рефераты бесплатно

МЕНЮ


роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России

контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной

компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного

интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том

случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного

капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее

10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и

Новой Зеландии- 50%.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными

лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность

поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на

рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль,

главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению

с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение

производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим

для определения страны данного континента, в которой необходимо создать

новые производственные мощности;

транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.

Цель- минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются

возможности быстрого ухода с рынка;

большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-

импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя

путями:

организация новых предприятий;

скупка или поглощение уже существующих компаний.

«Портфельные» инвестиции- такие капитальные вложения, доля участия

которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций.

Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями,

ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют

иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух

причин:

из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих

оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду

лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое

обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано

с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов

которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности

фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих

крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с

ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Прочие инвестиции- группа инвестиций, в которую в основном входят

международные займы и банковские депозиты.

Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все

равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с

точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений,

которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных

постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес

соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается

приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих

национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К

тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими

факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы,

их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций

обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.

***.

Таким образом существуют различные формы иностранных инвестиций.

Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные

инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет

благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем

политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой,

устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.

Как уже было сказано выше, наибольший интерес вызывают развивающиеся

страны. Так как экономика большинства этих стран находится в состоянии

продолжающегося быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не

являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую доходность.

3. Развивающиеся рынки и Россия.

1) Общие характеристики развивающихся стран.

Экономика развития представляет собой выделившееся важное направление

традиционной экономической мысли и политической экономии. Занимаясь

проблемами эффективности распределения ресурсов и обеспечения устойчивого

роста основных хозяйственных показателей, она уделяет главное внимание

экономическим, социальным и институциональным механизмам, способствующим

быстрому и всеохватывающему улучшению условий жизни населения в

развивающихся странах.

В чисто экономическом понимании термин «развитие» означает

способность экономики, долгое время находившейся в состоянии относительного

статистического равновесия, создавать импульсы и поддерживать годовые темпы

роста валового национального продукта.

Развитие следует рассматривать как многоплановый процесс, ведущий к

радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей,

общественных институтах, а также к ускорению экономического роста,

сокращению неравенства и искоренению безработицы.

По своей сути развитие представляет собой комплекс изменений,

посредством которых ориентированная на удовлетворении основных потребностей

и запросов отдельных людей и групп населения социальная система движется от

состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным

материальным и духовным условиям жизни.

Термин «развивающиеся рынки», используемый по отношению к фондовым

рынкам, был создан экспертами Международной финансовой корпорации группы

Всемирного Банка, когда они стали работать над концепцией создания фондов и

развития рынков капитала в наименее развитых регионах мира. Интуитивно мы

понимали, что «развивающиеся» означает «появляющиеся» или «неразвитые».

На первый взгляд может показаться, что список стран (по данным на

1990г.-список из 123 стран), где специалист по развивающимся рынкам может

осуществлять инвестиции, довольно широк. На самом деле эти возможности по

ряду причин довольно ограничены, хотя они расширяются. Прежде всего, во

многих из развивающихся стран нет фондовых рынков или даже формальных

рынков капитала, где инвестиции можно было бы сделать привычным и

относительно безопасным образом. Вся организация рынков капитала в целом и

фондовых рынков в частности требует создания сложной инфраструктуры,

включающей процедуры расчетов, системы оплаты, ответственное хранение

ценных бумаг, нормативно-правовое обеспечение и широкий спектр

взаимоотношений, которые сегодня отсутствуют на развивающихся рынках.

Общие черты развивающихся стран:

1. Низкий уровень жизни из-за низких доходов, высокой степени

неравенства, плохого здоровья населения и неудовлетворительной

системы образования.

2. Низкая производительность.

3. Высокие темпы роста населения и тяжелое бремя содержания

нетрудоспособной части.

4. Высокий растущий уровень безработицы и неполной занятости.

5. Значительная зависимость от сельскохозяйственного производства и

экспорта топлива и сырья.

6. Подчиненное положение, зависимость и уязвимость в системе

международных отношений

Жизненный уровень большинства населения развивающихся стран остается

крайне низким, причем это проявляется в сравнении не только с развитыми

государствами, но и с малочисленными элитными группами в своих странах.

Количественные и качественные показатели подтверждают это плачевное

положение: низкий уровень доходов (нищета), плохие жилищные условия,

неудовлетворенное здоровье, недостаточное образование или его отсутствие,

высокий уровень младенческой смертности, низкие показатели средней

продолжительности жизни и занятости, апатия и чувство безнадежности.

Рассмотрим некоторые важные показатели:

Доход на душу населения, темпы роста.

Валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения часто

используют как обобщенный показатель для сравнения уровня жизни в различных

странах. Он также чаще всего применяется и в качестве универсального

измерителя экономической активности. ВНП рассчитывается сложением

добавленной стоимости, произведенной в стране и за рубежом, использованной

без вычета амортизации, и населением этой страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП) показывает стоимость конечной

продукции, предназначенной для потребления и произведенной в стране как ее

гражданами, так и нерезидентами.

Таким образом, ВНП состоит из ВВП плюс разница между зарубежными

доходами резидентов за оказанные там услуги (рабочая сила и капитал) и

минус выплаты нерезидентам за их вклад в национальную экономику.

Для многих развивающихся стран характерен не только более низкий

уровень дохода на душу населения, чем в развитых государствах, но и более

медленный рост ВНП. В 80-х гг. Развивающиеся страны существенно замедлили

свой экономический рост, а реальный доход на душу населения в 1990г.

сократился на 0,2% и продолжал уменьшаться в 1991г., что видно из

следующего рисунка:

Рис.2.1.

[pic]

Распределение национального дохода.

