рефераты бесплатно

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в России

иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный

климат. В то же время существуют и мнения о нежелательности

широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.

Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе

«распродажи России» международным монополиям. Как правило,

глубокого экономического анализа за этими высказываниями не стоит.

Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с

политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией являются взгляды тех

предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного

капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской

промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой

предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в

которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты

стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. И все

же объективные законы мировой экономики, опыт международной

миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять

в стороне от этого процесса.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может

эффективно функционировать без перелива капитала в мировом

масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная

необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного

мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая

принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать

объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в

Россию.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные

инвестиции как фактор:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России

привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от

эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом

результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной

хозяйственной системы к другой требуется огромное количество

инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс не

имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным

населением и обширной территорией мог бы служить в качестве примера

привлечения иностранного капитала.)

Проблемная специфика России выражается прежде всего в: 1)

обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

2) наличии устаревшего производственного аппарата;

3) гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при

отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной

гражданской экономики;

4) слабом развитии сельского хозяйства.

Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на

рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной

ориентации требуются огромные капиталовложения. Между тем в

условиях глубокого кризиса, характерного для переходного периода, в

котором находится Россия, капитальные вложения в 1991-1994 гг., за

счет всех источников, сократились на две трети (при падении

валового внутреннего продукта на одну треть).^ Конечно, наивно

думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш

инвестиционный голод в полной мере. Однако в определенной степени,

в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства

это сделать, видимо, возможно.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по

оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно

привлечь 200-300 млрд. долл. Только одному топливно-энергетическому

комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-

140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части

производственных фондов нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл.

Для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны

примерно десятую часть международных прямых инвестиций. Реально

Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом

40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет в

лучшем случае 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей

предложат такой объем инвестиций.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России

придется конкурировать за более скромный объем иностранного

капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл. (см. схему 1).

схема 1

Конкурентная зона России на мировом

рынке прямых инвестиций ( 90 - е годы )

Мировой поток прямых инвестиций

|Промышленно развитые |Развивающиеся |

|страны |страны ( 20 - 25 %, |

|( 75 - 80 %, рост ) |снижение ) |

| | |

|10 передовых стран |Остальные развивающиеся |

|Юго - Восточной Азии |страны ( 25 %, снижение ) |

|и Латинской Америки | |

|( 75 %, рост ) | |

| | |

|Государства |Развивающиеся страны |

|Ближнего и Среднего |с традиционный |

|Востока ( рост ) |“ колониальной “ |

| |экономикой ( снижение ) |

| | |

|Беднейшие |Конкурентная |

|развивающиеся |зона России |

|страны ( рост ) |( 5 - 6 %, снижение ) |

| | |

Имея множество альтернативных предложений на более

благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не

спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику.

Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают

потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия,

как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных

инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме

иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это

не должно вводить в заблуждение. В Венгрии уже 17% предприятий

имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР —

только 0,2%.

3. Правовое регулирование и правовая защита иностранных

инвестиций.

В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 мая 1991

года определены следующие общие положения об иностранных

инвестициях.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и

интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в

объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях

получения прибыли (дохода).

Иностранными инвесторами в РФ могут быть:

10. иностранные юридические лица, включая, в частности, любые

компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации,

созданные и правомочные осуществлять инвестиции в

соответствии с законодательством страны своего

местонахождения;

11. иностранные граждане, лица без гражданства, советские

граждане, имеющие постоянное местожительство за границей,

при условии, что они зарегистрированы для ведения

хозяйственной деятельности в странах их гражданства или

постоянного местожительства;

12. иностранные государства; международные организации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование

на территории РФ путем:

13. долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с

юридическими лицами и гражданами РФ;

14. создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

15. приобретения предприятий, имущественных комплексов,

зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев,

акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного

имущества, которые в соответствии с действующим на

территории РФ законодательством могут принадлежать

иностранным инвесторам;

16. приобретения прав пользования землей и иными природными

ресурсами;

17. иной деятельности по осуществлению инвестиций, не

запрещенной действующим на территории РФ

законодательством, включая предоставление займов,

кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в

любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций

законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и

модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех

отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые

денежные средства, научно-техническую продукцию, права на

интеллектуальные 1енности, имущественные права.

Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности,

кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных

предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка

государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В

отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право

пользования.

В России существует ряд изъятий для иностранцев в процессе

приватизации. Среди них:

18. недопущение преобразования государственных и

муниципальных. предприятий в акционерные общества

закрытого типа, а именно в них и хотят участвовать

иностранцы;

19. иностранные инвесторы допускаются только через аукционы,

конкурсы и торги, следовательно, не могут приобретать

акции открытых акционерных обществ, покупать ликвидируемые

предприятия или выкупать арендованное имущество;

20. прямая продажа иностранцу госимущества разрешается лишь в

том случае, если он является единственным участником

аукциона и торгов, а это практически маловероятно.

