рефераты бесплатно

МЕНЮ


Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов

Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов

Министерство образования Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского Государственного университета

юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО

ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ

В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ

Выполнил: студентка 5 курса

гр. ЮЗ-982

Пушкина М.М.

Проверил: ____________________

г.Новокузнецк – 2003 г.

План:

Введение 3

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке

надзора; основания к опротестованию и пересмотру 4

2. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в

порядке надзора 10

3. Процессуальный порядок рассмотрения протестов 24

Заключение 29

Использованная литература 31

Введение

В период с 1991 по 2003 г. в России приняты принципиально новые

законы: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (первая, вторая, третья

части), Арбитражный процессуальный кодекс, Закон о статусе судей и др. В

связи с этим возникла объективная необходимость приведения в соответствие с

ними гражданского процессуального законодательства. В ГПК РСФСР 1964г. за

три десятилетия внесено множество изменений и дополнений, которые, однако,

не меняли содержания принципов процессуального права и его основных

институтов. Гражданско-процессуальный кодекс РФ принят взамен кодекса 1964

г. и в большей мере призван отвечать современным экономическим,

политическим, общественным условиям России.

Значительное число проблем возникало при определении правил надзорного

производства. Сохранение института надзора в ГПК РФ объясняется рядом

обстоятельств, в частности низким качеством рассмотрения и разрешения дел

нижестоящими судами, большим количеством судебных ошибок, допускаемых при

рассмотрении и разрешении гражданских дел, необходимостью обеспечения

единства судебной практики. Сохранение института надзора вызвано еще и тем,

что Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом

процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов и дает

разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ). Исходя

из этого, сохранена глава о пересмотре вступивших в законную силу судебных

постановлений, но в нее внесен целый ряд принципиально новых изменений и

дополнений, касающихся действия принципов состязательности и

диспозитивности.

Право надзорного опротестования судебных постановлений является правом

на возбуждение деятельности суда надзорной инстанции по проверке

вступившего в законную силу судебного решения. Надзорное производство

является экстраординарной (исключительной) стадией гражданского процесса.

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке

надзора; основания к опротестованию и пересмотру

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений - это

самостоятельная стадия гражданского процесса, предназначенная для проверки

законности и обоснованности вступивших в законную силу решений.

Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Судебные

постановления, вступившие в законную силу, по разным причинам могут

оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны

также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу

судебное постановление своевременно не обжалованное в кассационном порядке.

Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно и не могут

быть проверены в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не всегда

исправляет ошибку судебного решения. Проверка вступивших в законную силу

решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и

охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой

совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений,

возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и

обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений.

Сущность пересмотра дела в порядке надзора заключается в том, что

уполномоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу

судебных постановлений по протесту лиц, участвующих в деле, и других лиц,

если нарушены их права и законные интересы; должностные лица органов

прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор[1].

Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора –

направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее

единообразия.

Объектом пересмотра в порядке судебного надзора могут быть только

вступившие в законную силу судебные постановления всех судов РФ.

Не могут быть пересмотрены в порядке надзора постановления Президиума

Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения

судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются

существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Постановление Пленума Верховного Суда[2] обращает внимание судов на

то, что в силу ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных

постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм

материального или процессуального права, а только те, которые признаны

существенными. В связи с этим п.6 ч.1 ст.378 ГПК РФ требует указания в

надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается

допущенное судами существенное нарушение закона.

Исходя из этого судья, которому в соответствии со ст.379 ГПК РФ

переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора,

должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого

закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае

отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании

ст.380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения

по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда

надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений

(ст.388, пп.2, 3, 5 ч.1 ст.390 ГПК РФ).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной

инстанции устанавливает по правилам ст.364 ГПК РФ, в которой указаны случаи

таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений

независимо от доводов жалобы или представления (ч.2):

1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;

2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих

в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором

ведется судебное производство;

4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не

привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо

решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые

указаны в решении суда;

6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав

суда, рассматривавшего дело;

7) в деле отсутствует протокол судебного заседания;

8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания

судей.

Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и

влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли

привести к неправильному разрешению дела (ч.1 ст.364 ГПК РФ).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции

устанавливает по правилам ст.363 ГПК РФ:

суд не применил закон, подлежащий применению;

суд применил закон, не подлежащий применению;

суд неправильно истолковал закон.

Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной

инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и

значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они

допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

Предметом пересмотра в порядке надзора являются такие постановления,

которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и

определения суда первой инстанции, но и определения судов кассационной

инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.

