рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ

приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение

национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в

виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на

значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры

привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике

незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских

инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать

методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в

качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с

иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых

ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают

прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады

для кредитования развития российских предприятий с условием возврата

кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер

поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на

встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном

оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является

стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных

банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки

капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных

территориях следует использовать механизм создания свободных экономических

зон.

2. Снижение трансанкционных издержек инвесторов

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной

поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не

относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой

связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,

осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается

защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке

законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по

ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для

мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду

производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать

единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,

растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого

арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате

Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов

следует разработать специальные государственные программы предупреждения

преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с

повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,

информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных

служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности

представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым

коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-

планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного

обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и

актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах

развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже

акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного

информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных

инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа

России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства

Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия

иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно

новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в

России, в состав которого входят представители зарубежных фирм,

осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.

Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством

Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки

конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в

России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,

созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных

прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими

международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным

валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским

банком реконструкции и развития и другими.

При реализации широкой программы стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и

оперативной корректировки состава мероприятий.

Заключение

Общий объем инвестиций в 1995 году оценивается в 210-230 трлн. рублей

или соответственно темп 82-83% к 1994 году (см. приложение 6). В 1996 году,

по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то

есть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и

возможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому

варианту 104, а по наименее благоприятному — 97% к уровню 1995 года. В

объекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн.

рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям на

развитие непроизводственной сферы прогнозируется на 1996 год рост к уровню

1995 года 105-101% (см. приложение 5). При этом сохранятся тенденции к

повышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитие

экономики[5].

Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых

капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора

экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения

главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в

виде инициатора инвестиционного процесса:

. поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном

секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение

безопасности функционирования технических систем;

. поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение

принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий

экологических бедствий и других направлений социального развития;

. заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или

приватизировать в связи с их незавершенностью.

Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижение

динамики макроэкономических показателей на данном этапе формирования

бюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено

27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать

иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности,

активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать

увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в

1995 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов,

то в 1996 году общий объем иностранных инвестиций при снижении

инвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов, хотя и этого

пока недостаточно.

Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина,

потребность страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12

млрд. долларов в год.

Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который

продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической

нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской

деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных

инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области

инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

Значительно ухудшило российский авторитет как страны, принимающей

иностранный капитал, принятие федерального Закона “О некоторых вопросах

предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности, который

отменил все ранее предоставленные иностранным инвесторам льготы, за

исключением предусмотренных законами Российской Федерации “О таможенном

тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным

кодексом РФ.

Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые

природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный

аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-

технический потенциал.

Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению

воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в

России. Среди которых в качестве первоочередных выделю:

1. Достижение национального согласия между различными социальными группами,

политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода

России из экономического кризиса.

2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.

3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.

4. Радикализация борьбы с преступностью.

5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам,

отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции

с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с

другими оборотам их деятельности.

6. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением

капитала, товаров и рабочей силы.

Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть

положительную роль в становлении отечественной экономики.

В заключение отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляют

собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени

увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в

данной сфере, во моногом предопределит реализацию всей реформы в целом.

Приложения

Приложение 1.

Преречень законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в области

иностранных инвестиций

. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с

изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)

. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании

работы с иностранными инвестициями"

. Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по

привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства

Российской Федерации"

. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об

активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику

Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.)

. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по

стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с

привлечением иностранных кредитов"

. Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по

стимулированию развития производства, в том числе с привлечением

иностранных кредитов"

. Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке

организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных

кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)

. Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы,

связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и

доп. от 27 декабря 1994 г.)

. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного

агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от

некоммерческих рисков"

. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24

декабря 1993 г.

. Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г.N 1302 "О Российско-Американском

инвестиционном банке"

. Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории

Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14)

. Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации

предприятий с иностранными инвестициями"

. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 848 "Об

использовании иностранных кредитов, предоставляемых Российской Федерации

на основании межправительственных соглашений, и о порядке расчетов по

ним"

. Постановление Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 "О

Международном банке экономического сотрудничества и Международном

инвестиционном банке"

Приложение 2.

