рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственные ценные бумаги

практике). Даже Сбербанк России работает с населением не самым справедливым

образом. Это, естественно, вызывает у населения интерес к государственным

ценным бумагам, минуя недобросовестных посредников. К тому же

удовлетворительного законодательства по сберегательным банкам в России пока

нет.

Население России может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в

банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или

продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов,

т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный

результат.

Центробанк разработал инструкцию об инвестиционных счетах

коммерческих банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для

включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться

соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на

операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка

инструкции Центробанка, ни специально заблокированные счета не есть

гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком

доходности

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно

отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций

пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств

как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью

государственной политики России. Крах того или другого российского банка,

пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия

западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой

политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность

государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги

можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее

снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент

непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был

рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих

минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке

ГКО - ОФЗ.

II) Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций

сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации

выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди

юридических лиц.

Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд.

в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью,

кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т.

рублей.

Разряды объединены в четыре группы:

1-й - 4-й разряды - группа “Апрель”

5-й - 8-й разряды - группа “Июль”

9-й-12-й разряды - группа “Октябрь”

13-й-16-й разряды -группа “Январь”

Обслуживание возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы

разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям

один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения соответствующих

купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и

выплата его производится только в безналичной форме путём зачисления

соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

Операции по продаже и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка

России во все рабочие дни , кроме последнего рабочего дня. Котировка

облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего

года, за исключением “особой ” недели. Особые недели в соответствующих

группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на

эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец

облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а

одного года.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет

ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются

только до 31 декабря 2021 года . При погашении ГДО Банк России выплачивает

их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и

годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении

кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду в Банке России на

срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных

облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право

реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.

Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не

развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на

облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до

10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

III) Золотые сертификаты (ЗС)

Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с

сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых

ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по

золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной

долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по

которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая

роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения

устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента

сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на

Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному

курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой

таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,

прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный

доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

От налога освобождались процентный квартальный доход и разница между

ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально

прибыль от перепродажи становилась объектом налогообложения.

Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали

обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие

ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не

сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким

образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная

исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена

первичного размещения.

IV) Облигации внутреннего валютного займа.

В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР

на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических

лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга

бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам

происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед

юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со

сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает

Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка -

3% годовых.

Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал

облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью

сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска

займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых -

выплачивается 14 мая каждого года.

V) Облигации федерального займа (ОФЗ).

ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации,

потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в

Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что

объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более

года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления

доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в

квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре

последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине

ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО,

цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому,

чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это

называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения,

которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы

имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется

некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать

каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и

дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее

долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке,

хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные

заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между

среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один

триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась

доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий -

с исключительно низкой).

VI) Сберегательная бумага для населения (СБН)

Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на

всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов

каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам

будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё

один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла

выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было

очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких

условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая

бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по

бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая,

но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь

процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от

инфляции.

3)Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.

1996 г. был чрезвычайно тяжёлым для финансовой системы страны.

Принятый Государственной Думой бюджет на этот период предусматривал высокий

уровень дефицита. А налоговая система была недостаточно приспособлена для

того, чтобы полностью обеспечить налоговые поступления и соответственно

обеспечить финансирование всех тех расходных статей бюджета, которые

рассматривались при принятии Закона.

Кроме того, в политическом плане 1996 г. принёс целый ряд проблем для

формирования доходных источников бюджета.

Выборы Президента, которые затянулись на два тура и окончились только

к началу третьего квартала 1996 г., соответственно повысили стоимость

обслуживания государственного долга и существенно повлияли на возможности

государства привлечь дополнительные средства с рынка ценных бумаг.

Такая ситуация характерна для любой страны, в которой проходят выборы.

Естественно, она характерна и для России, которая не только переживала

выборы Президента, но в стране как бы формировалась та или иная

политическая и экономическая система.

Инвесторы находились в сомнениях. Российские финансы становились более

рискованными, и соответственно повышалась их цена для заёмщика, т.е. для

Министерства финансов Российской Федерации, которое отвечает за

финансирование всего народного хозяйства.

Тем не менее 1996 г. - это год, который позволил накопить совершенно

бесценный опыт работы финансовой системы в экстремальных условиях, работы

без сбоев, обеспечение финансовой системой возможности финансирования

жизненно важных расходов и возможности финансовой системы рефинансировать

свой внутренний долг самостоятельно, не прибегая к каким-то чрезвычайным

мерам или каким-то недостаточно популярным решениям.

