Правовое положение иностранных инвестиций в России
Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды
имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными
инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в
целях получения прибыли (дохода)."
Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции
являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,
вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело)
на территории другого государства.
Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень
видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не
исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды
имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на
территории принимающей страны.
В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания,
сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие
имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции,
вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах,
предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным
средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей,
или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление
хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора,
включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как
права на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под
интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права
на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или
знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает
репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же
группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".
Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,
так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в
качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и
иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое
обслуживание, а также других вознаграждений.
Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важное
значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и
для участия России в различных международных конвенциях по иностранным
инвестициям. Это будет способствовать не только совершенствованию
национального законодательства, но и положительно повлияет на процесс
интеграции России в действующие механизмы международно-правового
регулирования иностранных инвестиций.
Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных
инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной
необходимость принятия системы допуска иностранного капитала, которая
подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в
странах с развитой рыночной экономикой.
Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает осуществление
иностранных инвестиций "путём долевого участия в предприятиях, создаваемых
совместно с юридическими лицами и гражданами РФ ...; создания предприятий,
полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов
иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных
комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций,
облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в
соответствии с действующим на территории РФ законодательством может
принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и
другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной
деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на
территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов,
имущества и имущественных прав".(ст.3).
Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными
партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все
регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к
установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу
применения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное число
потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов (
Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93.,
предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче
Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, Указ
Президента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции при
пользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющих
регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частности
Российского Агентства международного сотрудничества и развития (РАМС),
ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятий
с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских
акционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существует
объективная потребность в законодательном регулировании не только
деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм
осуществления иностранных инвестиций.
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание
коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных
западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с
российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля
за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие
предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях , не имеющих
стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для
народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных
предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка,
следует лицензировать ( Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94
г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной
деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). В
условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает
необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всего
за характером слияний и поглощений. Закон РФ "О внесении изменений и
дополнений в закон "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" от 25.05.95 г. распространяет свое
действие на все хозяйствующие субъекты, следовательно и на операции
иностранных фирм.
Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность
участия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретая
пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на
инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры
купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются
определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих
предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны
при невыполнении инвесторами данных обязательств.
"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение
природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с
использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не
переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное
ведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионных
договоров" (ст.40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»).
Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природного
ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он
владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных
поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. В
соответствии с российским Законом «О недрах» концессии должны
предоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров.
Тендеры в России получили большое распространение и также проводились в
ходе реализации программы приватизации федеральными и региональными фондами
имущества, и через специально создаваемые тендерные комиссии при проведении
торгов по особо крупным проектам.
Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные
договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя
обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса,
расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции
(осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особый
налоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других
обязательных платежей распределением произведенной продукции между
инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируются
принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции",
который ,однако, не соответствует Закону "О недрах" по весьма существенным
вопросам:
1) о природе возникающих прав (контракт или разрешение);
2) платы за пользование недрами;
3) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом.
Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторами
знает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, при
этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица.
Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение
договора о совместной деятельности (contractual joint ventures), и
предоставление целевых долгосрочных займов (international loan), и
заключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передаче
технологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. В
частности, законодательство Европейского общего рынка применяет особые
критерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии,
соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства,
соглашений типа joint ventures. Применение к внешнеторговым операциям
оценок, связанных с определением того, является ли целью заключения
соглашения переход права контроля за деятельностью лица - участника сделки
, его контрагенту, означает использование критерия контроля с целью
принятия решения о допуске иностранного капитала. (Такая процедура
предусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде).
Механизм регулирования законодательства об иностранных инвестициях
должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранным инвестором, и
возможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений. Как
показывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленно
развитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системы
допуска иностранного капитала.
При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным
представляется установление порядка регистрации инвестиций, не
юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными правами, а
непосредственно самих инвестиций. Это может включать в себя регистрацию
факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующего
предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки
по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с
иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация
юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа
материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приносить
прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии,
согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет
принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко
закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.
Одним из способов осуществления иностранных инвестиций
согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также
филиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия
филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с
иностранными инвестициями.
Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранных
предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Об
иностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовые
формы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит два абзаца,
первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий с
иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следует
трактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а во
втором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям.
При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды
предприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставит
как "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП),
"предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и их
филиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц.
Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий и
филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что "
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями
осуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и
филиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов
...(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие с иностранными
инвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации".
Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданским
законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридического
лица с обязательной регистрацией как основанием возникновения
правосубъектности этих образований. Указанный подход остался в
правотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем
СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Таким
образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальный
режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот
недостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностранными
инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме
акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам
собой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовом
положении этих предприятий и их филиалов.
Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытия
филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФ
продолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССР
иностранных представительств Постановлением Совета Министров СССР
N1074 (Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), которое
предусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства с
особого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, что
разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми
заинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя в
стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве
партнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующими
советскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большой
товарооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм,
которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытие
представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно
руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о
допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности
иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его
приложения.
Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры
открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношении
представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местные
органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию
представительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих
организаций.
Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает
в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно
которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут
осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями,
предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями
которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими
ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного
регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного
налогообложения.
Примером может служить договор между Россией и США "Об избежании
двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|