рефераты бесплатно

МЕНЮ


Инвестиционная политика КБ РФ

3.3. Характеристика реальных инвестиционных проектов

Реальный толчок инвестиционной деятельности некоторых банков дала

чековая приватизация. Среди приватизированных предприятий на сегодняшний

день наиболее привлекательными для инвесторов считаются предприятия ТЭК,

цветной металлургии (главным образом, алюминиевая промышленность),

производство минеральных удобрений, пищевую промышленность, химические

волокна и пластмассы - несмотря даже на ее плачевное состояние.

Опираясь на инвестиционную практику некоторых крупных российских

банков, хорошо зарекомендовала себя следующая стратегия контроля за ходом

выполнения инвестиционного проекта. Банк приобретает солидный пакет акций

предприятия (от 25%), включая предприятие в свою ФПГ, и занимается

инвестиционным кредитованием. Другие формы гарантий малоубедительны,

поскольку основные фонды, да и продукция предприятий, чаще всего

неликвидны. Кроме того, у предприятия - претендента на инвестиции может

быть много долгов, о которых можно узнать, лишь заглянув "внутрь". Наконец,

предприятие - это готовые основные фонды, поэтому, покупая производства,

банк может позволить себе вообще не связываться с проектами, начинающимися

с "нулевого цикла", сильно экономя и на капитале, и на сроках реализации

проектов.

3.4. Трудности осуществления инвестиционных проектов в РФ

Главная причина того, что многие инвестиционные проекты (даже очень

эффективные) не находят поддержки банка - это то, что банки часто не идут

на сроки осуществления проекта более года. Однако значительная часть

проектов может быть реализована за время 1,5 - 2,5 лет.

Другая важная причина, отсеивающая значительное количество проектов, -

это слишком высокая процентная ставка за пользование кредитом.

Важной представляется также причина дефицита квалифицированных кадров

как в банках, так и на предприятиях. Интересен такой пример. НПО "Циклон",

г. Зеленоград, подготовил очень прибыльный проект по созданию производства

для чернильно-струйных принтеров головок, которых до сих пор в России не

делали. Обращение в бывший крупный госбанк за кредитом в размере 3,4 млн.

долларов США в расчете на выход на проектную мощность через 2 года ни к

чему не привело, но интересно то, что проект поддержал более мелкий

коммерческий банк. Во втором банке - совсем другая команда, больше людей с

инженерным образованием. Директор НПО считает, что во многих бывших

госбанках просто нет специалистов, которые способны грамотно оценить

проект, и знают рынки сбыта, не только внешние, но и внутренние.

Еще среди причин можно выделить одну, по которой банки имеют трудности

с возможностями предоставления достаточно крупных сумм на осуществление

значимых для народного хозяйства проектов. Например, на цех холодной

прокатки ММК надо 700 млн. долларов. Но даже если сложить 70 банков

российской сотни, они не смогут выжать из себя играючи по 10 млн. долларов.

А ведь это всего один проект.

3.5. Трудности привлечения иностранного капитала для инвестиционных

проектов в РФ

По состоянию на 1 апреля 1999 года накопленный иностранный капитал в

экономике России оставил около 26 млрд. долл.

Тенденции сокращения масштабов инвестиционных вложений в Россию,

сформировавшиеся к концу 1998 года, продолжают действовать и в текущем

году. Так, за первый квартал 1999 года иностранные инвестиции в российскую

экономику составили 1,5 млрд. долл., что на 60,8% ниже соответствующего

периода 1998 года. При этом произошло сокращение по всем составляющим

иностранных инвестиций (прямым, портфельным и прочим).

Снижение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику в 1

квартале 1999 году произошло за счет значительного сокращения (в 3,4 раза)

прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов. Торговые

кредиты за данный период времени сократились почти в 9 раз. Несмотря на

сокращение активности иностранных инвесторов в предоставлении России

кредитов, на прочие инвестиции приходится основная доля совокупного объема

капиталовложений в 1 квартале 1999 года (61%).

Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направляется в

сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой

окупаемостью.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России

неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,

неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,

неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро

изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных

инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными

организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как

право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм,

иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не

стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и

конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,

правовой базе также является препятствием на пути иностранного

инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных

компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных

инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала -

освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала

России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного

потенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие

производства товаров народного потребления, продовольственных товаров,

медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли

инфраструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в

трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-западный),

в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практические

меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области

законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в

организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об

иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует

доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из

последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по

привлечению иностранных инвестиций. Для этого Министерство Экономики России

должно обеспечить:

- систематическую, увязанную с другими направлениями экономической

политики правительства, разработку предложений в сфере международного

финансово-инвестиционного сотрудничества;

- формирование и реализацию государственной политики по привлечению

иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной

сфере с международными финансовыми организациями;

- работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной

защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров,

заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции,

наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и

иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию

свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных

инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения

среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического

кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян.

При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной

стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно на совпадают.

Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного

потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и

недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего

экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в

наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы,

естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет

обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств,

квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и

техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим

государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в

страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя

его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а

встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран,

источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в

зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает

ввоз капитала в Россию.

