рефераты бесплатно

МЕНЮ


Лизинг: сущность, перспективы развития

В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется

многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических

норм, регулирующих лизинговые операции.

При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их

классификации, которые характеризуют:

1. Количество участников сделки;

2. Тип имущества;

3. Сектор рынка;

4. Форма лизинговых платежей;

5. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг

6. Срок использования имущества и связанные с ним условия амортизации.

1. В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различаются

следующие виды лизинга:

Лизинг с участием трех сторон.

Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, т.к. в ней

участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель;

Лизинг с участием множества сторон или раздельный лизинг.

Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных,

крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда,

комплектное оборудование предприятий, буровые платформы и т.п.

Такой лизинг можно еще назвать групповым или акционерным лизингом с

участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением

кредитных средств из ряда банков. В зарубежной практике такой лизинг

считается наиболее сложным. Ему присуще многоканальное финансирование.

Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель,

покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а

только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких

кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми

налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости

имущества.

Во многих литературных источниках говорится о прямом лизинге, при котором

собственник имущества самостоятельно, без посредника, сдает объект в

пользование арендатору (двухсторонняя сделка). Но сделка такого рода

скорее ближе к простым арендным отношениям, действующим по схеме

«арендодатель – арендатор». По сути, эту сделку нельзя назвать

лизинговой, т.к. в ней не участвует третье лицо - лизинговая компания. По

действующим в настоящее время российским правилам лизинговая компания

обязательно должна быть участником лизинговой операции.

2. По типу имущества различают:

лизинг движимого имущества: рабочие машины, оборудование для различных

отраслей, промышленности и т.п.

лизинг недвижимого имущества: производственные здания и сооружения .

3. В зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции,

выделяют:

внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну

страну;

внешний (международный) лизинг, при котором лизингодатель и

лизингополучатель находятся в разных странах.

В свою очередь международный лизинг может быть экспортным и импортным. В

международной сделке лизингополучатель участвует в импортном лизинге, а

лизингодатель, соответственно, в экспортном. Для России характерен

импортный лизинг.

4. В зависимости от форм лизинговых платежей различают:

лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной

форме;

лизинг с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный

лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем

товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем

оказанных встречных услуг;

лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в

денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.

5. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется

на чистый и полный.

«Чистый» лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества

берет на себя лизингополучатель, поэтому в данном случае расходы по

обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

«Полный» лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание

оборудования, а также его ремонт лизингодателем. Полный лизинг, по

стоимости, считается одним из самых дорогих, т.к. у лизингодателя

увеличиваются расходы на техническое обслуживание, обеспечение

квалифицированным персоналом и др.

частичный ( с частичным набором услуг), когда на лизингодателя

возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

Например, Ростовский вертолетный завод сдает в лизинг изготовленные им

вертолеты, в сопровождении экипажа.

В основном на отечественном лизинговом рынке применяется «чистый»

лизинг.

5. По сроку использования имущества и связанным с ним условиями

амортизации различают:

лизинг с полной окупаемостью и соответственно с полной амортизацией

имущества, когда срок договора равняется нормативному сроку службы

имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового

имущества;

лизинг с неполной окупаемостью и соответственно неполной амортизацией

имущества, при которой срок договора меньше нормативного срока службы

имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости

лизингового имущества.

Существуют также такой вид лизинга, как сублизинг – вид поднайма

предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга

передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во

владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями

договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по

договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

Автор считает, что разнообразие форм и видов лизинговых сделок поможет

дальнейшему развитию лизинга на нашем отечественном рынке.

1.4.ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЛИЗИНГА

Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для

предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других

природных объектов.

Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не

запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и

недвижимое имущество.

В зависимости от объекта лизинга следует различать лизинг движимого

имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества.

Земельные участки и другие природные объекты у нас в стране могут быть

предметом договора аренды[2], но не могут быть переданы в финансовую

аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем,

что такое использование с предпринимательской целью земли и других

природных объектов регулируются в первую очередь земельным кодексом.

Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет

выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

V транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда,

железнодорожные вагоны и т. п.)

V оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т.

п.)

V сельскохозяйственное оборудование

V строительное (краны, бетономешалки и т. п.)

V и многое другое.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом:

Таким образом, субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет

привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе

реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его

в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на

определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в

пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права

собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в

соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за

определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во

временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с

договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в

обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец

обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в

соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может

одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного

лизингового правоотношения.

В качестве лизингодателя могут выступать:

Банки и другие кредитные учреждения. В уставе которых предусмотрена

лизинговая деятельность.[3]

Лизинговые компании - финансовые компании, специализирующиеся только на

финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие

не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией

лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение,

консультации и т.п.

Любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая

деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых

средств.

Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее

предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и

зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя,

получающего имущество в пользование по договору лизинга.

Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель,

торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие

имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными

инвестициями, осуществляющие свою деятельность.[4]

Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании

обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры)

или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование,

оборудование для технических предприятий).

Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду

разнообразные виды машин и оборудования.

На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие

как:

страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков,

возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя,

кредитов, предоставляемых лизенгодателю кредитным учреждением, от

возможных рисков неплатежей и многое другое.

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое

объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся

лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение

их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления,

стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных

организаций.

Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты,

регулируется законодательством Российской Федерации.

1.5.ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В России правительство уже обратило серьезное внимание на лизинг, как на

один из способов вывода государства из кризиса. Успешному развитию

лизинга в России препятствует ряд обстоятельств, одним из которых

является несовершенство правовой базы

До некоторого времени основным документом для развития лизинга в России

можно было считать постановление Правительства России от 29 июня 1995 г.

