Формирование и перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования строительства в условиях транзитивной экономики
государственные институты [122, с.55].
Формирование системы ипотечного кредитования и ее функционирование
требуют поддержки со стороны государства. В развитых странах создана
необходимая законодательная база, четко работают государственные органы,
регистрирующие сделки с недвижимостью, специализированные институты,
созданные при поддержке государства, проводят операции с ценными бумагами
ипотечных банков и таким образом косвенно регулируют их деятельность.
К таким специальным организациям относятся Касса ипотечного
рефинансирования во Франции, Федеральная национальная ассоциация по
ипотечному кредитованию в США (FNMA или Fannie Мае). FNMA была учреждена
директивой Президента США в 1938г. с целью воздействия на увеличение
потребительской способности населения. Для снижения зависимости от
финансирования федеральным правительством часть акций FNMA была передана
частным организациям, заинтересованным в развитии жилищного сектора и
жилищного финансирования. В задачи FNMA входили операции на вторичном
рынке, функции поддержки ипотечных кредитов, финансируемых правительством.
Кроме того, FNMA была обязана приобретать ипотечные кредиты на вторичном
рынке по определенным ценам с контролируемыми размерами комиссионных. В
настоящее время FNMA является компанией со 100%-ным частным капиталом, но
государство осуществляет контроль за ее деятельностью через Министерство
жилья и городского развития. В инвестиционном портфеле FNMA находятся
ипотечные кредиты на сумму более 100 млрд долл., а объем непогашенных
ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, составляет более 250 млрд долл. и
помогает финансировать задолженность по ипотеке примерно на сумму 365 млрд
долл. [125, с.54]. Более того, FNMA способствует развитию вторичного рынка
ипотечных кредитов просто своим пребыванием на этом рынке. Доверие
первичных кредиторов поддерживается уверенностью в том, что в случае
необходимости FNMA приобретет ипотечные*кредиты.
Изложенные выше схемы представляют интерес в качестве теории,
применение которой возможно на следующем этапе развития рынка недвижимости
и рынка ценных бумаг, однако это не означает, что формирование системы
ипотечного кредитования в настоящий момент в России невозможно. Ипотечные
отношения получили развития и в странах, где наблюдаются экономические
процессы, схожие с имеющими место в России [44, с.161].
2. МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Современное состояние жилищной проблемы России и анализ
методов программного решения
Российская система жилищного финансирования в дореформенный период
соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в
централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства
государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в
очереди на улучшение жилищных условий. В 1987 году доля государственных
капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80%, а
средства населения - лишь 14,6% (включая средства индивидуальных
застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).
К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм,
предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной
проблемы. Свободный рынок жилья практически отсутствовал, долгосрочные
кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме
финансирования жилья и предоставлялись в основном индивидуальным
застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство
нового, а не на покупку готового жилья.
За период реформ 1990 - 1998 годов в сфере жилищного финансирования
произошли серьезные изменения. Влияние рыночных методов жилищного
строительства на формирование рынка жилья показано в табл.4 [114, с. 18].
[pic]
Как видно из приведенных в таол.4 данных, начальная ступень рыночных
отношении -не обеспечила улучшение дел в жилищной сфере, а, наоборот, во
многом усилила кризисные явления. Так, объем ввода нового жилья уменьшился
в 1997г. по сравнению с 1990г. почти вдвое, что незамедлительно привело к
заметному ухудшению дел в строительном секторе, убыточности многих
строительных предприятий. При средней обеспеченности жильем 18,8м2 / чел.
(значение данного показателя близко к странам со средними доходами
населения) в ряде регионов этот показатель составляет от 8,7 до 15,9м2 /
чел. Такое положение дел оставалось практически неизменным и в 1998г.
Однако в 1999г. в ряде регионов произошел коренной перелом в
существующей ранее тенденции постоянного снижения объемов вводимого новым
строительством жилья. Кроме того, впервые за годы реформ в строительной
отрасли приостановлено снижение инвестиций в основной капитал и подрядные
работы. Так, инвестиции в основной капитал в 1999г. составили 598,7 млрд
руб. (101% к 1998г.), а выполненный объем подрядных работ - 314,5 млрд руб.
