рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое положение иностранных инвестиций в России

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды

имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными

инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в

целях получения прибыли (дохода)."

Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции

являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,

вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело)

на территории другого государства.

Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень

видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не

исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды

имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на

территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания,

сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие

имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции,

вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах,

предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным

средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей,

или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление

хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора,

включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;

права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как

права на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под

интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права

на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или

знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает

репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же

группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".

Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,

так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в

качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и

иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое

обслуживание, а также других вознаграждений.

Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важное

значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и

для участия России в различных международных конвенциях по иностранным

инвестициям. Это будет способствовать не только совершенствованию

национального законодательства, но и положительно повлияет на процесс

интеграции России в действующие механизмы международно-правового

регулирования иностранных инвестиций.

Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных

инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной

необходимость принятия системы допуска иностранного капитала, которая

подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в

странах с развитой рыночной экономикой.

Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает осуществление

иностранных инвестиций "путём долевого участия в предприятиях, создаваемых

совместно с юридическими лицами и гражданами РФ ...; создания предприятий,

полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов

иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных

комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций,

облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в

соответствии с действующим на территории РФ законодательством может

принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и

другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной

деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на

территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов,

имущества и имущественных прав".(ст.3).

Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными

партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все

регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к

установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу

применения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное число

потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов (

Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93.,

предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче

Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, Указ

Президента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции при

пользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющих

регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частности

Российского Агентства международного сотрудничества и развития (РАМС),

ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятий

с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских

акционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существует

объективная потребность в законодательном регулировании не только

деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм

осуществления иностранных инвестиций.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание

коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных

западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с

российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля

за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие

предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях , не имеющих

стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для

народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных

предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка,

следует лицензировать ( Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94

г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной

деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). В

условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает

необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего

за характером слияний и поглощений. Закон РФ "О внесении изменений и

дополнений в закон "О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках" от 25.05.95 г. распространяет свое

действие на все хозяйствующие субъекты, следовательно и на операции

иностранных фирм.

Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность

участия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретая

пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на

инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры

купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются

определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих

предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны

при невыполнении инвесторами данных обязательств.

"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение

природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с

использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не

переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное

ведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионных

договоров" (ст.40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»).

Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природного

ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он

владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных

поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. В

соответствии с российским Законом «О недрах» концессии должны

предоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров.

Тендеры в России получили большое распространение и также проводились в

ходе реализации программы приватизации федеральными и региональными фондами

имущества, и через специально создаваемые тендерные комиссии при проведении

торгов по особо крупным проектам.

Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные

договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя

обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса,

расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции

(осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особый

налоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других

обязательных платежей распределением произведенной продукции между

инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируются

принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции",

который ,однако, не соответствует Закону "О недрах" по весьма существенным

вопросам:

1) о природе возникающих прав (контракт или разрешение);

2) платы за пользование недрами;

3) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом.

Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторами

знает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, при

этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица.

Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение

договора о совместной деятельности (contractual joint ventures), и

предоставление целевых долгосрочных займов (international loan), и

заключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передаче

технологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. В

частности, законодательство Европейского общего рынка применяет особые

критерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии,

соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства,

соглашений типа joint ventures. Применение к внешнеторговым операциям

оценок, связанных с определением того, является ли целью заключения

соглашения переход права контроля за деятельностью лица - участника сделки

, его контрагенту, означает использование критерия контроля с целью

принятия решения о допуске иностранного капитала. (Такая процедура

предусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде).

Механизм регулирования законодательства об иностранных инвестициях

должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранным инвестором, и

возможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений. Как

показывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленно

развитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системы

допуска иностранного капитала.

При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным

представляется установление порядка регистрации инвестиций, не

юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными правами, а

непосредственно самих инвестиций. Это может включать в себя регистрацию

факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующего

предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки

по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с

иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация

юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа

материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приносить

прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии,

согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет

принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко

закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.

Одним из способов осуществления иностранных инвестиций

согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание

предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также

филиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия

филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с

иностранными инвестициями.

Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранных

предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Об

иностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовые

формы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит два абзаца,

первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий с

иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следует

трактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а во

втором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям.

При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды

предприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставит

как "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП),

"предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и их

филиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц.

Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий и

филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что "

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями

осуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и

филиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов

...(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие с иностранными

инвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации".

Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданским

законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридического

лица с обязательной регистрацией как основанием возникновения

правосубъектности этих образований. Указанный подход остался в

правотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем

СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Таким

образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальный

режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот

недостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностранными

инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме

акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам

собой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовом

положении этих предприятий и их филиалов.

Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытия

филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФ

продолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССР

иностранных представительств Постановлением Совета Министров СССР

N1074 (Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), которое

предусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства с

особого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, что

разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми

заинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя в

стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве

партнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующими

советскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большой

товарооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм,

которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытие

представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно

руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о

допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности

иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его

приложения.

Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры

открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношении

представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местные

органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию

представительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих

организаций.

Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает

в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно

которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут

осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями,

предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями

которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими

ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного

регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного

налогообложения.

Примером может служить договор между Россией и США "Об избежании

двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.