рефераты бесплатно

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в России

помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают

по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов,

предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений,

помогают заключать контракты, оказывают поддержку после «продажи»

инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный

инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил

Российский центр содействия иностранным инвестициям.

Планируется также серьезно усовершенствовать российское

налоговое законодательство. Открывается доступ иностранным

инвесторам на рынок ГКО^, вводятся определенные коррективы в ход

приватизации. В частности, планируется перейти от массовой и

быстрой продажи предприятий к «точечным» продажам, ориентированным

на повышение эффективности производства.

Важным документом в области регулирования притока и

функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал

принятый в конце 1995 г. Закон «О соглашениях о разделе продукции».

Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в

процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу

минерального сырья на территории России. Право пользования

инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается

инвестору органом исполнительной власти Российской Федерации.

«Соглашение» предусматривает максимальное упрощение схемы

взаимоотношений инвестора и государства прежде всего по линии

уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание по сути

дела полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений,

рентными платежами.

Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на

состояние инвестиционного климата в России, является правовая

нестабильность. Порядок привлечения иностранных инвестиций и

хозяйственная деятельность иностранных инвесторов регламентируются

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля

1991 г., а также Указом Президента «О совершенствовании работы с

иностранными инвестициями» от 27 сентября 1993 г. Однако многие

положения законодательных актов и прежде всего Закона «Об

иностранных инвестициях в РСФСР», отменены последующими

нормативными актами различных управленческих структур»

Например фактически отменено право предприятий с иностранными

инвестициями полностью распоряжаться валютной выручкой от экспорта

.продукции собственного производства. Указание ГТК от 8 февраля

199'4 г. со ссылкой на «Закон о таможенном тарифе» отменяет льготы

предприятий с иностранными инвестициями по уплате таможенных

пошлин. Отменены налоговые льготы, существовавшие в союзном

законодательстве для совместных предприятий. Они восстановлены

только для предприятий, зарегистрированных до 1 января 1992 г.

По существу, отменены принятые в 1990—-1991 гг. Верховным

Советом РФ и Правительством постановление о создании свободных

экономических зон и положения о них. Инструктивное письмо

Госналогслужбы России и Минфина РФ от 25 июня 1993 г. отменило

налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями,

предусмотренные Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и

подтвержденные Указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию

свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской

Федерации» от 4 июня 1992. г.

Отсутствие правовой стабильности — один из важных факторов,

ухудшающих инвестиционный климат. Идет непрерывный процесс

нормотворчества. По-прежнему основным юридическим .документом

является не закон, а подзаконный акт. Нормативные документы не

взаимосвязаны, положения одних отменяют положения других. От

правового произвола не защищают даже указы Президента РФ. Каждая

государственная структура управления пытается толковать содержание

законов и указов с точки зрения своего ведомственного интереса.

Так, Указом Президента РФ № 1446 предусмотрено, что вновь

издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования

на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не

действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих

на момент вступления этих актов в силу. Однако до сих пор это

положение не получило законодательного оформления.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной

правовой защитой, которая обеспечивается законодательством

Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвесторов не

может быть менее благоприятным, чем режим для имущества и

инвестиционной деятельности российских юридических и физических

лиц, т. е. им предоставляется национальный режим (за изъятиями).

Согласно ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не

могут быть подвергнуты реквизиции или. конфискации, кроме как в

исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях,

когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае

национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается

быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные

инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную

выгоду, причиненных в результате неправомерных действий

государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или

предприятию с иностранными инвестициями.

В целях привлечения иностранных инвестиций и повышения

эффективности их использования Указом Президента РФ от 27 сентября

1993 г. № 1466 установлено, что вновь издаваемые нормативные акты,

регулирующие условия функционирования на территории России

предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение

трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления

в силу этих актов. Данное положение Указа не распространяется на

нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия

функционирования на территории РФ предприятий с иностранными

инвестициями.

Все нормативные акты, как Совета Министров — Правительства РФ,

так и местных органов управления, устанавливающих дополнительные,

не предусмотренные законами РФ и указами Президента РФ ограничения

в деятельности иностранных инвесторов, на территории РФ

недействительны и не подлежат применению.

На международном уровне иностранные инвестиции в России

защищаются также двусторонними соглашениями Российской Федерации с

целым рядом зарубежных стран о взаимной защите и поощрении

инвестиций. Это предусматривает участие Российской Федерации в

межправительственных конвенциях (Нью-Йоркская конвенция о признании

и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г.; Вашингтонская

конвенция1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между

государствами и физическими или юридическими лицами других

государств; Парижская конвенция об охране прав промышленной

собственности в ее стокгольмской редакции 1967 г.). Благоприятную

роль сыграло бы участие России в основных международных

организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.