(105,4%). Организациями и предприятиями всех форм собственности построено
32 млн м2 жилья (104,3%). При этом продолжался рост жилищного строительства
на средства индивидуальных застройщиков. По сравнению с 1998г. этот
показатель вырос на 14,6%.
Ввод жилья превысил уровень 1998г. в 43 субъектах Федерации. Наибольшие
объемы жилищного строительства наблюдались в Самарской (478 тыс.м2),
Белгородской (785 тыс.м2) областях, Санкт-Петербурге (1,1 млн.м2),
Башкортостане (1,5 млн.м2) и конечно в Москве (3,4 млн.м2) и Московской
области (2,7 млн.м2). Однако наряду с этим во многих регионах ввод жилья не
только не растет, но и сокращается. Это касается, например, республик
Карачаево-Черкесской (62%) и Марий Эл (63%), Удмуртской (88%), Читинской
(62%) областей. Подобное положение характерно и для Новосибирской области,
где показатель ввода жилья в 1999г. составил 54% от аналогичного в 1998г.
[6, с.29].
Недостаточное финансирование из федерального бюджета привело к тому,
что из предусмотренных к вводу в эксплуатацию производственных и социальных
объектов строительство на каждом четвертом не осуществлялось, а техническая
готовность большинства из этих строек не превышает 50%.
В текущем году планируется привлечь инвестиций в строительные отрасли в
размере 685-700 млрд руб. При этом государственные средства предусмотрены в
размере 13,3 млрд руб. Предполагается, что жилищное строительство в целом
по стране в текущем году возрастет как минимум на 1 млн м2 [Там же].
Однако несмотря на наметившуюся в минувшем году в ряде регионов
тенденцию роста объемов жилищного строительства, структура и качество жилья
в общей массе продолжают оставаться низкими. Так, в большинстве случаев
вновь вводимое жилье сооружается на основе технических и архитектурно-
планировочных решений, сложившихся в 70-80-е годы и во многом морально
устаревших К тому же в строительстве и при эксплуатации жилья используют
устаревшие технологии, материалы, а они энерго- и материалоемки. Особенно
это касается жилья, предназначенного для предоставления малообеспеченным и
социально незащищенным слоям населения на бесплатной основе или посредством
частичной оплаты.
В настоящее же время в целом по стране в неблагоустроенных квартирах
проживает 40 млн чел., поскольку жилой фонд России, составляющий на начало
1998г. 27 млрд м2 общей площади, включает более 30 млн м (1,3%) жилья в
ветхих и аварийных строениях
Свыше 60% населения проживает в одно- и двухкомнатных квартирах
плотностью около 1,3 чел. на комнату при отсутствии, как правило, общей
комнаты без спальных мест. В коммунальных квартирах продолжает проживать
2,9 млн чел. (2% населения), в общежитиях 5,8 млн чел. (4%). С 1990 по
1996г. предоставление бесплатного социального жилья сократилось в 2,6 раза
и получить его могут менее 500 тыс. семей в год, тогда как число граждан,
имеющих зарегистрированное право на такое жилье, т. е. находящихся в
очереди, превысило 8 млн чел. Ныне ежегодно жилье получает только 6%
очередников, что в 2,5 раза меньше, чем в 1990г.
Бюджетные расходы на строительство жилья (4% ВНП) выше, чем во многих
зарубежных странах, а по отношению к величине бюджетного дефицита
составляют 60% [95, с.18].
Опасной становится тенденция роста стоимости строительства, делающая
вновь возводимое жилье все менее доступным для населения и вызывающая
сокращение спроса, а следовательно, и объема производства В конечном итоге
это создает кризис системного характера, при котором происходит неуклонное
сжатие спроса на жилье и падение производства, заметно усилившееся в
условиях ухудшения макроэкономической ситуации и очередного резкого падения
жизненного уровня населения после известных решений в августе 1998г.
