рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Гражданско-правовая защита чести,

достоинства и деловой репутации

П Л А Н:

Введение _______________________________________ 3

Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

_________________________________ 5

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12

Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

__________________________________________ 16

§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и

деловую репутацию ______________________ 16

§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27

Заключение _______________________________________ 33

Список использованной литературы ___________________ 34

В В Е Д Е Н И Е

В современных условиях защита прав человека все более очевидно

становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого

является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.

Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод

человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или

иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить

нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет

будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь,

достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой

ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при

этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и

права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия

реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека -

своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой

государственности.

Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека,

появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав

и свобод человека. В целях признания и обеспечения прав человека в

Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации

утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого

важного документа были включены и в текст Российской Конституции.

Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других

основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их

обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление

контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в

повседневной практической жизни.

Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

братства".

В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться

как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как

критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.

Данная курсовая работа посвящена одному из многих неимущественных

прав - праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из

введения, двух глав и заключения.

В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства,

и деловой репутации.

Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-

правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также

рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как

меры социальной защиты.

Г Л А В А I

Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между

собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или

объективном подходе при оценке этих качеств.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества

к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных

качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих

личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего

общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-

значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство

определяет субъективную оценку личности.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как

высшей общественной ценности.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства

соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь

играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов

разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их

общественные взгляды и направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет

собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений

людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их

объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив,

или в более широком плане говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются,

поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от

сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и

достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и

субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного

признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является

социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а

принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как

оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она

заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в

себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление

которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его

способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе

моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и

обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как

человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые

оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного

общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения,

политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его

влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер

общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться

с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может

подчиниться началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны

общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на

чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего

нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица

может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет

человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет

их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением

человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии

отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует

человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной

оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит

от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий

нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории

чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной

общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является

категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей,

общественная его оценка, положительная репутация человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная

оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - это

самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная

связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь

в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не

считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой

общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе

как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для

коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и

физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти

личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.

Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к

его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной

принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и

индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как

моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство

определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит

от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство

собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют

собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и

общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и

зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную

оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в

человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство

уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,

чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность

он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.

Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.

Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к

окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в

котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того,

что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря

на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его

самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они

заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в

достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда

можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной

зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей

его психического склада.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность

положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может

рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,

обусловленная его общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но

не тождественны.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не

одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого

человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной

деятельности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как

репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о

достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном

отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано

оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.

Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с

понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на

основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по

его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет

подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она

базируется.

Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено

такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время

реанимации. Его возрождение естественно и более того - необходимо. Однако

необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,

поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления

подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов

общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного

развития.

На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство от

понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой

репутации может быть только субъект - производитель материальных благ

(товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и

не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное

понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является

личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности

обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.

Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их

приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение

публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой

репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не

будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области

общественного производства.

Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда

направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах

нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом

его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не

подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту

обществом.

В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример.

Концерн носит имя своего генерального директора, одного из учредителей,

господина П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального

директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости

доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все

же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина

П. с таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего

то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только

нарушение чести и достоинства господина П., но не деловой репутации

предприятия.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще

и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)

коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического

лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-

определенный хозяйствующий субъект:

а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору

(общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько

систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой

деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность

работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,

работающий по контракту;

г) юридическое лицо.

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию

Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего

вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое

понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы,

отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации

устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право

относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах,

лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны

с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом

другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане

и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу

закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя -

это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на

неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места

жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к

юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права,

как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.

Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу

того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в

общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем

закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.