным управлением федерального

казначейства, но и специально уполномоченным на ато банком (платежным

агентом).

Казначейские обязательства могут быть погашены денежными средствами

либо налоговыми освобождениями.

При погашении казначейских обязательств денежными сред ствами эти

средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия

(организации).

Более подробно следует остановиться на рассмотрении налого вого

освобождения. Налоговое освобождение представляет собой оформленный

надлежащим образом именной документ, не подле жащий передаче др~му

предприятию (организации), указываю щий сумму задолженности федерального

бюджета, погашенную в счет причитающихся к уплате предприятием в

федеральный бюд жет налоговых платежей.

Предприятие представляет налоговое освобождение в налоговую инспекцию

по месту своей регистрации. К зачету задолженности федерального бюджета

предприятию единовременно принимается сумма недоимки в федеральный бюджет

по всем видам налогов, имеющейся по данному предприятию по состоянию на

дату представ ления в налоговый орган казначейского налогового

освобождения.

Если сумма недоимки по всем видам налогов по данному налогоплательщику

меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма

погашается путем зачета текущих н алоговых платежей в федеральный

бюджет. В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по платеясам в

федеральныи юд- жет, задолженность погашается путем зачета текущих

платежей в указанный бюджет. Зачет по текущим платежам осуществляется в

сроки, установленные для уплаты соответствующих налогов в федеральный

бюджет.

Следует отметить, что пени, начисленные налоговым органом и

невнесенные налогоплательщиком по неуплаченным в срок нало гам и платежам

в федеральный бюджет по состоянию на день зачета недоимки, взысканию в

доход федерального бюджета не подлежат и не принимаются к зачету.

Погашение казначейских обязательств, начиная с даты начала погашения,

оговоренной в глобальном сертификате, осуществляет ся денежными

средствами и налоговыми освобождениями по теку щему курсу,

рассчитываемому по следующей формуле:

P

N *( t* -----

)

100

Tk=N + -----------------------------------

360

где: Tk – текущий курс казначейского обязательства;

N – номинал казначейского обязательства;

t – срок, который данное казначейское обязательство нахо дится в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.