Сложившаяся проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение
и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства.
Задача полного обеспечения населения жильем была актуальна во все
времена. Общая динамика решения жилищной проблемы обуславливается единством
проявления обще) осударственного, коллективного и личного интереса в данной
сфере. Государством предпринималось уже достаточно большое количество
попыток по решению данной проблемы.
Первая программа крупномасштабного решения жилищной проблемы была
рассчитана на 1955-1965гг Реализация этой программы обеспечила рост
жилищного строительства в 1,9 раза, увеличение его объемов до 54,9 млн м в
год. В результате были улучшены жилищные условия миллионов людей.
Достигнутое снижение остроты жилищной проблемы позволило больше внимания
уделять качеству жилищных условий.
К 1985г. средняя обеспеченность жильем в расчете на 1 чел. составила
14,6 м2, увеличившись против 1970г. в 2 раза. При этом семьи проживали в
основном в отдельных квартирах (до 1961г. преобладало покомнатное
расселение в коммунальных квартирах) [114, с.10].
Вторая жилищная программа была рассчитана на период с 1985 по 2000г. В
ней предусматривалось обеспечение каждой семьи отдельной современной
квартирой или индивидуальным домом. Кроме того, в этой программе в качестве
решения важной социальной задачи намечалась ликвидации имевшегося резкого
различия в уровнях жилищной обеспеченности и качества жилья, прежде всего в
региональном разрезе.
Масштабность задач и новые экономические реалии заставили разработчиков
программы предусмотреть в ней проведение более совершенной инвестиционной
политики и систему финансирования жилищного строительства. Наряду с
сохранением приоритета государственных капитальных вложений значительное
развитие получили проекты по возведению за счет средств населения
кооперативных жилых домов и индивидуальных жилищных строений, особенно в
сельской местности, поселках, малых и средних городах. Для этого была
предусмотрена дифференциация финансово-экономических льгот для различных
категорий семей, а также все более широкое использование средств
предприятий и населения. В период реализации данной программы были
достигнуты максимальные объемы ввода жилья в России: в 1986г. - 66, 2 млн
м2; в 1987г. - 72,8; в 1988г. - 72,3; в 1989г. -70,4м2 [114, с.П].
В 1990г. реализация указанной программы была приостановлена в связи с
сокращением доли государственного участия в жилищном строительстве и
внедрением в этот процесс рыночных механизмов. Указанный год фактически
стал рубежом, когда начался переход к следующему этапу.
Третья национальная жилищная программа получила название «Жилище» и
была рассчитана на десятилетие - с 1990 по 2000г. Ее реализация началась в
условиях неразвитости рыночных отношений и поспешного отказа от
государственного участия в финансировании жилищного строительства,
недооценки жилищного сектора в осуществлении общих структурных изменений и,
как следствие, начавшегося в начале 90-х годов кризиса в жилищной сфере,
что выразилось в следующем:
• произошло резкое снижение объемов ежегодного жилищного строительства;
• выросли цены на строительную продукцию;
• капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали
недостаточными;
• снизились темпы предоставления жилья гражданам;
• упала платежеспособность населения;
• сократились возможности приобретения жилья или ведения
индивидуального жилищного строительства.
По данным за 10 месяцев 1993г., доля внебюджетных инвестиций в
строительство жилья составляла свыше 45% общего объема капитальных
вложений, направляемых на эти цели, в том числе средства населения - около
19%. В основу программы «Жилище» была положена переориентация в жилищном
строительстве с преобладания бюджетных средств государства на
преимущественную долю средств населения и частных юридических лиц. В этих
целях предусматривалась активная мобилизация средств для жилищного
строительства путем выпуска жилищных векселей и иных ценных бумаг,
проведения аукционов ит.д. Это привело к тому, что в 1992г. объем
централизованных капитальных вложений в жилищное гражданское строительство
составил 358,5 млрд руб. и снизился по сравнению с 1991г. на 29% (в
сопоставимых ценах) Предприятиями всех форм собственности на жилищное
строительство в 1992г. израсходовано 530 млрд руб., или 70% к объему 1991г.
