рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-

экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности

пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые

действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и

дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности

. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой

отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые

находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной налоговой администрации кроме годового финансового

отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на

импорт и экспорт,

Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах

обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4 ст.19

Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции

могут быть , а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством

Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической

деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ),

однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и

оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее

пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный

пакет акций которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация

предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления

инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об

инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении

или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по

таким причинам :

1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных

законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и

других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства ,

которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине

неплатежеспособности ;

3.стихийного бедствия ;

4.введение чрезвычайного положения .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные

инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3

Закона Украины " О собственности " и пользуются в связи с этим теми же

правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми

исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .

В целях обеспечения равных условий хозяйствования для украинских и

иностранных субъектов хозяйственной деятельности и выполнения

обязательств Украины перед другими государствами и международными

организациями по устранению двойного налогообложения , уклонения от

налогообложения и предотвращению демпинга утве-

ржден Порядок осуществления иностранными субъектами хозяйственной

деятельности операций с продукцией украинского происхождения на территории

Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины .

Иностранные инвесторы имеют право на приобретение паев , акций и

других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .

Также иностранные инвесторы имеют право участвовать в приватизации на

территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются

Законами Украины

" О приватизации имущества государственных предприятий " и " О приватизации

небольших государсрственных предприятий ( малую приватизацию )" и рядом

других законодательных актов .

Приобретение иностранными инвесторами имущественных прав на землю и

другие природные ресурсы регулируется Земельным , Лесным,Водным кодексами

, Кодексом о недрах и некоторыми другими нормативными актами .В

соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины " О собственности"

иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в

собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право

временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям ,

международным организациям и объединениям при участии украинских и

иностранных юридических и физических лиц , предприятиям , которые

полностью принадлежат иностранным инвесторам , а также иностранным

государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и

лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного

строительства одновременно предоставляются в долгосрочную аренду и

земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование

землей в Украине является платным .

Имущество в аренду иностранным инвесторам предоставляют арендодатели на

основе договоров аренды в соответствии с действующим законодательством

.Кабинет Министров Украины утвердил Перечень имущественных комплексов

государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений

основного производства , передача которых в аренду не допускается .

Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностранными инвестицицями не существует специальных

налоговых льгот, как это было до принятия Закона “О режиме иностранного

инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного

инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов

предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные

проекты с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в

соответствии с государственными программами развития приоритетных

отраслей экономики , социальной сферы и регионов , может быть установлен

льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности .

Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной

деятельности вопросы налогообложения всегда оставались и на наш взгляд

остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с

целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных)

инвестиционных ресурсов во многих странах законодательно установлены сроки

освобождения от уплаты налога на прибыль как по вновь создаваемым

предприятиям , так и при реформировании , расширении уже действующих

предприятий . Подобный опыт был использован и в Украине . В частности

это касалось предприятий с иностранными инвестициями , для которых в

соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен

пяти-

летний срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О

налого-обложении прибыли предприятий " от 1995 отменил эту льготу ,

оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные инвестиции уже

были осуществлены до вступления в силу данного закона.

Тем не менее во вновь принятом Законе о налогообложении прибыли от 22

мая 1997 года это положение не упомянуто , следовательно на данный момент

ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога

на прибыль . Этот факт вполне естественно считается нарушением прав

инвесторов , которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом

необлагаемого налогом периода , и ярко демонстрирует несовершенство и

ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует

привлечению инвестиционных ресурсов .

Плательщиками налога на прибыль из числа нерезидентов являются физические

и юридические лица любой организационно-правовой формы , которые получают

доходы из источников в Украине , за исключением учреждений и организайий

, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с

международными договорами Украины . Сумма валового налогооблагаемого

дохода умень -

шается на :

* сумму средств или стоимости имущества , которые поступают плательщику

налога на прибыль в виде прямых инвестиций или реинвестиций в

корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные

или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной

деятельности на территории Украины без создания юридического лица ;

* сумму средств взаимного инвестирования инвестиционных фондов и

инвестиционных компаний в случае , если ни один из учредителей (

участников , акционеров ) не владеет более 10% уставного фонда этих

организаций и если эти организации на протяжении 30 дней по окончании

налогового года распределяют между участниками ( акционерами ) не менее

90% доходов от инвестиционных операций .

Таким образом налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

осуществляется на тех же условиях и регулируется теми же нормативными

актами , что и предприятия , которые таковых не имеют .

Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .

Особенный правовой статус имеет имущество , которое ввозится в Украину как

взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями . Так , в

соответствии со ст. 18 Закона Украины " О режиме иностранного

инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной

пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного

потребления . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого

имущества на основе вексельной операции . Если вексель не погашен в

течение 30 календарных дней со дня оформления таможенной декларации ,

векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных

дней .

В случае , если на протяжении трех лет с момента зачисления иностранной

инвестиции на баланс предприятия с иностранной инвестицией имущество,

которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной

фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые

осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам

(контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением

деятельности векселедателя , последний уплачивает ввозную таможенную

пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная таможенная пошлина не

уплачивается при условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж , что

удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией . В случае

установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока

государственная налоговая инспекция обязана уведомить об этом

соответствующий таможенный орган , после чего последний обязан в

бесспорном порядке взыскать ввозную пошлину .

Валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов на

территории Украины .

Основным нормативным актом , который определяет основные принципы

валютного регулирования в Украине , является Декрет Кабинета Министров

Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О системе валютного

регулирования и валютного контроля"

Важным для иностранного инвестора является то , что в соответствии

со ст.5 вышеупомянутого декрета не требуется индивидуальная лицензия

Национального банка Украины для :

* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами -

резидентами и нерезидентами иностранной валюты , которая была ранее

ввезена ими в Украину на законных основаниях ;

* осуществления платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде

процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;

* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной валюте,

ранее осуществленной на территории Украины , в случае прекращения

инвестиционной деятельности .

Декретом Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса

национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через

уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50%

поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов , однако средства в

иностранной валюте , которые перечисляются на территорию Украины с целью

их дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с иностранными

инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и суммы

выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ

, услуг ) собственного производства .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования"

для сохранения доходов,прибыли и других средств иностранные инвесторы

могут иметь текущие и расчетные счета в банках Украины в соответствии с ее

законодательством .

К таким счетам относятся :

а) текущие счета и вклады со свободным режимом использования , условно

названные счетами типа " С " . Остатки по ним могут быть свободно

конвертированы в иностранные валюты по курсу , установленному Национальным

банком Украины , и переводится зарубеж ;

б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности

совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом

условно названные счетами типа "Л" .

Средства в валюте Украины с указанных счетов типа " С " и "Л"

иностранные инвесторы могут использовать для приобретения товаров на

внутреннем рынке Украины с целью их вывоза за зарубеж . Средства со

счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :

* для осуществления любых видов инвестиций в соответствии с законом об

иностранных инвестициях и получения наличности на территории Украины без

ограничений ;

* для покупки иностранной валюты в Национальном Банке Украины и

перевода ее зарубеж .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "

иностранным инвесторам после уплаты налогов и других обязательных

платежей гарантируется беспрепятственный и незамедлительный перевод

зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте ,

полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной

деятельности .

При этом перевод зарубеж части доходов , принадлежащей иностранному

инвестору , должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки

, при этом уплачивается налог по ставке 15% от переводимой суммы .

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в

иностранной валюте и один счет в валюте Украины .

На текущий счет , открытый в иностранной валюте ( условно именуемый -

типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику

Украины , а также дивиденды в иностранной валюте , полученные от

инвестиций на территории Украины .

При вывозе за рубеж иностранной валюты , полученной от инвестирования, в

наличной форме иностранному инвестору необходимо получить разрешение

уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от

размера валютных средств . Иностранная валюта с указанного счета может

реинвестироваться на терри -

тории Украины без ограничений .

Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими

деятельность иностранных инвесторов являются Законы Украины “ Об

инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О

режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .

Однако наряду с вышеперечисленными документами существует множество

других нормативно-правовых актов , регламентирующих инвестиционную

деятельность . Такое их коли-

чество и частое изменение значительно затрудняет их практическое

применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и разногласий

, когда положения одного источника может трактоваться как отрицание или

противоречие другому источнику . В основном подобное случается при

столкновении правовых документов различных ветвей власти :

законодательной и исполнительной . Государственные органы управления

инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются

указами Президента , постановлениями Кабинета Министров Украины ,

инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути

являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться

законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для

всего законодательства Украины , которое формируется в условиях

непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи

с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной и

политической

стабильности является одним из определяющих факторов нежелания

иностранных инвесторов инвестировать свои средства в украинскую

экономику .

Помимо нестабильности отрицательным моментом существующего

законодательства является его несовершенство , так как несмотря на

огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной

деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли

в них своего отражения или требуют существенной корректировки .

Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций ,

движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных

предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в

статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности

провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного

инвестирования в Украине .

В связи с этим для привлечения иностранного капитала предпринимаются

следующие шаги :

1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными инвестициями

подготовлены и находятся в Верховной Раде Украины соответствующие

изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” , согласно которых

иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного

имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .

2. С целью привлечения иностранного капитала для реализации отдельных

инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами

развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий

, а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта

продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание

производственных мощностей на базе объектов незавершенного строительства

или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О

предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной

деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .

Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :

* внедрение гарантирования и страхования вкладов иностранных инвесторов,а

также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения

инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной

страховой компании, которая обеспечила бы улучшение условий осуществления

иностранных инвестиций

через страхование и перестрахование всех видов рисков ;

* увеличение количества свободных экономических зон , которые могут быть

опорой базой для становления иностранных инвесторов и привлечения прямых

инвестиций ;

* обеспечение стабильных условий налогообложения , причем не только для

иностранных , но и для всех других предприятий ;

* разработка законодательного акта об обеспечении контрактных прав при

рассмотрении споров по выполнению заключенных в соответствии с

установленным порядком контрактов .

В целях благоприятствования инвестированию проектов по разработке

полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством

предусматривается создание законодательной базы для перехода к привлечению

иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной

собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации

частными инвесторами .

Важным правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между

субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное

соглашение “ О режиме благоприятствования и взаимной защиты инвестиций “ .

Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса

инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны

уже с 40 странами мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии

ратификации .

Хочется верить , что в уже недалеком будущем все эти меры и шаги дадут

желаемый результат .

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.