рефераты бесплатно

МЕНЮ


Портфельные инвестиции в экономику России

компаниями в других странах (даже с учетом странового риска России);

- акции многих российских предприятий (в особенности - предприятий

экспортноориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельных

инвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем;

- высокая рисковость вложений в Россию, экономическая и политическая

нестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильности

курсов российских акций и создать возможность получения высокой

спекулятивной прибыли от операций с ними. В этот период выявились

наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции

российских предприятий.

За весьма редкими исключениями к ним относились:

- акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной

металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других

сырьевых отраслей;

- акции предприятий - национальных или региональных монополистов в

стратегических отраслях национального хозяйства

- энергетике, телекоммуникациях и т.п.

Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при

вложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты

акций которых были закреплены за государством. Это являлось своеобразной

страховкой от грубого нарушения прав мелких акционеров крупными.

Портфельные инвесторы предпочитали вкладывать средства в акции предприятий,

на продукцию которых в долгосрочной перспективе существует платежеспособный

внешний или внутренний спрос, что позволяет ожидать в будущем значительных

прибылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям. Многих портфельных

инвесторов привлекала на российский рынок акций в первую очередь

возможность получения сверхвысоких прибылей за счет спекуляций с

российскими ценными бумагами, имеющими очень нестабильную курсовую

динамику. Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в

России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от

нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что

портфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямого

положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной

задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в

экономическом смысле отрасли и предприятия. Таким образом, можно сделать

вывод, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции

промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной

положительной роли. Причина этого, однако, лежит не в природе этих

инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое

создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой

приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его

в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором

для привлечения портфельных вложений из-за рубежа. Главными задачами,

стоящими в этой связи перед российскими экономическими властями и

предприятиями, являются:

- создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,

регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок

их обращения на фондовом рынке;

- правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных

ценных бумаг;

- создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,

открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

- создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первую

очередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно

придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его

привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического и

политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных

портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций

окажется практически потерянной для развития российской экономики.

ОСОБЕННОСТИ Рынка государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет

привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые

соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень

широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование

бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств,

которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в

проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ

приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни

превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных

бумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в

государственные ценные бумаги:

- привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок

государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как

правило, номинированных в национальной валюте;

- размещение государственых (муниципальных) облигаций, специально

предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых

рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного

долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют. Появившийся

в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа

(ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита федерального

бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых порах был

закрыт для вложений зарубежных средств. Но зарубежные портфельные

инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать деньги на этом

рынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскими

банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.

К началу 1996 года стала очевидной нехватка средств российских инвесторов

для финансирования расходов бюджета, привел к тому, что в феврале 1996 года

иностранные портфельные инвесторы были допущены на российский рынок

краткосрочных облигаций внутренних займов. Однако предложенная российскими

властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ

от непредсказуемого притока/оттока иностранного спекулятивного капитала,

существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений. Несмотря на

это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному

проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов. В настоящее

время основной задачей правительства становится не дополнительное

привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный

сектор (до сих пор во многом безуспешная).

ОСОБЕННОСТИ ПОРТФЕЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

С начала 90-х годов существует масса проблем, ухудшающих инвестиционный

климат в России. К числу наиболее острых из них относятся: слабая защита

акционеров, недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка по

сравнению с западными аналогами, высокая налоговая нагрузка на эмитентов,

инвесторов и т.п.

Определенные надежды на разрешение данной проблемы появились в связи с

выходом в свет в апреле 1996 года Федерального Закона Российской Федерации

«О рынке ценных бумаг», который заменил свыше 110 охватывающих сферу его

действия нормативных документов. Не лишенный некоторых противоречий, он

представляет собой значительный вклад в развитие регулирования фондового

рынка. Данным законодательным актом регулируются финансовые отношения,

возникающие при выпуске и обращении всех видов эмиссионных ценных бумаг и

связанные с деятельностью профессиональных участников с единым

государственным регулированием и информационным обеспечением фондового

рынка. Функции главного координатора рынка ценных бумаг возложены на

Федеральную Комиссию по Ценным Бумагам (ФКЦБ) при Правительстве Российской

Федерации, которой придан статус федерального ведомства. Основные операторы

были объединены в Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка

России (НАУФОР). Создана также профессиональная Ассоциация регистраторов,

трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая призвана способствовать

развитию инфраструктуры рынка. Указом Президента Российской Федерации от

01.07.1996 года №1008 была утверждена «Концепция развития рынка ценных

бумаг в Российской Федерации», определяющая стратегию и основные положения

государственной политики, а также развитие нормативной базы рынка.

