Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов
Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов
Министерство образования Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского Государственного университета
юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО
ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ
ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО
ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ
Выполнил: студентка 5 курса
гр. ЮЗ-982
Пушкина М.М.
Проверил: ____________________
г.Новокузнецк – 2003 г.
План:
Введение 3
1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке
надзора; основания к опротестованию и пересмотру 4
2. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в
порядке надзора 10
3. Процессуальный порядок рассмотрения протестов 24
Заключение 29
Использованная литература 31
Введение
В период с 1991 по 2003 г. в России приняты принципиально новые
законы: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (первая, вторая, третья
части), Арбитражный процессуальный кодекс, Закон о статусе судей и др. В
связи с этим возникла объективная необходимость приведения в соответствие с
ними гражданского процессуального законодательства. В ГПК РСФСР 1964г. за
три десятилетия внесено множество изменений и дополнений, которые, однако,
не меняли содержания принципов процессуального права и его основных
институтов. Гражданско-процессуальный кодекс РФ принят взамен кодекса 1964
г. и в большей мере призван отвечать современным экономическим,
политическим, общественным условиям России.
Значительное число проблем возникало при определении правил надзорного
производства. Сохранение института надзора в ГПК РФ объясняется рядом
обстоятельств, в частности низким качеством рассмотрения и разрешения дел
нижестоящими судами, большим количеством судебных ошибок, допускаемых при
рассмотрении и разрешении гражданских дел, необходимостью обеспечения
единства судебной практики. Сохранение института надзора вызвано еще и тем,
что Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов и дает
разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ). Исходя
из этого, сохранена глава о пересмотре вступивших в законную силу судебных
постановлений, но в нее внесен целый ряд принципиально новых изменений и
дополнений, касающихся действия принципов состязательности и
диспозитивности.
Право надзорного опротестования судебных постановлений является правом
на возбуждение деятельности суда надзорной инстанции по проверке
вступившего в законную силу судебного решения. Надзорное производство
является экстраординарной (исключительной) стадией гражданского процесса.
1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке
надзора; основания к опротестованию и пересмотру
Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений - это
самостоятельная стадия гражданского процесса, предназначенная для проверки
законности и обоснованности вступивших в законную силу решений.
Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Судебные
постановления, вступившие в законную силу, по разным причинам могут
оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны
также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу
судебное постановление своевременно не обжалованное в кассационном порядке.
Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно и не могут
быть проверены в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не всегда
исправляет ошибку судебного решения. Проверка вступивших в законную силу
решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и
охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой
совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений,
возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и
обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений.
Сущность пересмотра дела в порядке надзора заключается в том, что
уполномоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу
судебных постановлений по протесту лиц, участвующих в деле, и других лиц,
если нарушены их права и законные интересы; должностные лица органов
прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор[1].
Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора –
направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее
единообразия.
Объектом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть только
вступившие в законную силу судебные постановления всех судов РФ.
Не могут быть пересмотрены в порядке надзора постановления Президиума
Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения
судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Постановление Пленума Верховного Суда[2] обращает внимание судов на
то, что в силу ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм
материального или процессуального права, а только те, которые признаны
существенными. В связи с этим п.6 ч.1 ст.378 ГПК РФ требует указания в
надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается
допущенное судами существенное нарушение закона.
Исходя из этого судья, которому в соответствии со ст.379 ГПК РФ
переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора,
должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого
закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае
отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании
ст.380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения
по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда
надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений
(ст.388, пп.2, 3, 5 ч.1 ст.390 ГПК РФ).
Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной
инстанции устанавливает по правилам ст.364 ГПК РФ, в которой указаны случаи
таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений
независимо от доводов жалобы или представления (ч.2):
1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;
2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих
в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания;
3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором
ведется судебное производство;
4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не
привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо
решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые
указаны в решении суда;
6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав
суда, рассматривавшего дело;
7) в деле отсутствует протокол судебного заседания;
8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания
судей.
Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и
влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли
привести к неправильному разрешению дела (ч.1 ст.364 ГПК РФ).
Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции
устанавливает по правилам ст.363 ГПК РФ:
суд не применил закон, подлежащий применению;
суд применил закон, не подлежащий применению;
суд неправильно истолковал закон.
Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной
инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и
значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они
допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).
Предметом пересмотра в порядке надзора являются такие постановления,
которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и
определения суда первой инстанции, но и определения судов кассационной
инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.
