рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое положение иностранных инвестиций в России

отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93г., ст 5. К числу

ведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основах

налоговой системы РФ" относится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О

налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (

Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиков

налогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие на

территории РФ через постоянное представительство, при этом под

представительством юридического лица понимается бюро, контора, агентство,

любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкция

разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными

инвестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником

предприятия с иностранными инвестициями ... осуществляет также другую

деятельность в РФ от своего имени ...

через постоянное место деятельности, оно также подлежит налогам на прибыль"

п.10. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целей

налогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения не

имеет.

Из вышеприведённых положений налоговой инструкции следует, что

представительства иностранных фирм могут выполнять свои функции не

обременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиям

современного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениям

здравого смысла.

Открытие филиала или представительства иностранного юридического лица

в принципе не может само по себе рассматриваться как инвестирование

капитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона об

иностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт об

инвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляет

некоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с целью

последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или

представительства иностранной фирмы является одной из форм осуществления

внешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территории

Российской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметь

целью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами.

Более современной с точки зрения делового оборота и создания

благоприятного инвестиционного климата при сохранении государственного

контроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм.

Аккредитация не влечёт за собой создания нового юридического лица, и

для осуществления внешнеэкономической деятельности фирме достаточно

назначить своего представителя, который может быть избран из числа

российских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок и

осуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность.

На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-

промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при Министерстве

Экономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмы

необходимо предоставить следующие документы : устав компании, документ,

подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии

представительства, доверенность, выданная компанией своему представителю

(физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая

платёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёров

компании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двух

месяцев.

В случае открытия филиала или представительства иностранного

юридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечить

стабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных его

участников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные акты

регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств.

Существование процедуры аккредитации представительств наибольшим

образом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, она

служит цели не допустить открытие филиала или представительства уже

обанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедуры

аккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый момент

времени, таким образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в

действительности существует, и его финансовое положение заслуживает

доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правило

продолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранного

юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут

пройти незамеченными изменения финансового состояния иностранного

контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям.

Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отметить, что процедуру

аккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы,

заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных

органов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в сфере

правового регулирования иностранных инвестиций такова, что невозможно

игнорировать усиление внимания к международно-правовому аспекту этой

проблемы. Конституция РФ закрепила положение о том, что принципы и нормы

международного права и международные договоры России являются неотъемлемой

частью её правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применению

государственными органами. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР"

закрепляет приоритет международного права в РФ. В статье 5 говориться,

что "если международным договором, действующим на территории РСФСР,

установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных

актах РСФСР, применяются правила международного договора".

Многие недостатки российского Закона об иностранных инвестициях могут

быть компенсированы за счёт положений международных договоров,

направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций. Россия участвует

более чем в десяти таких соглашениях как правопреемник СССР . Специально в

отношении соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991

года подписал ноту, в соответствии с которой Россия принимает на себя

права и обязанности по международным договорам, заключённым СССР ( см.

Приложение №1 ).

В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние

договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме

инвестиций установленные этими соглашениями.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного

режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений

и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. В

соответствующей норме соглашений выражается стремление государства поощрять

иностранные инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно

относиться к иностранным инвесторам в части их прав на владение,

управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное

обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о

предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего

благоприятствования или национального режима.

О режиме наибольшего благоприятствования говориться в большинстве

соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой,

Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей,

Китаем, Финляндией).

В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглашений (с

Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др.) обязался в

дополнение к режиму наибольшего благоприятствования предоставлять

иностранным инвесторам "по мере возможности" и в соответствии с

действующим законодательством" также национальный режим.

О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с США и

Великобританией.

В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляют

инвестору возможность выбора указанных выше двух режимов, оставляют в то же

время "за собой право устанавливать или сохранять в соответствии со своим

действующим законодательством ограниченные изъятия из национального режима"

(ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.)

Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США. В нем под

национальным понимается режим, который по крайней мере является таким же

благоприятным, как лучший из наиболее благоприятных режимов,

предоставляемых стороной государственным предприятиям, другим компаниям или

гражданам этой стороны в аналогичных обстоятельствах (ст.1). Анализируя

Договор, можно прийти к выводу, что национальный режим предоставляется

взаимно с определенными изъятиями. Кроме того, предусмотрено, что

российским инвестициям будет предоставляться в любом штате США такой режим,

который предоставляется капиталовложениям граждан США, проживающим в других

штатах.

Возможность предоставления национального режима не исключает введения

ограничений для иностранного инвестора заниматься определенными видами

деятельности. Кроме того для некоторых видов деятельности может быть

установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях

обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В

соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов

деятельности может объявляться государственной монополией и тогда

иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можно

привести пример из законодатель- ной практики России. Во исполнение Указа

Президента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной

монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу

алкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г.

соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, что

государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер,

которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующие

виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ

предприятия с иностранными инвестициями.

В то же время национальный режим не исключает создание в определенных

случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства,

приоритетных для привлечения иностранного капитала. В этих областях

иностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы.

Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций является то,

что они обеспечивают регулирование не только отношений между государствами

- участниками соглашения, но также и отношений с иностранным частным

инвестором одного из государств - стороны в соглашении в рамках

национальной системы права. Наличие такого неоднородного субъектного

состава может послужить основанием для того, чтобы при разрешении спора

между государством и частным инвестором применялись общие принципы и нормы

международного права.

Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к нормам и

принципам международного права, как правило, содержится в той части

соглашений, которая касается порядка разрешения инвестиционных споров.

Здесь предусматривается рассмотрение дел в международном арбитраже,

который принимает решения исходя как из положений двустороннего соглашения,

так и руководствуясь нормами международного права. В настоящий момент

проблема применения норм международного права в рамках национальной

системы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требует

тщательного анализа при участии специалистов международного права.

Не менее значимым при рассмотрении вопроса об участии России в

международных соглашениях по иностранным инвестициям является определение

понятий "национализация" и "экспроприация", которые в таких соглашениях

носят собирательное значение, так как под этими мерами подразумевается не

только сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатом

которых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а также

действия государства, которые могут рассматриваться как фактически

осуществлённая национализация или экспроприация.( Например, замораживание

счетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д.).

Международные соглашения запрещают совершение подобных действий. В

соответствии с ними национализация инвестиций признаётся сторонами

законной, то есть не рассматривается как нарушение норм и принципов

международного права, только если она осуществляется в общественных

интересах, в соответствии с установленным законодательством порядком и на

недискриминационной основе. Последнее означает, что в качестве основания

для принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается его

национальность или государственная принадлежность, если речь идёт о

юридическом лице. При этом признание актов национализации законными может

касаться как актов индивидуального действия национализация имущества

конкретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструктуризации

экономики, - национализация целых отраслей экономики или категорий

предприятий, например, банков.

Международные соглашения, в случае проведения такого рода

национализации, обязывают договаривающееся государство выплатить сумму

компенсации, причем сделать это быстро и адекватно. В соглашениях также

предусматривается порядок выплаты и порядок расчёта суммы компенсации.

Однако, рассмотрев защиту иностранных инвестиций в нашей стране на

государственном, глобальном уровне, нельзя не обратиться к обычной практике

разрешения споров, связанных с инвестированием иностранного капитала.

На современном этапе развития и становления, как правовой системы

новой России в целом, так и отраслевого законодательства, а в нашем случае

это законодательство об иностранных инвестициях, огромное значение имеет

изучение практики арбитражных судов, рассматривающих споры предприятий

связанных с иностранными инвестициями.

Лидирующую роль в России при разрешении подобного рода споров играет

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной

плате РФ, который по количеству дел, поступающих на его рассмотрение,

прочно входит в ряд ведущих арбитражных центров в мире.

Правовой основой деятельности МКАС служит Закон РФ о Международном

коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8 декабря 1994 года был

утверждён новый Регламент МКАС ( с Приложением ), который вступил в силу с

1 мая 1995 года.

Особенностями нового Регламента явились гибкость арбитражной

процедуры и предоставление сторонам широких возможностей по

самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправе

избирать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том

числе и иностранных граждан. Все усилия арбитражного суда должны сводиться

к повышению эффективности арбитражного разбирательства, недопущению

необоснованного затягивания дела и чёткости при защите прав сторон,

участвующих в споре.

Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитражным судом того

или иного дела, чрезвычайно многообразен, но попытаться рассмотреть

самые распространённые из них необходимо в целях дальнейшего

совершенствования правовой базы в сфере регулирования иностранных

капиталовложений.

Очень часто на рассмотрение арбитража попадают споры, касающиеся

объёма арбитражной оговорки.

Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г. Учредитель,

вышедший из совместного предприятия, предъявил к последнему требования об

уплате денежной компенсации за внесённый вклад, а также причитающейся

доли прибыли. В обоснование компетенции Арбитражного суда истец ссылался на

положении учредительного договора о праве каждого из учредителей обратиться

в данный орган по любым спорным вопросам, связанным с этим договором.

Ответчик оспаривал компетенцию арбитража по мотиву отсутствия в

учредительных или иных документах совместного предприятия предписаний,

оговаривающих передачу на рассмотрение в Арбитражный суд споров между

каким-либо из учредителей и совместным предприятием.

Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его требование возникло

в связи с передачей его доли участия в совместном предприятии третьему

лицу, оно непосредственно относится к вопросам, связанным с учредительным

договором, и попадает под компетенцию Арбитражного суда.

В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, указал, что наличие

письменного соглашения о передаче споров на разрешение Арбитражного суда

может рассматриваться как основание компетенции суда при том условии, что

спор возник между сторонами, заключившими такое соглашение. Придя к

выводу, что сторонами в данном споре являются один из учредителей и само

совместное предприятие, арбитры отметили, что приведённая выше арбитражная

оговорка охватывает лишь споры учредителей совместного предприятия между

собой и не касается вопроса о разрешении споров между учредителями и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.