за № 633. В нем была сформулирована программа действий правительства и

федеральных органов по формированию правового и экономического

обеспечения лизингового бизнеса и утверждено Временное положение о

лизинге. В этом нормативном документе приведены основные понятия,

характеризующие лизинговую деятельность. Дано определение лизинга,

определены субъекты и объекты лизинговой сделки. Определено, какие

организационно-правовые формы может иметь лизинговая компания, и кто

может быть ее учредителем. Экономическая часть Временного положения о

лизинге определят порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь

период договора. Так же определено, что должен включать договор лизинга,

чтобы быть токовым.

Кроме этого в 1995 г. появились постановления о бухгалтерском учете

лизинговых операций, о составе затрат, относимых на себестоимость.

Более подробно историю развития законодательной базы по лизингу можно

проследить в Приложение 1. “Развитие лизингового законодательства в

России”. В нем приведен перечень всех законодательных актов касающиеся

лизинговых отношений как до появления 633 постановления, так и после.

В октябре 1998 г. был принят долгожданный Федеральный закон «О лизинге».

Этот закон уже неоднократно критиковался в отечественной печати. Однако

основные его пороки, как нам представляется, остались пока вне поля

зрения специалистов.

Остановимся пока лишь на трёх статьях и трёх проблемах: определение

лизинга (статья 2); формы, типы и виды лизинга (статья 7); лизинговые

платежи (статья 29).

Итак, рассмотрим определение лизинга: «Лизинг – вид инвестиционной

деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании

договора лизинга физическим и юридическим лицам за определённую плату, на

определённый срок и определённых условиях, обусловленных договором, с

правом выкупа имущества лизингополучателя». Такое определение, по мнению

автора, страдает не только редакционными погрешностями («на определённых

условиях, обусловленных договором»), но и неверно по существу. Ни за

рубежом, ни в России право выкупа имущества лизингополучателя не является

обязательным атрибутом лизинга.

Так, например, при оперативном лизинге лзингополучатель не может

требовать перехода предмета лизинга в свою собственность. Об этом чётко

сказано в том же Федеральном законе «О лизинге»: «по истечении срока

договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы,

предусматриваемой договором лизинга, предмет лизинга возвращается

лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать

перехода права собственности на предмет лизинга». Значит, статья 2 закона

противоречит статье 7, и право выкупа имущества лизингополучателем может

иметь место только при финансовом лизинге, а не лизинге вообще.

Теперь о формах, типах и видах лизинга. На первый взгляд может

показаться, что этот вопрос сугубо технический и никакого практического

значения не имеет. На самом же деле он имеет весьма существенное значение

как для анализа развития, так (что особенно важно) и для организации

целенаправленной работы по освоению этого признанного во всём мире

инвестиционного инструмента.

В экономической литературе, действительно, допускается смешение форм,

типов и видов лизинга. Как справедливо отмечал В.А. Горемыкин: «В

экономической литературе пока нет однозначного толкования видов лизинга,

допускается смешение понятий. До сих пор нет чёткой классификации более

или менее полного перечня лизинговых отношений. Границы между ними не

всегда должным образом обозначаются, и признаки того или другого вида в

различной степени сочетаются в одном договоре. Нет определённости и

упорядоченности в терминологии, обеспечивающей понятийный аппарат, теории

и практики лизинговой деятельности».[5] К сожалению, сам автор признаёт

только те виды лизинга, которые в зависимости от классификационных

признаков объединены им в восемь групп.

Автором курсовой предполагается, что авторы текста закона

руководствовались благим намерением – упорядочить градацию форм, типов и

видов лизинга, что делалось это в помощь практике, а не во вред ей, так

как от классификации форм, типов и видов лизинга зависит оценка каждого

конкретного лизингового соглашения, объём льгот, предоставляемых (или не

предоставляемых) его участникам, а также налоговые обязательства каждого

из субъекта лизинговых отношений. Однако благими намерениями могут быть

вымощены самые разные дороги, и законодатели, на взгляд автора, не внесли

ясности в суть вопроса.

Границы долгосрочности не должны быть едиными для всех объектов лизинга.

Они должны соотноситься и с экономическим сроком службы данного

конкретного оборудования. И наряду с уже действующим твёрдым общим сроком

3 года и более мы предлагаем для оборудования со сроком службы 5 лет

ввести дополнительный, определяемый 30% экономического срока службы

данного вида оборудования.

В основу деления лизинга на типы и виды положен только один-единственный

критерий – срок заключения договора. Все остальные критерии деления, как

то: форма организации сделки (прямой, косвенный, возвратный), объём

обслуживания, условия амортизации, тип лизинговых платежей, – в Законе

даже не упоминаются.

Особого внимания заслуживает вопрос налогообложения лизинговых операций.

Как известно, лизингуемое оборудование подвергается двойному

налогообложению: первый раз – налогом на добавленную стоимость при

покупке оборудования лизингодателем (назовём его НДС-1) и возмещается

лизингополучателем в составе амортизационных отчислений, и второй раз –

налогом с оборота (или НДС-2), начисляемом на всю сумму «выручки»

лизингодателя, включающую не только комиссионное вознаграждение и плату

за дополнительные услуги, но и амортизационные отчисления, проценты за

кредит, страховые взносы и другие затраты, включаемые в лизинговые

платежи, которые добавленной стоимостью не являются.

Принятый после долгих мук Федеральный закон «О Лизинге» не только не

отменил этот налоговый произвол, но и придал ему статус закона. А число

слагаемых лизингового платежа, предусмотренных статьёй 29 закона,

увеличилось с пяти до восьми (согласно «Методическим рекомендациям по

расчёту лизинговых платежей»).

Всё сказанное свидетельствует о том, что установленная сегодня система

налогообложения лизинга необоснованна, неэффективна и разрушительна,

поскольку является серьёзнейшим препятствием на пути развития самого

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.