рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)

В марте 1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет

иностранным инвесторам гарантии от национализации и экспроприации капиталов

и имущества. Если государство сочтет необходимым осуществить изъятие

имущества инвесторов в оборонных целях или ради сохранения жизни и здоровья

граждан, владельцам предоставляется срочная адекватная компенсация.

Вводится также в действие «Перечень, приоритетных отраслей, видов

деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с

соответствующим льготным режимом», в том числе в сфере налогообложения,

который может сыграть роль нового инструмента государственного

регулирования притока инвестиций из-за рубежа.

Одним из важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных

условий для иностранных инвесторов является сосредоточение нормотворческих

усилий в области стандартизации в соответствии с международными нормами

российской системы бухгалтерского учета и аудита.

Закон об иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется

«Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон

предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии :

. гарантию от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий

государственных органов и их должностных лиц,

. гарантию перевода платежей, связанных с инвестициями, за границу,

. гарантию использования платежей в российской валюте на территории

России.

В свое время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании

международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от

некоммерческих рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда

российских и зарубежных организаций по созданию Международного агентства по

страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. Для

российской правовой системы понятие «инвестор» является достаточно новым.

При этом ни в Гражданском кодексе, ни в иных федеральных законах

особенностей правового положения инвестора не установлено. Собственно

российское законодательство об иностранных инвестициях достаточно

противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего гражданского

законодательства и специального, регулирующего иностранные инвестиции.

В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает

необходимость усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О

внесении изменений и дополнений в закон «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривается

распространить его действие на все хозяйствующие субъекты, функционирующие

на товарных рынках РФ. Следовательно, он будет распространятся и на

операции иностранных фирм, в том числе на операции по приобретению

предприятий. Антимонопольное регулирование, являясь одной из форм

государственного контроля за деятельностью иностранных инвесторов, не

должно допускать нарушения конкуренции и замены национального монополизма

иностранным.

Российский закон о конкуренции и ограничении монополистической

деятельности предусматривает как предварительный контроль над созданием

крупных экономических образований, которые могут занять доминирующее

положение на рынке, так и особые требования в отношении их деятельности,

т.е. в данном случае имеется известное сочетание контроля над структурой

рынка и контроля поведения на рынке.

В развитие предусмотренных в Законе «Об иностранных инвестициях в

РСФСР» гарантиях иностранным инвесторам в 1992 году Правительство России

приняло постановление № 395 «О заключении соглашения между Правительством

Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и

взаимной защите капиталовложений», в котором содержится новый типовой

проект соглашения. На его основе были подписаны соответствующие договоры с

США, Португалией и другими странами. К началу 1995 года Россия имела

соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с 27 странами.

Важным принципиальным следствием заключения Россией Соглашения о

взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций, а также ее участия в

Вашингтонской и Сеульской Конвенциях является ее отход от поддерживающейся

ранее Советским Союзом установки соблюдения строгого иммунитета государства

от рассмотрения его имущественных споров с иностранными частными лицами.

В соглашениях о взаимной защите и поощрения иностранных инвестиций

обычно устанавливается порядок регулирования инвестиционных споров между

принимающим государством и иностранным инвестором. Этот порядок

регулируется также подготовленной Всемирным банком Вашингтонской конвенцией

1965 года «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и

иностранными лицами», согласно которой был создан Международный центр по

урегулированию инвестиционных споров между государствами и лицами из других

государств (ICSID). В конвенции участвуют свыше 100 государств, включая

Россию.

Предприятия с иностранными инвестициями приобретают возрастающее

значение в экономике России. Так, с 1990 по 1996 г. число

зарегистрированных предприятий увеличилось с 1535 до 11189, а действующих -

с 620 до 8422.[10]

Таким образом можно сделать следующие выводы:

. инвестиционный процесс, в целом, и прямые иностранные инвестиции, в

частности, играют важную роль в мировой экономике;

. иностранные инвестиции и отношения возникающие с ними, находят свое

отражение в деятельности таких международных институтов как ООН,

ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и других.

. в настоящее время основной тенденцией трансферта капитала является

увеличение притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны и

страны с переходной экономикой при одновременном уменьшении их

притока в развитые страны

. другой тенденцией трансферта капитала является то, что в странах с

переходной экономикой и, в частности, в России принимаются меры с

целью большей либерализации экономики, доказательством чего могут

служить меры по пересмотру законов и нормативных актов, касающихся

иностранных инвестиций, по устранению препятствий на пути свободного

функционирования субъектов инвестиционной деятельности.

II. Участие КБ «Центр-Инвест» по реализации процедуры заимствования средств

на зарубежных финансовых рынках

1. Экономико-правовые условия создания и деятельности предприятий с

иностранными инвестициями

В экономических понятиях СНГ не существует однозначного

терминологического единства «предприятие с иностранными инвестициями». В

различных нормативных документах можно встретить такие определения, как

«смешанное общество», «совместное предприятие», «совместная компания»,

«предприятие с иностранными инвестициями» и др. Это связано как с правовыми

так и экономическими аспектами проблемы.