[33, с.8].
Уже в первые годы реализации программы в условиях бюджетного дефицита на
большей части страны наблюдалось свертывание строительства жилья. В 1992г.
на 75 из 77 территорий России объемы жилищного строительства снизились
против 1991г., в том числе на 26 территориях - более чем на треть, а на
четырех - более чем наполовину. В целом по России за счет всех источников
финансирования в 1992г. было введено 37,9 млн.м2 жилья, что составило 79% к
1991г. Не улучшилось положение дел и в 1993г. За девять месяцев 1993г. было
введено 18,8 млн.м2 жилья, в том числе государственными предприятиями и
организациями - 10 млн.м2, жилищно-строительными кооперативами - 1,1,
индивидуальными застройщиками - 2,4 млн.м , что составило по отношению к
аналогичному периоду 1992г. соответственно 100,2; 93,2; 90,1 и 113,1% [Там
же].
Таким образом, механизмы, предусмотренные для реализации программы
«Жилище», не обеспечили в необходимой мере решение жилищных проблем. Между
тем в ходе проведения данной программы формировались изменения, необходимые
для создания рынка жилья и перехода жилищной сферы на рыночные принципы.
Были изменены:
• структура жилищного фонда по формам собственности; •
• структура жилищного строительства по источникам финансирования, а
также, в определенной мере, по типам зданий и технологиям их возведения.
Данные о развитии рынка жилья за годы рыночных реформ в Москве, Санкт-
Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери, Новгороде Великом приведены в табл.5.
[pic]
Приведенные в табл.5 показатели, с одной стороны, впечатляют, особенно
темпы приватизации в жилищной сфере, а с другой - красноречиво представляют
фон, на котором происходит становление российского ипотечного рынка:
проведенная в нашей стране бесплатная приватизация жилья, тем более в такие
чрезвычайно короткие по меркам экономического развития сроки, не
сформировала по большому счету класс собственников вообще, а уж тем более
класс эффективных собственников. Поэтому сложившаяся на сегодня в России
социально-экномическая ситуация менее предпочтительна для запуска ипотечных
программ, чем ситуация, эволюционно сложившаяся в США (табл.6).
[pic]
Однако она также отнюдь не такая уж благоприятная и вовсе не идентична
ситуации, имевшей место в США в 30-е годы, на которую любят ссылаться как
сами американцы, продвигая в нашей стране свои проекты (ипотечные схемы),
так и российские авторы предложений по внедрению у нас заокеанской модели
ипотеки.
Вместе с тем приведенные в табл.6 данные свидетельствуют о том, что
ипотечное жилищное кредитование в США развивалось в течение очень
длительного времени, поэтому и класс заемщиков ипотечных кредитов
формировался исходя из приоритета в отношении института собственников в
жилищной сфере, опирающегося на столетние традиции.
В России же опыт формирования слоя собственников жилья (прежде всего в
многоквартирных домах) насчитывает менее десяти лет. Кроме того, у
российского собственника квартиры весьма гипертрофированное отношение к
недвижимости, находящейся в его собственности. Например, все достаточно
быстро усвоили, что собственник имеет право распоряжаться своей квартирой,
т. е. отчуждать ее (на практике это наиболее часто происходит через куплю-
продажу квартир, благодаря чему и сформировался вторичный рынок жилья во
всероссийском масштабе). В то же самое время российский собственник
квартиры в подавляющем своем большинстве не способен и не хочет нести бремя
расходов и ответственности, которое на него ложится в связи с обладанием
объектом недвижимости.
Общее учение о праве собственности в гражданском обществе гласит, что
принадлежащее собственнику имущество для него не только благо, но и
соответствующее бремя. Норма о бремени содержания имущества собственником
закреплена в ст.210 ГК РФ (рис.2.1.1.).
[pic]
В настоящее время существует низкая эффективность деятельности структур
по управлению жилищным фондом, однако домовладельцы, т.е. собственники
квартир, не стремятся сформировать в домах, где проживают сами,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|