4. Формы участия иностранного капитала в России.

Иностранный капитал в России присутствует как в

государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также

как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции

поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в

форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный

капитал.

Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику на

начало 1996 г. составил 7,86 млрд. долл. (см. табл. 1).

таблица 1

|п/п|Показатели |Объем инвестиций |

|1. |Общий объем иностранных |7,86 млрд. долл. и 1272,2 млрд. руб. |

| |инвестиций на 1 янв. 1996 г. | |

|2. |в т. ч. Объем прямых |5,53 млрд. долл. и 1032 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

|3. |Общий объем иностранных |2,8 млрд. долл. и 850 млрд. руб. |

| |инвестиций в 1995 г. | |

|4. |в т. ч. Объем прямых |1,88 млрд. долл. и 653 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую

экономику — это создание предприятий с иностранными инвестициями

(ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) действуют на

территории РФ с 1987 года. Они существуют в форме совместных с

российскими учредителями предприятий, но могут полностью

принадлежать иностранным собственникам.

Совместные, или смешанные, предприятия (джойнт венчур) широко

распространены в мировой экономике. Как формам промышленного

сотрудничества и произведенной кооперации совместным предприятиям

(СП) присущи следующие экономические отличия: производство товаров

на базе объединяемой ими собственности; совместное управление

производством; раздел партнерами произведенного и коммерческого

риска предприятия и согласованный раздел прибыли предприятия.

Вкладывая свои капиталы, иностранные инвесторы стремятся к

получению преимуществ. Ими являются:

21. получение доступа к минеральным и сырьевым ресурсам;

22. проникновение на рынок, потенциально емкий, но с ограниченной

покупательной способностью, особенно в отношении импорта;

23. использование ресурсов сравнительно квалифицированной рабочей

силы при относительно низких затратах на ее воспроизводство;

24. внедрение результатов научных исследований и технических

разработок для создания новых видов товаров, обладающих

повышенной конкурентоспособностью на мировом рынке.

В свою очередь, привлекая иностранный капитал в совместные

предприятия, национальный партнер стремится: получить доступ к

зарубежной передовой технологии; пополнить внутренние источники

накопления; использовать иностранный опыт управления для повышения

эффективности производства; уменьшить неоправданный импорт и

сократить расходы в свободно конвертируемой валюте; расширить

экспорт, в особенности готовой промышленной продукции. В результате

может улучшиться сбалансирование национальной экономики.

В процессе развития совместных предприятий и предприятий с

иностранной собственностью в 90-е годы имеют место как

положительные, так и отрицательные тенденции.

Объем согласованных зарубежных инвестиций в предприятия с

иностранным участием в России на 1993 г. составил около 5 млрд дол.

США, или 45% от общей суммы их уставных фондов. Конечно, при

потребностях страны в инвестициях и возможностях инвесторов такой

объем явно недостаточен. Тем не менее существует заинтересованность

иностранных предпринимателей в расширении их деятельности в России.

Их привлекают некоторые добывающие отрасли, конверсионные оборонные

и приватизируемые предприятия, использование научно-технического

потенциала России. В то же время налицо преобладание мелких

предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) и сокращение валютной

части их уставных капиталов. Стало явным стремление большинства

иностранных инвесторов присутствовать в России в качестве

хозяйствующих субъектов, но не рисковать своим капиталом. В целом

зарубежные инвестиции в СКВ невелики. По данным Госкомстата, в 1994

году в экономику России иностранными инвесторами вложено 1,2 млрд

дол. США, в том числе 86 % составили прямые инвестиции.

Не вполне благоприятны для российской стороны и сферы

деятельности иностранных инвесторов. Так, почти 80%

зарегистрированных ПИИ намерены вести посредническую деятельность и

45%— торговую, а заниматься производством технологического

оборудования собираются лишь 20%.

С другой стороны, увеличивается количество предприятий со

стопроцентным иностранным капиталом. Их доля в числе

зарегистрированных в 1993 г. ПИИ составила )%. Изменяется география

ПИИ. Они начинают действовать не только в Москве и Санкт-

Петербурге, но и в города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Растут

показатели объемов производства продукции и предоставления услуг,

:ширяется внешнеэкономическая деятельность ПИИ.

По данным Госкомстата, в 1994 г. в России работало 1,8 тыс.