В Государственный реестр за период с января 1991 года по сентябрь 1997

года внесено около 23 тысяч коммерческих организаций с иностранными

инвестициями[11].

Как считают эксперты, актуальной проблемой остается привлечение

инвестиций в экономику Ростовской области. В 1997 году в совместные и

иностранные предприятия действующие на территории области, иностранными

партнерами внесено 17,8 млн. $ и 43,0 млрд. рублей инвестиций. 34 %

долларовых поступлений составили прямые инвестиции иностранных партнеров

(взносы в уставный фонд и кредиты) и 66 % - прочие инвестиции (торговые и

прочие кредиты). В объеме рублевых вкладов на долю прямых инвестиций

приходится 100 %. Объем поступивших в истекшем периоде валютных инвестиций

распределился в разрезе отраслей экономики между совместными предприятиями:

связи (услуги сотовой связи) - 58 %, промышленными - 34% и торговыми

предприятиями - 8 %. Инвестиции в промышленной сфере разделились следующим

образом: пищевая промышленность (производство безалкогольных напитков) - 24

% от общего объема поступлений, легкая промышленность (пошив верхней

одежды)- 9 %, металлообработка (ремонт автомобилей) - 1 %. По рублевым

вкладам преобладали инвестиции в СП торговли и общепита - 78 %. По

сравнению с 1996 годом приток долларовых инвестиций в экономику области в

целом сократился в 1.5 раза, в том числе в пищевую промышленность- в 5 раз.

Однако без наиболее капиталоемкого в 1996 году проекта «Кока-Кола Ботлерс»

долларовые поступления в 1997 году увеличились в 2,6 раза. Вклады в

развитие легкой промышленности возросли в 4,4 раза, связи - 3.5 раза.

Соответственно возросли рублевые инвестиции (в21.7 раза) в связи с

созданием в нашей области агроиндустриальной корпорации, осуществляющей

экспорт сельхозпродукции. В уставный фонд корпорации швейцарскими

партнерами внесено 33.2 млрд. рублей (часть из них- в виде оборудования),

что составило 77 % всех рублевых поступлений. Основными инвесторами

выступают предпринимательские круги из стран дальнего зарубежья. Ведущими

странами-инвесторами, кроме Швейцарии (77 % рублевых вкладов), явились:

США, Турция, Люксембург (36 %, 25 % и 21 % долларовых вкладов).[12]

Новые формы промышленного сотрудничества отличаются характерными

особенностями, которые предопределяют организационно-правовую форму

субъекта бизнеса в виде совместного предприятия.

Организация предприятий с иностранными инвестициями определяется

условиями, определенных законами и другими подзаконными актами

национального законодательства стран СНГ. Законодательство предоставляет

предприятиям с иностранными инвестициями осуществлять свою деятельность на

принципах равенства сторон в гражданском обороте: право иметь

самостоятельный баланс и действовать на основе полного хозяйственного

расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Необходимым условием

деятельности предприятия с иностранными инвестициями является его валютная

самоокупаемость.

Иностранный участник при ликвидации предприятия с иностранными

инвестициями или выбытии из него имеет право на возврат своего вклада в

денежной или товарной форме по остаточной стоимости этого вклада на момент

ликвидации предприятия.

Размер долей участников предприятия с иностранными инвестициями в

уставном капитале определяется учредительными документами. Доля сторон в

уставном капитале не регламентируется. Но в то же время законом или уставом

общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной

стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному

акционеру. Оценка вкладов участников в уставной капитал по договоренности

между ними осуществляется в национальной валюте.

Предприятие с иностранными инвестициями может пользоваться кредитными

средствами, получаемыми на коммерческих условиях на рынке ссудного

капитала. Денежные средства предприятия с иностранными инвестициями с

участием фирм из стран СНГ, зачисляются на их рублевый или валютный счета

соответственно в уполномоченных банках и расходуются на цели, связанные с

его деятельностью предприятия. Предприятию с иностранными инвестициями

начисляются проценты по суммам средств, числящихся на его счетах.

Следует отметить, что регистрация предприятий с иностранными

инвестициями - дело дорогостоящее. Пока что создание предприятий с участием

иностранного капитала представляет собой сложный бюрократический процесс.

На каждом последующем этапе регистрации и прохождения документов каждая

государственная структура устанавливает и требует свой, часто надуманный,

перечень документов.

Поэтому привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику будет

способствовать совершенствование регистрации предприятий с иностранными

инвестициями и те новые меры, которые предусмотрены Указом Президента РФ

«Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей

на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994г. №1482 и «Положением о

порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности».