Льготы предприятиям начинаются лишь с уровня иностранного

участия на 30%, что означает, что портфельные вложения менее 30%

уставного капитала оказываются в невыгодном положении.

В России воспроизводится стандартный набор гарантий

иностранному капиталу — отказ от конфискации, национализация лишь

при компенсации, свобода вывоза прибыли и имущества в случае

ликвидации предприятия и т.д. Однако вопросы практического

обеспечения этих гарантий разработаны слабо. Здесь используются

ссылки на гарантии правительства, а в ряде случаев на международное

право (приоритет положениям международных договоров над

национальным инвестиционным законодательством).

Разрешено предоставление дополнительных льгот иностранным

инвесторам, действующим в СЭЗ, определен и особый режим для

концессий. Но регламентация этих льгот делегирована специальному

законодательству, которое пока 1еще нигде не принято.

Таким образом, инвестиционное законодательство России

нуждается в переработке в направлении восприятия позитивного

мирового опыта в этой области, создания в .России благоприятной и

конкурентоспособной инвестиционной среды, в том числе в процессе

приватизации. В широком плане задача заключается в том, чтобы

вписать это законодательство в общую канву формирующихся рыночных

отношений.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность

заключения концессионных договоров с иностранными инвесторами.

Концессии определяются как предоставление прав на разработку и

освоение возобновляемых и не возобновляемых ресурсов, а также

проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием

объектов, находящихся в государственной собственности, но не

переданной конкретным предприятиям в полное хозяйственное ведение.

Закон о концессиях еще не принят, и практически их пока нет.

В то же время существует некоторый опыт концессий в

послеоктябрьской России. В период нэпа была разработана

концессионная политика Советского государства, которая явилась

основой для первого опыта создания совместных предприятий с

использованием иностранного капитала.

Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших

факторов по привлечению иностранного капитала является наличие

благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы,

обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов

инвесторов. Современную правовую базу для иностранных инвестиций в

России составляют более 30 законов и равнозначных законам Указов

Президента. Действует также ряд конкретных" ведомственных

инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на две

группы.

Первая группа — это базисные законы России, способствующие

переходу страны от коммунистического режима с командной экономикой

к демократии и рыночному хозяйству. Часть из них была принята в

1990-1991 гг.

Вторая группа — это документы, касающиеся непосредственно

иностранных инвестиций. Главный среди них — это Закон «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» от 1.09.91 г. В соответствии с

этим законом инвесторами -в Российскую Федерацию могут быть

иностранные физические, юридические лица, лица без гражданства,

иностранные государства, международные организации.

Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. использовать

форму совместного предприятия, или полностью принадлежать

иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с

инвестициями более 100 млн. руб.) требуется специальное разрешение

Правительства РФ.

Законодательство не предусматривает каких-либо официально

закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов

отрасли. Но на практике такие ограничения существуют. Так,

хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения

специальной лицензии.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата является

налоговый режим.

В Российской Федерации пока сохраняется весьма сложная и

тяжелая система налогообложения. В соответствии с Законом «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» и другими законодательными актами

предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного

иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях

хозяйства и отдельных регионах.

Однако на практике налоговый режим к середине 90-х годов

заметно ухудшился. Прежде всего, возросли налоги. Как и российские

организации, предприятия с иностранными инвестициями уплачивают до

50 различных налогов и сборов, в том числе налог на прибыль, налог

на добавленную стоимость, акцизный налог, разного рода местные

налоги. Так, в Москве в 1994 г. налог на прибыль составлял 38% (13%

— в федеральный бюджет, 25% — в местный бюджет). Помимо

существующих вводятся новые налоги, ликвидируются льготы для

свободных экономических зон (за исключением Калининграда), которые

во многом призваны служить «ловушками» для иностранного капитала.

Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к

появлению множества различных документов с правилами таможенного и

лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные

причины, связанные с коррумпированностью чиновников, скрытое

сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так и мелких

средних), собственные нарушения предприятий с иностранными

инвестициями содействуют ухудшению инвестиционного климата.

По свидетельству иностранных предпринимателей, отношение

российских властей к зарубежным инвестициям декларативно

чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для

иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных

инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной

политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму,

реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они

постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения

экономической и политической ситуации.

Вместе с тем Правительство РФ делает попытки улучшения

инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных

инвестиций. Так, подготовлен проект поправок к Закону «Об

иностранных инвестициях в РСФСР». Действуют организации,

занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России:

Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др.

Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы

работать на российском рынке, все еще находится не на должном

уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 1995 г. создан

Российский центр содействия иностранным инвестициям при

Министерстве экономии РФ. Используя зарубежный опыт, эта

организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.