совместных и иностранных предприятий с численностью персонала 290

тыс. человек. Из них в торговле и общественном питании работало

около 3 тыс. ПИИ, а в промышленности — 2,4 тыс. В 1994 г. доля ПИИ

в объеме российского экспорта оценивалась в 7-8%, причем в экспорте

ПИИ преобладают нефть, газ и продукты их переработки, кожевенное

сырье.

Причины того, что многие ПИИ предпочитают действовать в сфере

обращения, распределения, информации и слуг, находятся прежде всего

в общей хозяйственной ситуации в стране, при которой невыгодно и

рискованно заниматься инвестированием в производство.

Доказательством этого является то, что около 400 ПИИ, созданных в

льготных условиях хозяйствования 1987-1991 гг., успешно действуют и

сегодня. Среди них "Комстар", "Диалог", "Кровтех", "Телур",

"Внешконсульт", "Интермед", "Игирма-Гайрику", "Нептун", "Арендмаш",

"Ленвест" и многие другие предприятия.

Что же конкретно имеется в виду, когда говорят об ухудшении общих

условий хозяйственной деятельности ПИИ? Кроме политического риска,

произвола бюрократов и криминальных действий, это: спад

производства и инфляция, ухудшение условий деятельности

негосударственных предприятий, ужесточение налогового, валютно-

финансового и таможенного режимов. В 1992-1993 гг. новые

хозяйственные законодательные акты РФ ликвидировали или существенно

ограничили льготы и гарантии, предусмотренные Законом "Об

иностранных инвестициях". Были отменены налоговые каникулы, право

свободного использования полной валютной выручки; осложнены

беспошлинный экспорт товаров собственного производства и импорт

товаров для собственных производственных нужд. Высокими налогами

облагаются сверхнормативная зарплата, расходы на рекламу,

командировки, подготовку персонала. В новых законодательных актах

не содержится сохранение льгот для ПИИ, установленных прежним

законодательством; одновременно с этим нарушаются не отмененные

льготы. Гарантированное законодательством РФ условие о недопущении

для иностранных инвестиций условий хозяйствования, худших по

сравнению с национальными инвестициями, практически не выполняется.

Сейчас условия их деятельности хуже тех, что были на территории

России в составе СССР, и хуже по сравнению с государственными

предприятиями РФ, пользующимися поддержкой государства в

распределении ресурсов и продукции.

По данным Государственной регистрационной палаты России, на 1

марта 1996 г. в стране было зарегистрировано более 19,4 тыс.

предприятий с иностранными инвестициями (для примера, в маленькой

Эстонии зарегистрировано столько же аналогичных предприятий).

Количество действующих предприятий с иностранными инвестициями

составило 11,6 тыс., или 60% от общего числа зарегистрированных

предприятий. Увеличивается число предприятий полностью основанных

на иностранном капитале.

Уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями превысил

3 трлн. руб. При этом доля иностранных инвесторов в совокупном

уставном фонде составила 58,7%, а российских — 41,3%. Доля

иностранного капитала достигла 3,88 млрд. долл.

По данным Экономической комиссии ООН для Европы, российские

компании, получившие финансовую поддержку из-за рубежа, смогли в

пять раз увеличить число служащих, заработная плата которых на 50

процентов выше средней по стране. В середине 90-х годов количество

работающих на предприятиях с иностранными инвестициями составляет

0,5% от числа всего занятого населения.

Отраслевая структура прямых инвестиций в экономику России

представлена в табл. 2.

Отраслевая структура прямых инвестиций в экономику России в

1994 г. *

таблица 2

|Отрасли |Объем инвестиций, |% к итогу |

| |млн. долл. | |

|Топливно - энергетический комплекс |521,7 |49,5 |

|Торговля и общественное питание |103,0 |9,8 |

|Строительство |59,0 |5,6 |

|Деревообрабатывающая и |49,5 |4,7 |

|целлюлозно - бумажная промышленность | | |

|Машиностроение и металлообработка |43,7 |4,1 |

|Прочие отрасли |287,7 |26,3 |

* Данные Госкомстата по прямым инвестициям и инвестиционным

кредитам

Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала

составляют портфельные инвестиции.

По некоторым данным, в 1994 г. Иностранными инвесторами

вложено в акции российских приватизированных предприятий 1,5 млрд.

долл. По данным госкомимущества, итоги первого этапа приватизации

показали, что около 10% акций приватизированных предприятий

принадлежит иностранным компаниям. В россии обосновалось более 20

крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой

российских акций.

Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.