Важнейшими целями, достижение которых формулировалось в Концепции, являлись

формирование в России самостоятельного национального фондового центра,

привлечение в экономику через рынок ценных бумаг иностранных инвесторов и

др.

Для привлечения иностранных инвестиций Словения пошла на либерализацию

законодательства, регулирующего деятельность иностранных инвесторов,

создала стимулирующее налогообложение с 25% ставкой налога на прибыль

(почти самой низкой среди европейских стран). Благодаря этому, а также

развитой промышленности, высокой покупательской способности населения,

ориентации экономики на экспорт, солидному уровню менеджмента, низким

транспортным расходам, Словения успешно конкурирует с другими странами за

иностранные инвестиции. К 1997 году прямые иностранные инвестиции достигли

2 млрд долларов.

Польша также внесла коррективы в свое законодательство. С мая 1996 года у

иностранных инвесторов появилось право вкладывать средства почти во все

отрасли, включая оборонную промышленность, морские и авиационные перевозки.

Иностранные инвесторы (все они должны получить лицензию казначейства

Польши) могут беспрепятственно переводить прибыль за пределы страны,

заплатив 20-процентный налог на дивиденды, а также вправе выпускать

облигации на польской территории. Однако покупка покупка недвижимости или

компаний, владеющих недвижимостью, им запрещена. Польша была первой страной

Восточной Европы, объемы производства которой начали расти, - в немалой

степени благодаря иностранным инвестициям. Несмотря на существующие

экономические и политические риски, за 1990-1996 годы иностранные инвесторы

вложили в польскую экономику свыше 14 млрд долларов. Иностранный капитал

присутствует в более чем в 24 тысячах компаний.[4]

Проследим за динамикой инвестирования иностранного капитала в российскую

экономику вообще и портфельных инвестиций в частности.

Таблица 6.6. Динамика инвестиций в экономику России по годам, млн.

долларов[5]

|Вид инвестиций |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

| |год |год |год |год |год |год |год |

|Прямые |2020 |2440 |5333 |3361 |4290 |3154 |2920 |

|Портфельные |39 |128 |681 |191 |31 |59 |292 |

|Прочие |924 |4402 |6281 |8221 |5269 |4675 |6509 |

|Всего |2983 |6970 |12281 |11773 |9560 |7888 |9721 |

Как мы видим из этой таблицы, своего пика инвестирование достигло в 1997

году, причем портфельные инвестиции также достигли в этом году своего

максимума, как в абсолютном показателе, так и в относительном (5,5%).

Более наглядно это можно увидеть на графике

В связи с финансовым кризисом 1998 года рост инвестиций прекратился.

По состоянию на конец 1998 года по сравнению с 1997 годом объем портфельных

инвестиций уменьшился в 3,6 раза, а в 1999 году по сравнению с 1997 годом –

в 30 раз.

Однако уже с 2000 года наметился рост портфельного инвестирования. Это

можно связать с уходом своего поста прежнего главы государства в декабре

1999 года. Новый Президент России проводит политику по улучшению как

экономической ситуации в целом (снижение налогов, принятие бездефицитных

государственных бюджетов, перераспределение налоговых поступлений), так и

инвестиционного климата в частности (стабилизация политической обстановки,

создание в стране единого правового и экономического пространства,

разработка мер по привлечению инвестиций и защите законных прав и интересов

инвесторов). Все это не замедлило отразиться на динамике инвестирования,

доведя при этом объем портфельных инвестиций в 2001 году до 292 млн

долларов или 43% от уровня 1997 года (942% от уровня 1999 года). Можно

предположить, что в дальнейшем обьем инвестирования будет увеличиваться.

После краха рынка ГКО в 1998 году и предложенных российским правительством

условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные

инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них

значительных инвестиций в государственные ценные бумаги не стоит.