Протест в порядке надзора не может быть принесен на судебное

постановление, не вступившее в законную силу. Недопустимо также

одновременное рассмотрение дела в кассационном и надзорном порядке.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношения. Пересмотр

вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в

законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия,

чем суды кассационной инстанции.

ГПК РСФСР не предусматривал ограничений по срокам при обжаловании

судебных постановлений в порядке надзора. В связи с этим никогда нельзя

было быть уверенным, что судебное постановление не будет отменено и не

будет произведен поворот исполнения. Это нарушало принцип стабильности

отношений. ГПК РФ ограничило срок для обжалования в суд надзорной инстанции

одним годом со дня вступления судебного постановления в законную силу (ч.3

ст.376 ГПК РФ). При определении даты начала течения срока на подачу

надзорной жалобы необходимо учитывать, что постановления судов надзорной

инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст.391 ГПК РФ). С

учетом того, что ГПК РСФСР не устанавливал срок на обжалование судебных

постановлений в порядке надзора, а при введении в действие ГПК РФ,

установившего такой срок, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. не

определил порядок исчисления срока обжалования после 1 февраля 2003

г. судебных постановлений, вступивших в законную силу до указанной даты,

этот порядок необходимо определять, применяя на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ

норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона), - ст.9

Федерального закона от 24 июля 2002 г. "О введении в действие Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации". С учетом изложенного срок

подачи надзорной жалобы или представления прокурора на судебные

постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г., необходимо

исчислять с 1 февраля 2003 г.[3]

В случае пропуска срока обжалования судебного постановления в суд

надзорной инстанции его восстановление возможно в порядке, предусмотренном

ст.112 ГПК РФ. Согласно ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный

федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом

уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о

восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором

надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном

заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного

заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению

поставленного перед судом вопроса. Одновременно с подачей заявления о

восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено

необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены

документы), в отношении которого пропущен срок. На определение суда о

восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального

срока может быть подана частная жалоба.

Таким образом, в надзорной жалобе, представлении должны быть указаны

причины пропуска установленного срока. В случае признания причины

уважительной суд надзорной инстанции может восстановить пропущенный срок.

Указанные выше особенности пересмотра судебных постановлений в порядке

надзора обусловливают определенные различия в процессуальном порядке

деятельности судов надзорной инстанции.

Надзорное производство включает в себя несколько этапов:

1. подача жалобы, представления (ст.377, 378 ГПК РФ);

2. передача председателем или заместителем суда жалобы, представления на

рассмотрение судьи данного суда (ст.379 ГПК РФ);

3. рассмотрение надзорной жалобы, представления судьей или возврат их

заявителю (ст.181 ГПК РФ);

4. рассмотрение истребованного дела судьей (ст.382 ГПК РФ);

5. рассмотрение дела судом надзорной инстанции (ст.386 ГПК РФ).

Каждый из этих этапов предусматривает определенные сроки, полномочия

суда (судьи) и постановление, выносимое судом (судьей).

2. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке

надзора

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке

надзора - самостоятельная стадия гражданского процесса.

В соответствии с ч.1 ст.376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные

постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного

Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции

лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные

интересы нарушены судебными постановлениями.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о

пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в

рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов

прокуратуры (ч.3 ст.376 ГПК РФ). При этом прокурор мог фактически не

участвовать в рассмотрении дела, но судом он признан участвующим в деле

лицом.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает

прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений

ст.ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда

первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст.45 Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с

заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,

неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,

свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только

в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности

и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.[4].

Конкретизируя эти положения, ч.3 ст.131 ГПК РФ определяет, что в

исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в

защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно

быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право

нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный

правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в

заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска

самим гражданином.

Отсутствие в Кодексе перечня упомянутых в ч.1 ст. 45 ГПК РФ

уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с

которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при

подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения

указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не

может самостоятельно обратиться в суд.

При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие

невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов.

Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может

обратиться в суд, принадлежит суду.

Из смысла ст.136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором

упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных

интересов гражданина, влечет оставление заявления прокурора без движения.

На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора

без движения им может быть подано представление (ст.ст.371, 372 ГПК РФ).[5]

Согласно ст.34 ГПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле,

обращающимся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

Прокурор, как лицо, участвующее в деле наделяется правами и обязанностями.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с

заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,

неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,

свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только

в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности

и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор,

подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все

процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение

мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае

отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.