рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственная поддержка инвестиционной деятельности

РФ от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»,

ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают

также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной

деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности,

регулируются международными соглашениями и договорами общего характера

(например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с

международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В

настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях

с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление

законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства

применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана

Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и

международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего,

на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря

на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски

явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом,

правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания

вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является

невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается де-факто с

приоритетным использованием государственными структурами всяческих

инструкций, противоречащих законам.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов

недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют

неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной

палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное

взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,

совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь

наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков

необходима деятельность государственных органов. В первую очередь

необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого

является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно

отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить

контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае

инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой

среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для

разумной оценки правовых рисков.

1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне

и уровне субъектов Федерации

Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе

рыночных реформ в российской экономике, является регулирование

взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной

сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их

социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в

регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать

региональную инвестиционную политику.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы

регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание

благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

. Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и

использования амортизационных отчислений;

. Установления специальных налоговых режимов;

. Защиты интересов инвесторов;

. Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий

пользования землей и другими природными ресурсами;

. Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников

финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально

- культурного назначения;

. Создания и развития сети информационно - аналитических центов,

осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;

. Принятия антимонопольных мер;

. Расширения возможностей использования залогов при осуществлении

кредитования;

. Развития финансового лизинга;

. Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

. Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут

осуществлять прямое участие, путем:

. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;

. Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;

. Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по

инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность

мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью

обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.

Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем

взаимодействия государственных органов управления федерального и

территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В

принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,

Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными

актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а

также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере

наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в

стране.

Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-

государственные и административно-территориальные образования, которые

согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с

Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство

субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю

национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема

инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в

финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для

административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -

соответственно 85 и 70 %.

Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет

региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам

привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых

примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,

жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные

для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие

инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как

правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта

строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто

используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой

остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и

подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется

принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные

механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы

создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,

вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и

другие экономические методы стимулирования инвестиций .

Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом

регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом

третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным

инструментом его инвестиционной политики остается федеральная

инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому

принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их

территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне

низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются

по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты

территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на

индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами

центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не

преднаначены для инвестиционных целей.

Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления

различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет

расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов

политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от

03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют

разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего

времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и

субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные

экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.

Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных

органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и

должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.

Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных

иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения

финансовую базу.

Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой

характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных

трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный

характер.

В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов

из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди

функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -

бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление

структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной

экономики.

Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов

должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по

единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных

органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли

бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных

источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,

необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий

для успешного осуществления инвестиционной деятельности.

В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,

поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую

экономическую отдачу.

Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией

развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и

развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику

региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное

вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития

и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики

регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения

проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и

соответствующим стратегии региона.

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации

2.1.Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов

Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов,

влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона.

Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов,

определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки применяют так

называемые выходные параметры инвестиционного климата - приток и отток

капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные

параметры:

. природные ресурсы и состояние экологии;

. качество рабочей силы;

. уровень безработицы;

. уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

. политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения

форс-мажорных обстоятельств;

. состояние бюджета, платежный баланс и долг ОГВ и МСУ региона;

. качество государственного управления, политика центральных и местных

властей;

. законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни;

. уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;

. защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

. обязательность партнеров при исполнении контрактов;

. качество банковской системы и других финансовых институтов;

. доступность кредитования;

. административные, технические, информационные и другие барьеры входа на

рынок, уровень монополизма в экономике.

Согласно проведенному опросу журналом «Эксперт»[39], выделяют следующие

группы факторов, от которых зависит легкость и удобство привлечения

инвестиций:

. Макрофакторы - экономическая и политическая стабильность;

. Государственная политика;

. Законодательство и его соблюдение;

. Уровень развития инфраструктуры;

. Внутрифирменные факторы.

Прежде чем давать полное представление об инвестиционном климате

региона, мы должны рассмотреть инвестиционный климат в стране в целом.

В течение 90-х годов российская экономика претерпевала значительные

перемены, которые были обусловлены различного рода причинами, в т.ч.

политическими. Одним из самых значительных и переломных моментов в

экономике страны был кризис 1998 года., который был связан с тяжестью

перехода от планово-социалистической экономики к рыночной. К моменту начала

реформ ситуация выглядела следующим образом:1

К 1991 г. ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 13 %, при

росте потребительских цен в 2 раза. В стране существовала карточная

система, одна из основных отраслей экономики – ВПК переживает спад и

производство становится нерентабельным. С каждым годом экономика все больше

усугубляется кризисной ситуацией, среди факторов такой ситуации можно

выделить:

o Устойчивый бюджетный дефицит, пирамида ГКО, нехватка денежных ресурсов.

o Слабость самого государства, несогласованность принимаемых решений,

невыполнение договоренностей с МВФ.

o Проблемы реального сектора экономики. Продолжается переход от плановой

экономики к рыночной в искаженной форме. Рубль продолжает падать,

наблюдается инфляция.

Все это создает предпосылки для экономического кризиса.

К 1996г. в преддверии президентских выборов, несмотря на сложную

экономическую обстановку, законотворчество в стране продолжается,

принимаются следующие важные нормативные акты:

Указы президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ

президента РФ от 17.09.94г. №1928 «О частных инвестициях в РФ». 20.01.96.г.

№ 70., «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные

участки под объектами недвижимости в сельской местности» 14.02.96.г. №198.,

«О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 01.04.96.г.

№443.

Правительство РФ принимает «Положение о порядке установления границ

землепользования в застройке городов и других поселений» 02.02.96.г. № 105,

«Положение о совершенствовании информационного обеспечения потенциальных

инвесторов» 02.02.96.г. № 80.

Это далеко не полный перечень документов, которые должны были

урегулировать отношения между субъектами инвестиционной деятельности.

1997 год давал ощущение подъема, но нужно отметить промедление в

принятии решений по реструктуризации внешних и внутренних долгов,

нерасторопность в бюджетной и кредитно-денежной политике, неблагоприятные

внешние факторы.

Одним из самых переломных моментов в экономике страны стал август

1998г. Этот период характеризуется кризисом банковской системы,

инфляцией, возникают проблемы с урегулированием российского внешнего долга.

Заморожены ГКО, снижаются цены на обязательства государства, наблюдается

девальвация рубля, граждане стремятся забрать свои вклады. Повышаются цены

и тарифы.

В 1998г. инфляция составляет 84, 4 %. Были сокращены расходы бюджета,

доля дефицита бюджета во ВВП составила 4, 7%. Инвестиционная активность

вследствие отказа от обязательств находится в «точке замерзания». Из-за

нехватки оборотных средств и бюджетного дефицита предприятия охватил, так

называемый, инвестиционный голод. Экономисты отмечают системный кризис в

экономике.

В период кризиса мы переживаем постоянные смены Правительства, каждое

из которых стремится создать условия и принять меры по стабилизации

экономики. Финансовый кризис разразился как дополнение к экономическому. За

июнь-июль шестикратно взлетает ставка рефинансирования, за день сокращаются

резервы ЦБ на 1млрд$. Правительство предлагает ужесточить фискальную

политику, чтобы остановить давление на рубль. В столь сложной ситуации

Правительство Кириенко предлагает следующие антикризисные меры: создание

профицита бюджета в размере 2%, для этого предлагается не только уменьшить

расходы, но и развивать промышленность. Российский хаос в экономической и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.