Заключение

Роль инвестиций при любом способе производства заключается в повышении

промышленного производства, его эффективности и в конечном итоге увеличения

валового национального продукта.

Особенностью российской экономики в период 1992-99 г.г. является

глубокий спад производства, высокая инфляция, привязка внутренних цен к

валютному курсу. Национальная валюта - рубль утратила функцию меры

стоимости и сохранения ценности, что привело к замене рубля иностранной

валютой, золотом, денежными суррогатами. В реальной экономике господствует

бартер и взаимозачеты.

В основе кризиса лежит технологическая отсталость предприятий,

проявляющаяся в высокой энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости

продукции, её низком качестве, а также неэффективность управления.

В мировых ценах большинство предприятий перерабатывающей

промышленности и сельского хозяйства оказываются нерентабельными даже при

нашей низкой заработной плате.

Для повышения технического уровня отраслей народного хозяйства

требуются значительные инвестиции, предусматривающие внедрение

прогрессивных технологий и совершенствования системы управления.

Либерализация российской экономики сопровождалась ростом инфляции,

особенно в период 1992-93 гг. Рост инфляции сдерживает инвестиционный

процесс, особенно в реальное производство. В этот период преобладают

инвестиции в финансовый сектор, доля портфельных инвестиций в несколько раз

превышает прямые вложения в экономику. Растут кредитные ставки и доля

краткосрочных кредитов. Монетарная политика ограничения спроса и снижения

за счет этого уровня инфляции, проводимая в 1995-96 г.г. не принесла

ожидаемых результатов, а только усугубила дальнейший спад производства.

В условиях современной России основными источниками инвестиций могут

быть амортизационные отчисления, кредиты банков, включая иностранные, а

также собственная прибыль предприятий и сбережения населения (~ 40 млрд.

Долларов США). Реально же, огромная масса наличной валюты на руках у

населения, является омертвленным инвестиционным ресурсом. Привлечение в

экономику даже части накоплений населения позволило бы провести

реконструкцию и модернизацию многих отечественных предприятий. Кроме того,

рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных

инвесторов.

Сегодня, для обеспечения финансирования реконструкции экономики

невозможно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор.

Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении

развития рынка ценных бумаг.

Активизация инвестиционной деятельности неразрывно связана с

проведением рациональной налоговой политики, призванной стимулировать

вложение свободных денежных средств в реальное производство (снижение

налогов, льготы по налогу на прибыль). Это будет способствовать созданию

условий, при которых бы исключалась возможность роста теневой экономики.

После 17 августа общеэкономический кризис резко обострил ситуацию в

финансово-платежной и долговой сферах. Он вызвал паралич банковской

системы, обвал валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг,

повысил уровень коммерческих и некоммерческих рисков, существенно снизил

рейтинг России и привел к резкому падению доверия к России со стороны

потенциальных западных инвесторов и кредиторов.

Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение

устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали

отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора

экономики.

Опыт проведения реформ в России показал необходимость повышения роли

государства в экономической жизни страны, особенно в таких сферах как

наука, образование, отрасли жизнеобеспечения страны.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства является

научно-технический прогресс. По данным США рентабельность капиталовложений

в научные исследования составляет от 100-200%.

Современные условия предъявляют повышенные требования к всесторонней

оценке инвестиционных проектов, включающие такие факторы, как инфляция,

степень риска и многовариантность направлений вложения капитала.

Для преодоления экономического кризиса в России, наряду с

экономическими факторами важное значение имеет политическая стабильность и

консолидация общества, без чего любые инвестиции окажутся в лучшем случае

бессмысленными.

Список использованных источников:

1. Тимоти У. Кох. «Управление банком». – Уфа: Спектр, 1993, т.т. 1-6.

2. А.Л. Смирнов «Организация финансирования инвестиционных проектов» –

Москва, АО «Консалтбанкир», 1993 г.

3. Тарасова Е.В. «Инвестиционное проектирование», конспект лекций, Москва,

издательство «Приор», 1998 г.

4. Официальный сервер ГОСКОМСТАТА РФ - http://www.gks.ru/.

5. Официальный сервер ЦБ РФ http://www.cbr.ru/

6. Статьи проекта «Исследование финансов России» - официальный сервер -

http://finance.jump.ru/.

7. Материалы ежемесячного бюллетеня «ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО

ПЕРИОДА» "РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, г. Москва,

официальный сервер – http://www.online.ru/sp/iet/trends/.

8. Материалы проекта K2Kapital - информационный сервера

http://www.k2kapital.com созданного для оказания разноплановой

информационной поддержки русскоязычным пользователям, интересующимся

вопросами инвестиций на зарубежных финансовых рынках.

-----------------------

КОНСТИТУЦИЯ РФ

и др.

УК

РСФСР

Кодекс

законов о труде

Гражданский

кодекс

РФ

Общеправовые документы

Закон

"О Банках

и банковской

деятельности

Закон

"Об

иностранных

инвестициях

в РСФСР"

ЗАКОН «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ»

Закон

"Об

инвестиционной

деятельности в РСФСР"

Законы Российской Федерации

Прочие законы

другие

ГНС

ГТК

Минфин

Постановления

Правительства РФ

Письма,

циркуляры,

инструкции,

разъяснения и

другие документы ЦБ РФ

Указы

Президента РФ

Подзаконные правовые документы

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.