Протест в порядке надзора не может быть принесен на судебное
постановление, не вступившее в законную силу. Недопустимо также
одновременное рассмотрение дела в кассационном и надзорном порядке.
Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношения. Пересмотр
вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в
законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия,
чем суды кассационной инстанции.
ГПК РСФСР не предусматривал ограничений по срокам при обжаловании
судебных постановлений в порядке надзора. В связи с этим никогда нельзя
было быть уверенным, что судебное постановление не будет отменено и не
будет произведен поворот исполнения. Это нарушало принцип стабильности
отношений. ГПК РФ ограничило срок для обжалования в суд надзорной инстанции
одним годом со дня вступления судебного постановления в законную силу (ч.3
ст.376 ГПК РФ). При определении даты начала течения срока на подачу
надзорной жалобы необходимо учитывать, что постановления судов надзорной
инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст.391 ГПК РФ). С
учетом того, что ГПК РСФСР не устанавливал срок на обжалование судебных
постановлений в порядке надзора, а при введении в действие ГПК РФ,
установившего такой срок, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. не
определил порядок исчисления срока обжалования после 1 февраля 2003
г. судебных постановлений, вступивших в законную силу до указанной даты,
этот порядок необходимо определять, применяя на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ
норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона), - ст.9
Федерального закона от 24 июля 2002 г. "О введении в действие Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации". С учетом изложенного срок
подачи надзорной жалобы или представления прокурора на судебные
постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г., необходимо
исчислять с 1 февраля 2003 г.[3]
В случае пропуска срока обжалования судебного постановления в суд
надзорной инстанции его восстановление возможно в порядке, предусмотренном
ст.112 ГПК РФ. Согласно ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный
федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом
уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о
восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором
надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном
заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного
заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению
поставленного перед судом вопроса. Одновременно с подачей заявления о
восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено
необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены
документы), в отношении которого пропущен срок. На определение суда о
восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального
срока может быть подана частная жалоба.
Таким образом, в надзорной жалобе, представлении должны быть указаны
причины пропуска установленного срока. В случае признания причины
уважительной суд надзорной инстанции может восстановить пропущенный срок.
Указанные выше особенности пересмотра судебных постановлений в порядке
надзора обусловливают определенные различия в процессуальном порядке
деятельности судов надзорной инстанции.
Надзорное производство включает в себя несколько этапов:
1. подача жалобы, представления (ст.377, 378 ГПК РФ);
2. передача председателем или заместителем суда жалобы, представления на
рассмотрение судьи данного суда (ст.379 ГПК РФ);
3. рассмотрение надзорной жалобы, представления судьей или возврат их
заявителю (ст.181 ГПК РФ);
4. рассмотрение истребованного дела судьей (ст.382 ГПК РФ);
5. рассмотрение дела судом надзорной инстанции (ст.386 ГПК РФ).
Каждый из этих этапов предусматривает определенные сроки, полномочия
суда (судьи) и постановление, выносимое судом (судьей).
2. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке
надзора
Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке
надзора - самостоятельная стадия гражданского процесса.
В соответствии с ч.1 ст.376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные
постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного
Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции
лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные
интересы нарушены судебными постановлениями.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о
пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в
рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов
прокуратуры (ч.3 ст.376 ГПК РФ). При этом прокурор мог фактически не
участвовать в рассмотрении дела, но судом он признан участвующим в деле
лицом.
Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает
прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений
ст.ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда
первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.45 Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,
свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только
в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности
и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.[4].
Конкретизируя эти положения, ч.3 ст.131 ГПК РФ определяет, что в
исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в
защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно
быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право
нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный
правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в
заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска
самим гражданином.
Отсутствие в Кодексе перечня упомянутых в ч.1 ст. 45 ГПК РФ
уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с
которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при
подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения
указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не
может самостоятельно обратиться в суд.
При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие
невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов.
Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может
обратиться в суд, принадлежит суду.
Из смысла ст.136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором
упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных
интересов гражданина, влечет оставление заявления прокурора без движения.
На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора
без движения им может быть подано представление (ст.ст.371, 372 ГПК РФ).[5]
Согласно ст.34 ГПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле,
обращающимся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.
Прокурор, как лицо, участвующее в деле наделяется правами и обязанностями.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,
свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только
в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности
и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор,
подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все
процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение
мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае
отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов
Страницы: 1, 2, 3
|