Субъектами привлечения иностранных инвестиций могут быть любые

заинтересованные в этом организации. Зачастую это региональные

инвестиционные управления, а также инвестиционные коммерческие банки. Кроме

этого основными субъектами иностранных инвестиций являются предприятия

малого бизнеса, которые нуждаются в капитальной поддержке со стороны других

государств.

Рост объемов привлекаемых средств предполагается за счет кредитов

коммерческих банков, эмиссии ценных бумаг, иностранных инвестиций. Защита

привлекаемых кредитов будет обеспечиваться системой гарантий предприятий

обслуживающих инфраструктуру иностранных инвестиций, а также коммерческими

банками.

Задачи по защите иностранных инвестиций возложены также на

Государственную инвестиционную корпорацию, имеющую уставный капитал 1 млрд.

долларов, но гарантами иностранных инвестиций в регионах могут стать и

коммерческие банки, т.к. фактором, способствующим защите предприятий с

иностранными инвестициями, являются и залоговые операции. Они

регламентируются в Росии Законом «О залоге» от 29.05.92. Являясь способом

обеспечения обяза-тельств должника кредитору-залогодержателю, залог

выступает в качестве гарантии возвратности кредитов (ссуд), уменьшает

степень финансового риска, связанного с кредитованием инвестиционных

проектов в условиях инфляции и политической нестабильности.

Опыт прошлых лет показывает, что экономика Росии систематически

сталкивается с недостатком средств для финансирования капитальных вложений

как в корпоративном, так и в государственном секторах экономики, что

определяло их ежегодный спад. Реализация Бюджета развития экономики создает

предпосылки устранения этого недостатка путем создания гарантированного

государством спроса на долгосрочные кредиты, что качественно понижает риск

для кредиторов. Покрытие этого спроса определяется возможностями банков,

которые в первую очередь зависят от двух факторов: трансформации накоплений

в инвестиции (прирост денег на счетах, депозит) и объема заимствований

государства на внутреннем рынке для покрытия государственного долга.

2.2. Деятельность банка «Центр-Инвест»

2.2.1. История создания и структура банка

Акционерный коммерческий банк "Центр-Инвест" учрежден 26 ноября 1992

года первыми акционерными обществами,созданными в ходе приватизации в

Ростовской области. Банк специализируется на разработке и внедрении новых

банковских технологий обслуживания акционерных обществ в привлтизации и

постприватизационного развития. Учредители банка:

АО "Сулинский металлургический завод";

АО "Сантарм";

АО Торговая фирма "РостовЦУМ";

АО"Электросвязь";

Инвестиционно-финансовая компания "Ростов-Инвест";

В дальнейшем в число учредителей вошли:

АО "Ростовгоргаз";

АО "Ростовречфлот";

АО "Новочеркасский станкозавод";

АО "Ростовобувь";

СКЦ стандартизации и метрологии.

Председатель правления банка

Кредитный Аналитический Юридический

отдел отдел отдел

Отдел валютных операций Отдел ценных бумаг

Инвестиционное

управление

И другие подразделения банка

Рис. 2.1. Схема структуры банка

19 января 1993 года была произведена регистрация проспекта эмиссии

первого выпуска акций банка. 26 января банк получил лицензии на совершение

банковских операций в Центральном Банке России.Фактическая деятельность

банка началась 1 февраля 1993 года. В марте банк начал работу с

населением по привлечению денежных вкладов. В мае банк приступил к

реализации проекта социальной защиты "Каждый ребенок должен стать

акционером и миллионером". Сущность программы заключалось в том, что

дивиденды по привилегированным акциям банка "Центр-Инвест", приобретенными

родителями зачисляются на депозитный счет ребенка. По таким счетам

начисляется более высокий сложный процент. В это же время началась

реализация программы "Защита пенсии от инфляции". Для пенсионеров была

разработана система индексации и начисления сложных процентов, которая

сделала возможным накопление денежных средств для этой категории клиентов

банка.

В августе 1993 года был открыт первый вкладной пункт. С декабря 1993

по май 1994 было зарегистрировано четыре филиала: два в Ростове- на-Дону, в

Новочеркасске и в Батайске.

В мае 1994 года произошел выпуск в обращение первого расчетного

векселя. В условиях кризиса неплатежей специалисты банка "Центр- Инвест"

предложили несколько вариантов использования вексельного обращения. Клиент

банка "Центр-Инвест" получает кредит для расчетов с поставщиками на

льготных условиях. Кредит выдается в форме простого финансового векселя

банка. Вексель используется для погашения задолженности в расчетах с

поставщиками и их партнерами дальше по цепочке. Первый кредит векселем был

выдан банком "Центр- Инвест" одному из своих акционеров - заводу "Сулин".

Центральным звеном реформ в России стала приватизация. Банк "Центр-

Инвест" первым предложил своим клиентам услуги, которые позволили:

- накопить средства для участия в приватизации;

- получить кредиты для покупки объектов приватизации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.