В настоящее время для инвесторов, вкладывающих средства в корпоративные

ценные бумаги, существуют три возможные стратегии на фондовом рынке.

Первая стратегия основана на предположении, что стоимость финансовых

активов недоступна и разница в рыночной капитализации будет постоянно

сокращаться вместе с экономической стабилизацией. Инвесторы, действующие

исходя из данной стратегии, предпочитают покупать перспективные акции и

держать их в портфеле, дожидаясь роста курсовой стоимости, связанной с

глобальной стабилизацией хозяйственной системы России и фондового рынка в

частности.

Вторая стратегия, преобладающая среди иностранных инвесторов, - «купи

сегодня, продай завтра». Придерживаясь ее, инвестор пытается

спрогнозировать объем потока инвестиций в Россию и уловить рыночную

устойчивость, которая служит индикатором данного вида ценных бумаг. Для

таких (стратегических) инвесторов попрежнему основным объектом вложения

капитала остаются «голубые фишки» и наиболее ликвидные акции второго

эшелона (высокотехнологических предприятий). Именно они подвержены наиболее

заметным колебаниям цен и обладают достаточной перспективной ликвидностью и

доходностью.

Однако максимальную прибыль можно получить, используя третью стратегию –

«поимки ликвидности». При продвижении акций вверх по уровню ликвидности все

более высокая премия за ликвидность ценных бумаг входит в их цену. Поэтому

ключевой проблемой является поиск акционерных компаний, находящихся на

стадии превращения в наиболее ликвидные. Инвесторы, делающие ставку на рост

ликвидности, стремятся опередить конъюктуру рынка, находя предприятия,

акции которых относительно недооценены. В каждой отрасли всегда найдутся

предприятия с невысокой стоимостью капитала, но имеющие благоприятные

возможности для реализации своей продукции и получения прибыли, а также

располагающие сильной командой руководителей. Ключевым аспектом стратегии

«поимки ликвидности» является предположение, что рынок корпоративных ценных

бумаг в России рационален в оценке акций на основе финансовых показателей

эмитентов. Тем не менее многие иностранные инвесторы не верят в

эффективность российского фондового рынка. Российский рынок корпоративных

акций и облигаций возник в период массовой приватизации государственных

предприятий, когда не существовало законодательства, регулирующего

раскрытие информации об эмитентах. Многие предприятия закрывали информацию

о доходности и ликвидности своих акций. Большинство руководителей, опасаясь

утратить контроль над предприятиями, всячески блокировали раскрытие

финансовой информации для инвесторов и вкладчиков. Однако каждое

предприятие нуждается в производственных инвестициях, которые могут

поступить либо от внешних, либо от отечественных инвесторов, неплохо

разбирающихся в рыночной конъюктуре. Поэтому политика, направленная на

сокрытие финансовой информации, обречена на неудачу. Уже в 1995 году, когда

финансовые ресурсы были иммобилизированы в неплатежи, а инвестиции

предприятиям так и не поступили, ситуация с информацией стала меняться к

лучшему.

Положительную роль в раскрытии информации, интересующей инвесторов, должен

сыграть Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг» от 05.03.1999. Данным законодательным актом

определяются:

1) условия предоставления профессиональными участниками рынка услуг

инвесторам, не являющимся таковыми;

2) дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим

услуги инвесторам на фондовом рынке;

3) дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди

неограниченного круга инвесторов;

4) дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на

фондовом рынке и ответственность эмитентов за их нарушение.

В частности, запрещается рекламировать или предлагать неограниченному кругу

лиц фондовые инструменты эмитентов, не раскрывающих информацию,

предусмотренную законодательством России о ценных бумагах.

Принципиальное значение для защиты прав и законных интересов инвесторов

имеет статья 6 «Предоставление информации инвестору в связи с обращением

ценных бумаг» и статья 12 «Полномочия федерального органа исполнительной

власти по рынку ценных бумаг по наложению штрафов» настоящего Федерального

закона. Выход в свет подобного нормативного акта раньше (например, в 1996-

1997 годах) помог бы избежать многих негативных явлений на фондовом рынке

России.

Одним из примеров портфельного инвестирования иностранного капитала в

российскую экономику может стать немецкое акционерное общество

«KREMLIN»[6].Это молодая компания, первые планы основания которой появились

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.