|Три версии новой редакции закона об иностранных инвестициях |

|Версия |Преференции |Оговорка по |Тарифные льготы |

| |иностранным |действию | |

| |инвесторам |нормы во | |

| | |времени | |

|Версия |Законами России |В случае, |Имущество, ввозимое на |

|депутатов|устанавливаются |если |территорию Российской |

|Мельников|приоритетные |появляется |Федерации в качестве вклада |

|а и |отрасли |закон, |иностранных инвесторов в |

|Михайлова|экономики, |ухудшающий |уставной капитал предприятия |

|(“Яблоко”|отдельные |условия |с иностранными инвестициями в|

|) |территории, а |инвестирован|пределах сроков. |

| |также проекты |ия |установленных его |

| |федерального |предприятия |учредительными документами, |

| |значения, в |в уставном |но не более одного года, |

| |отношении |капитале |освобождается от уплаты |

| |которых вводятся|которого |таможенной пошлины и налогов,|

| |преференциальные|иностранные |взимаемых таможенными |

| |условия |инвестиции |органами (на подакцизные |

| |привлечения |составляют |товары данная льгота не |

| |иностранных |более 30% |распространяется). |

| |инвестиций. |суммы и не |Товары, ввозимые |

| |Запрещается |менее суммы,|предприятиями с иностранными |

| |введение |эквивалентно|инвестициями для обеспечения |

| |преференций и |й $250 тыс.,|собственного производства, |

| |ограничений на |то в течение|освобождаются от пошлин и |

| |осуществление |5 лет с |налогов, взимаемых |

| |иностранных |момента |таможенными органами сроком |

| |инвестиций по |вступления |на пять лет. если подобные |

| |признаку страны |его в силу |товары требуемого качества |

| |местонахождения |применяется |или технического уровня не |

| |иностранного |закон, |выпускаются в России; в |

| |инвестора. |действовавши|противном случае этот срок |

| | |й на момент |составляет 2 года . |

| | |регистрации |Продукция собственного |

| | |предприятия.|производства, вывозимая |

| | | |предприятием с иностранными |

| | | |инвестициями освобождается от|

| | | |уплаты пошли и налогов, |

| | | |взимаемых таможенными |

| | | |органами. |

|Правитель|Предусматриваютс|Нет |Тарифные и налоговые льготы, |

|ственная |я преференции по|продления |зафиксированные в проектах |

|версия |уплате налога на|действия |изменения соответствующих |

| |прибыль: в |закона. |законов. “О налоге на |

| |приоритетных | |добавленную стоимость”: от |

| |отраслях на | |НДС освобождается вклад в |

| |предприятия с | |уставный капитал (кроме |

| |иностранными | |подакцизных товаров) на срок,|

| |инвестициями | |предусмотренный |

| |распространяется| |учредительными документами, |

| |режим | |оборудование и материалы для |

| |налогообложения | |производственных нужд (кроме |

| |прибыли малых | |подакцизных товаров) в |

| |предприятий; | |приоритетных отраслях и |

| |соответствующее | |проектах на срок не более 5 |

| |изменение | |лет. В случае отчуждения |

| |предлагается | |ввезенного на льготных |

| |внести в законе | |условиях оборудования и |

| |о налоге на | |материалов или ликвидации |

| |прибыль. Есть | |предприятия выплачивается вся|

| |льготы и по | |сумма налога. |

| |уплате НДС. | |“О таможенном тарифе”: вклад |

| | | |в уставный капитал |

| | | |освобождается от ввозных |

| | | |пошлин на срок не более |

| | | |одного года, оборудование и |

| | | |материалы для |

| | | |производственных нужд в |

| | | |приоритетных отраслях или |

| | | |проектах освобождаются на |

| | | |срок не более 5 лет. |

| | | |Вводятся также |

| | | |преференциальные ввозные |

| | | |пошлины (аналогичные проекту |

| | | |Mars). |

|Версия |Акцентируется |Нет |Вклад в уставный капитал |

|депутата |национальный |продления |(кроме подакцизных товаров) |

|Глазьева |режим |действия |освобождается на один год от |

| |иностранных |закона. |уплаты пошлин и НДС. В случае|

| |инвестиций. | |отчуждения ввезенного на |

| |Проект содержит | |льготных условиях имущества в|

| |перечень | |течение 3 лет платежи |

| |отраслей | |производятся в полном объеме |

| |производств, в | |с начислением процентов по |

| |отношении | |ставкам рефинансирования ЦБ. |

| |которых вводятся| |Экспорт продукции |

| |ограничения на | |собственного производства СП |

| |привлечение | |с не менее чем 30% |

| |иностранных | |иностранных инвестиций и не |

| |инвестиций, в | |менее суммы, эквивалентной |

| |том числе: | |$100 тыс., осуществляется без|

| |добыча и | |каких-либо количественных |

| |транспортировка | |ограничений, кроме |

| |нефти, | |международных обязательств |

| |производство и | |Росси. |

| |торговля | | |

| |необработанной | | |

| |древесиной, | | |

| |добыча и | | |

| |переработка | | |

| |цветных и | | |

| |редкоземельных | | |

| |металлов, лов | | |

| |рыбы и торговля | | |

| |рыбой и | | |

| |морепродуктами. | | |

Приложение 3.