В 1996 г. Министерство финансов имело право привлечь на финансирование

дефицита бюджета 57 трлн. руб. за счёт доходов полученных от размещения

государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Остальная часть дефицита

формировалась за счёт средств внешнего рынка.

Внутренний рынок к 1996 г. имел достаточно развитую структуру для

того, чтобы справиться со своими обязательствами. К началу трудной эпохи

существования финансовой системы Министерством финансов был заранее

подготовлен рынок внутреннего долга. Существовали такие виды ценных бумаг,

как: ГКО, которые в основном выполняют функции финансирования кассовых

разрывов по бюджету, т.е. как бы текущего дефицита бюджета. Более длинные

ГКО способны финансировать и дефицит бюджета текущего года. Существовали

среднесрочные бумаги - облигации федерального займа, купон по которым

выплачивается ежеквартально и которые в состоянии финансировать,

безусловно, финансировать дефицит бюджета, годовой и на более длительный

период. Существовали облигации федерального займа, которые рассчитаны на

мелкого инвестора и давали возможность Министерству финансов привлечь

средства населения, т.е. те самые средства, на которые рассчитывают многие

группы потенциальных заёмщиков, включая средства населения, находящиеся в

иностранной валюте, средства населения, находящиеся на депозитах в

сберегательных банках, наконец, средства населения находящиеся в руках,

которые ни в коей мере не участвуют в развитии экономики Российской

Федерации.

Выпущенные в конце1995 г. небольшими сериями, всего на 3 трлн. руб.,

облигации уже в 1996 г. имели достаточную инфраструктуру, достаточную

рекламу, сложившегося инвестора, для того чтобы служить источником средств

для финансирования дефицита бюджета.

Кроме всего прочего, в России существуют институциональные инвесторы,

такие, как страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные банки, для

которых выпускались нерыночные займы, игравшие существенную роль в решении

всех проблем, стоявших перед Россией в 1996 г., и прежде всего в решении

проблемы финансирования компенсации сбережений вкладчикам, которым

исполнилось 80 и более лет.

В России существовали ценные бумаги, выпущенные по всем существующим

нормам и правилам, существовала и система размещения, обслуживания,

погашения этих бумаг. Генеральный агент министерства финансов РФ -

Центральный банк России создал структуру для размещения и обращения бумаг в

фондовом отделе ММВБ.

Созданные технологии для размещения государственных ценных бумаг

сегодня в мировой практике являются наиболее прогрессивными и модель

расчётов по нашим государственным ценным бумагам «поставка против

платежа» безусловно помогла нам несколько снизить расходы по обслуживанию

государственного внутреннего и привлечь дополнительных инвесторов. Даже в

самых развитых странах, где высокий уровень государственного долга, принцип

«поставки против платежа» соблюдается исключительно редко. Организация

такого рынка - дело чрезвычайно дорогое, сложное и требует постоянного

внимания со стороны участников этого рынка. В России такой рынок

существует, рынок полностью технологичен, т.е. на нём могут работать и

работают ценные бумаги, выпущенные в нематериальной форме - в виде записей

на счетах. Нет необходимости печатать ценные бумаги, проверять подлинность

ценных бумаг в специальной лаборатории, абсолютно отсутствует проблема

проверки подлинности ценных бумаг. Записи на счетах и компьютерные

технологии удешевляют работу и делают обращение таких ценных бумаг более

надёжным.

Что касается стратегии и тактики работы на рынке ценных бумаг, то,

планируя заимствования на рынке внутреннего долга, которые должны нам были

дать нам такую отдачу, такой высокий уровень чистого привлечения средств

для финансирования бюджетного дефицита, можно было ожидать, что придётся

столкнуться в различные периоды с самыми различными ситуациями.

В связи с этим была построена стратегия заимствования следующим

образом. Начало года, относительно ещё дальний период от президентских

выборов - удлинение госдолга, выпуск более длинных бумаг, с рынка бралась

относительно небольшая сумма денег, т.е. способствование тому, чтобы рынок

шёл вверх, иначе говоря, чтобы цена заимствования для Министерства финансов

постепенно снижалась. Рынок был подготовлен к сложной ситуации, начавшейся

в марте 1996 г., когда Министерству финансов было поручено Президентом

погасить все задолженности по заработной плате, а в мае ещё и по пенсиям. К

этому периоду были удлинены сроки заимствования, что позволило, в период,

когда надо брать много денег и по достаточно высокой цене, делать эти

заимствования на довольно короткие сроки. Варьируя длинные и короткие

выпуски, Министерство финансов сумело обеспечить финансирование всех

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.