Неравенство в распределении доходов является в той или иной мере

актуальной проблемой для всех стран как развитых, так и развивающихся. Но

разрыв в развивающихся странах, как правило, значительно больший, чем в

более развитых странах.

Масштабы бедности и здоровье.

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами: 1)

уровнем дохода на душу населения и 2) степенью равномерности его

распределения. Чем выше неравномерность в распределении достигнутого уровня

доходов, тем больше масштабы нищеты. Соответственно при сложившейся системе

распределения чем ниже уровень дохода, тем шире распространение нищеты.

Многие жители развивающихся стран страдают не только от низких

доходов, но и от недоедания, болезней, неудовлетворительного физического

состояния.

Низкий уровень производительности.

Кроме низкого жизненного уровня, развивающиеся страны характеризуются

и низкой производительностью труда. Концепция производственной функции,

выражающая системную зависимость между объемом производства и комбинацией

создающих его факторов при существующем уровне технологии, часто

используется для описания путей, посредством которых общество удовлетворяет

свои материальные потребности. Однако эта концепция технической

зависимости должна дополняться более широким подходом, который учитывал бы

и другие компоненты- искусство управления (менеджмент), мотивацию труда

рабочих и гибкость институциональных структур. Производительность труда в

развивающихся странах (выпуск в расчете на одного рабочего) очень низка в

сравнении с развитыми государствами.

Концепция снижающейся предельной производительности утверждает, что

добавление сверх определенного количества переменного фактора (труда) к

другим фиксированным факторам производства (капиталу, земле, материалам и

т.п.) ведет к сокращению полученного в результате его использования

дополнительного (предельного) продукта. Причина заключается в снижающейся

предельной производительности данного переменного фактора. Таким образом,

низкая производительность труда вызвана отсутствием или жестким дефицитом

дополнительных факторов производства (физического капитала, управленческого

опыта).

Согласно этой концепции для повышения производительности необходимо

мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для

инвестирования в материальные средства производства и в человеческий

капитал (например, для повышения качества управления) путем улучшения

систем общего и специального образования, а также осуществить

институциональные изменения во многих сферах. Эти изменения могут включать

реформу землевладения и корпоративного налогообложения, совершенствование

кредитной и банковской систем, формирование и консолидацию независимого и

эффективного административного аппарата, перестройку систем общего и

специального образования для приведения их в соответствие с потребностями

развивающихся обществ.

Зависимость от развитых стран.

Внешняя независимость- состояние и сочетание экономических,

политических и военных факторов, которые обеспечивают государственность,

цели и интересы нации при самостоятельном принятии решений относительно

взаимоотношений с иностранными партнерами и использования зарубежных

ресурсов и опыта. Обратное состояние- внешняя зависимость, когда

обеспечение национальных целей и интересов с разной степенью глубины и

интенсивности оказывается под влиянием, исходящим из-за рубежа. Внешняя

зависимость может навязываться силой- военной и дипломатической; может

явиться результатом развития событий внутри страны вследствие недооценки

национальных возможностей или пренебрежения ими; наконец, может быть

сочетанием того и другого, когда внешние силы целенаправленно пользуются

внутренними слабостями для установления отношений послушания и подчинения.

В последнее время многие страны открыто выступили с осуждением своей

зависимости, осознав, что они слишком зависят от сбыта одного первичного

продукта или от одной страны в качестве потребителя и поставщика. Поскольку

хозяйства развивающихся стран имеют небольшие размеры, они обычно

значительно больше зависят от конкретной промышленно развитой страны, чем

эта страна зависит от них. Например,60% экспорта и импорта Мексики связаны

с США, а в с США эти взаимосвязи составляют менее 5%. Таким образом,

политика США может значительно сильнее повлиять на Мексику, чем политика

Мексики- на США. Этот вид зависимости развивающейся страны от промышленно

развитой приводит к широко распространенному убеждению, что она тормозит

прогресс развивающихся стран. Боязнь зависимости привела многие

развивающиеся страны к попыткам изменения структуры производства и

торговли.

На следующем рисунке показано, что в 21 из 22 промышленно развитых

стран (кроме Исландии) на ведущую позицию экспорта приходится менее 25%

всех экспортных поступлений. Однако 57% развивающихся стран получают не

менее 25% своих экспортных поступлений от одного вида товара.

Рис.№ 2.2.

Зависимость экспортной прибыли от ведущего вида товара.

[pic]

[pic]

Из 22 промышленно развитых стран ни одно не получает свыше половины и

только одна получает между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара. Из 28 развивающихся стран 7 стран получают свыше

половины и 9-между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от одного товара

показана в следующей таблице:

Таблица № 2.2.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся

стран от одного товара.

|Развивающаяся |Товар |Доля экспорта развивающейся|

|страна | |страны |

|Колумбия |Кофе |59,9 |

|Куба |Сахар |77,1 |

|Габон |Нефть |76,1 |

|Гана |Какао |58,3 |

|Ямайка |Руды основных |65,3 |

| |металлов | |

|Либерия |Сырьевые |90,3 |

| |(нефтяные) | |

| |материалы | |

|Макао |Одежда |56,8 |

|Мали |Хлопок |55,7 |

|Мавритания |Железная руда |49,1 |

|Нигер |Руды урана и тория|83,2 |

|Руанда |Кофе |71,5 |

|Сьерра-Леоне |Полудрагоценные |70,4 |

| |камни и сырьевые | |

| |материалы | |

|Сомали |Живые животные |89,7 |

Развивающиеся страны также сильнее зависят от одного торгового

партнера, чем промышленно развитые. Покажем это на рисунке 2.3.

Рис.№ 2.3.

Зависимость от основного партнера по экспорту.

[pic]

[pic]

Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.