Динамика основных показателей, характеризующих экономическое положение

России в 1993-1995 годах[6]

[pic]

Приложение 4.

Индекс инфляции в 1992-1994 годах[7]

(на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года)

[pic]

Приложение 5.

Анализ инвестиционной деятельности по источникам и назначению за 1994-1996

гг.[8]

| | | | | |

|Показатели |Единица |1994 |1995 |1996 год прогноз|

| | |год |год | |

| |измерения |отчет |оценка |min |max |

| | | | |вариант|вариант|

|Объем инвестиций за счет |трлн. руб.|106,2 |210-230|310 |380 |

|всех | | | | | |

|источников финансирования|в % к |74 |82-83 |104 |97 |

| |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

|Индекс-дефлятор |в % к |530 |240-260|140 |170 |

| |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

Из общего объема инвестиций:

| |трлн. руб.|59,6 |115-125|170 |200 |

|производственного |в % к |65 |80-81 |106 |94 |

|назначения |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

| |трлн. руб.|46,6 |95-105 |140 |180 |

|непроизводственного |в % к |86 |85-87 |105 |101 |

|назначения |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

|Из общего объема |трлн. руб.|11,7 |18,8 |27,7 |36-42 |

|инвестиций — | | | | | |

|государственные из |в % к |39 |87 |113 |147-170|

|федерального бюджета |преды-дуще| | | | |

| |му году | | | | |

Приложение 6.

Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации

за 1994-1996 гг.[9]

| ( в млн. долл. США) |(в % к предыдущему году) |

|[pic] |[pic] |

Список использованной литературы

1. Депутат Государственной Думы Глазьев С. Ю. Проект федерального закона “О

внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях

в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.

2. Депутаты Государственной Думы: Мельников А. Ю., Михайлов А. Ю. Проект

федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об

иностранных инвестициях в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.

3. Правительство Российской Федерации. Проект федерального закона “О

внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “Об иностранных инвестициях

в РСФСР”, внесеный в ГД 3 октября 1995.

4. Отчет о состоянии экономики, финансов и денежно-кредитной сферы

Центрального Банка Российской Федерации за 1994 год, утвержденный Советом

директоров Банка России 15 мая 1995 г.

5. Прогноз социальноз-экономического развития Российской Федерации на 1996

год, подготовленный на базе Послания Президента Российской Федерации

Федеральному собранию, среднесрочной программы Правительства Российской

Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах”,

указов Президента, постановлений Правительства, других нормативных актов,

определяющих политику государства в экономической и социальной сфере, а

также поведение экономических агентов на российских рынках и во

внешнеэкономической деятельности.

6. Постановление Правительства Российской Федерации “О Российском финансово-

банковском союзе” от 24 октября 1995 года.

7. Социально-экономическое положение России в 1993 — 1994 гг. Материал

подготовлен Государственным комитетом Российской Федерации по статистике

с участием Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской

Федерации. М. 1995.

( ( (

. Вардуль Н. Предварительный диагноз — асфиксия // Коммерсантъ. 24 октября

1995.

. Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций // Вопросы

экономики. 1994. № 7.

. Грабаров А. Центробанк прорубает для гособлигаций окно в Европу //

Финансовые известия. 6 сентября 1995.

. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24

октября 1995.

. Зубакин В. Инвестиции в приватизированные предприятия // Вопросы

экономики. 1994. № 7.

. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок

ценных бумаг. 1995. № 12.

. Климович М. Акционирование московских предприятий // Российский

экономический журнал. 1995. № 1.

. Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели //

Российский экономический журнал. 1995. № 1.

. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.

М. 1994. Гл. 9.

. Лавровский Б., Рыбакова Т. О пределах спада в российской экономике

(хроника инвестиционного процесса) // Вопросы экономики. 1994. № 7.

. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги

деятельности // Рынок ценных бумаг. 1995. № 13.

. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6

октября 1995.

. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский

экономический журнал. 1994. № 2.

. Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. Гл. 24.

. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и

международные отношения. 1994. № 11.

. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М. 1993.

Гл. 16.

. Сейфульмулюков И. Иностранные инвестиции в добывающих отраслях //

Российский экономический журнал. 1992. № 11.

. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и

российские перспективы // Вопросы экономики. 1994. № 12.

. Фадеев А., Рукин А. Инвестиционные портфели // Рынок ценных бумаг. 1995.

№ 14.

. Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике

переходного типа // Вопросы экономики. 1994. № 7.

. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые

ориентиры // Рынок ценных бумаг. 1995. № 9.

-----------------------

[1] См. источник 4.

[2] См. источник 5.

[3] См. источник 7.

[4] См. источник 4.

[5] См. источник 5.

[6] См. источник 5.

[7] См. источник 7.

[8] См. источник 5.

[9] Там же.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.