Правовые основы иностранного инвестирования в Украине
Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-
экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности
пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые
действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и
дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности
. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой
отчетности отдельно указанными показателями :
- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые
находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;
- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .
Государственной налоговой администрации кроме годового финансового
отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на
импорт и экспорт,
Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах
обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.
Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4 ст.19
Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции
могут быть , а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством
Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической
деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ),
однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и
оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее
пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный
пакет акций которого принадлежит правительству Украины.
Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация
предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления
инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об
инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении
или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по
таким причинам :
1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных
законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и
других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства ,
которые охраняются законом ;
2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине
неплатежеспособности ;
3.стихийного бедствия ;
4.введение чрезвычайного положения .
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ
Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные
инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3
Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же
правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми
исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .
В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и
иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения
обязательств Украины перед другими государствами и международными
организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от
налогообложения и предотвращению демпинга утве-
ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной
деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории
Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .
Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и
других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .
Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на
территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются
Законами Украины
" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации
небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом
других законодательных актов .
Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и
другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами
, Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В
соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности"
иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в
собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право
временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям ,
международным организациям и объединениям при участии украинских и
иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые
полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным
государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и
лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного
строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и
земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование
землей в Украине является платным .
Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на
основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством
.Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов
государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений
основного производства , передача которых в аренду не допускается .
Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных
налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного
инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного
инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов
предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные
проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в
соответствии с государственными программами развития приоритетных
отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен
льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .
Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной
деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд
остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с
целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных)
инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки
освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым
предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих
предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности
это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в
соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен
пяти-
летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О
налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу ,
оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже
были осуществлены до вступления в силу данного закона.
Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22
мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент
ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога
на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав
инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом
необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и
ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует
привлечению инвестиционных ресурсов .
Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические
и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают
доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий
, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с
международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого
дохода умень -
шается на :
* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику
налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в
корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные
или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной
деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;
* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и
инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей (
участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих
организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании
налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее
90% доходов от инвестиционных операций .
Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными
актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .
Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .
Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как
взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в
соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного
инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной
пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного
потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого
имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в
течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации ,
векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных
дней .
В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной
инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество,
которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной
фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые
осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам
(контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением
деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную
пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не
уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что
удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае
установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока
государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом
соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в
бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .
Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на
территории Украины .
Основным нормативным актом , который определяет основные принципы
валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров
Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного
регулирования и валютного контроля"
Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии
со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия
Национального банка Украины для :
* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -
резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее
ввезена ими в Украину на законных основаниях ;
* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде
процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;
* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,
ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения
инвестиционной деятельности .
Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса
национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через
уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50%
поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в
иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью
их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными
инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы
выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ
, услуг ) собственного производства .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования"
для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы
могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее
законодательством .
К таким счетам относятся :
а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно
названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно
конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным
банком Украины , и переводится зарубеж ;
б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности
совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом
условно названные счетами типа "Л" .
Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л"
иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на
внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со
счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :
* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об
иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без
ограничений ;
* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и
перевода ее зарубеж .
В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "
иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных
платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод
зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте ,
полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной
деятельности .
При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному
инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки
, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .
Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в
иностранной валюте и один счет в валюте Украины .
На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый -
типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику
Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от
инвестиций на территории Украины .
При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в
наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение
уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от
размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может
реинвестироваться на терри -
тории Украины без ограничений .
Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими
деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об
инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О
режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .
Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество
других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную
деятельность . Такое их коли-
чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое
применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий
, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или
противоречие другому источнику . В основном подобное случается при
столкновении правовых документов различных ветвей власти :
законодательной и исполнительной . Государственные органы управления
инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются
указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины ,
инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути
являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться
законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для
всего законодательства Украины , которое формируется в условиях
непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи
с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и
политической
стабильности является одним из определяющих факторов нежелания
иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую
экономику .
Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего
законодательства является его несовершенство , так как несмотря на
огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной
деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли
в них своего отражения или требуют существенной корректировки .
Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций ,
движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных
предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в
статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности
провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного
инвестирования в Украине .
В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются
следующие шаги :
1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями
подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие
изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых
иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного
имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .
2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных
инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами
развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий
, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта
продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание
производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства
или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О
предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной
деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .
Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :
* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а
также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения
инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной
страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления
иностранных инвестиций
через страхование и перестрахование всех видов рисков ;
* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть
опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых
инвестиций ;
* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для
иностранных , но и для всех других предприятий ;
* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при
рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с
установленным порядком контрактов .
В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке
полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством
предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению
иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной
собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации
частными инвесторами .
Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между
субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное
соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ .
Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса
инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны
уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии
ратификации .
Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут
желаемый результат .
Страницы: 1, 2
|