Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Гражданско-правовая защита чести,
достоинства и деловой репутации
П Л А Н:
Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
_________________________________ 5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
__________________________________________ 16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и
деловую репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________ 34
В В Е Д Е Н И Е
В современных условиях защита прав человека все более очевидно
становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого
является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или
иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить
нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет
будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь,
достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой
ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при
этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и
права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия
реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека -
своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой
государственности.
Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека,
появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав
и свобод человека. В целях признания и обеспечения прав человека в
Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации
утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого
важного документа были включены и в текст Российской Конституции.
Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других
основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их
обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление
контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в
повседневной практической жизни.
Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди
рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе
братства".
В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться
как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как
критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.
Данная курсовая работа посвящена одному из многих неимущественных
прав - праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из
введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства,
и деловой репутации.
Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-
правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также
рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как
меры социальной защиты.
Г Л А В А I
Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации
Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между
собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или
объективном подходе при оценке этих качеств.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества
к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных
качеств личности.
Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих
личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего
общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-
значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство
определяет субъективную оценку личности.
Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как
высшей общественной ценности.
Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства
соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь
играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов
разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их
общественные взгляды и направления деятельности.
С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет
собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений
людей и народов в целом.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их
объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив,
или в более широком плане говорят о чести нации.
Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются,
поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от
сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и
достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.
При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и
субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного
признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является
социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а
принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как
оценочная категория, направленная от общества к личности.
Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она
заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в
себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление
которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его
способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе
моральными нормами, правилами.
Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и
обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как
человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые
оценивают его поступки, от общественного мнения.
Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного
общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения,
политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его
влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер
общественной жизнедеятельности.
Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться
с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может
подчиниться началу свободного выбора.
Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны
общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на
чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего
нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица
может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет
человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет
их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.
Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением
человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии
отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует
человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной
оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит
от воли и желания самого оцениваемого лица.
В основе представления о чести лежит определенный критерий
нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории
чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной
общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является
категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей,
общественная его оценка, положительная репутация человека.
Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная
оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - это
самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная
связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь
в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не
считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой
общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе
как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для
коллектива и общества в целом.
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и
физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти
личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.
Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к
его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной
принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.
Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и
индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как
моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство
определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит
от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство
собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют
собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и
общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и
зависят от них.
Признание обществом достоинства личности, означает определенную
оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в
человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство
уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,
чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность
он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.
Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.
Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к
окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в
котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того,
что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря
на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его
самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они
заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в
достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда
можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной
зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей
его психического склада.
В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность
положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может
рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,
обусловленная его общественно полезными свойствами.
Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но
не тождественны.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не
одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого
человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной
деятельности.
Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как
репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о
достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном
отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано
оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.
Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с
понятие чести в ее внешнем, объективном значении.
Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на
основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по
его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.
Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет
подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она
базируется.
Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено
такое понятие, как деловая репутация.
Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время
реанимации. Его возрождение естественно и более того - необходимо. Однако
необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,
поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления
подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов
общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного
развития.
На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство от
понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.
Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой
репутации может быть только субъект - производитель материальных благ
(товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и
не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное
понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является
личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности
обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.
Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их
приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение
публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой
репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не
будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области
общественного производства.
Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда
направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах
нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом
его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не
подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту
обществом.
В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример.
Концерн носит имя своего генерального директора, одного из учредителей,
господина П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального
директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости
доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все
же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина
П. с таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего
то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только
нарушение чести и достоинства господина П., но не деловой репутации
предприятия.
Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще
и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)
коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического
лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.
Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-
определенный хозяйствующий субъект:
а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору
(общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько
систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой
деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность
работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,
работающий по контракту;
г) юридическое лицо.
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего
вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое
понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы,
отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации
устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право
относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах,
лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны
с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом
другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане
и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу
закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя -
это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на
неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места
жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к
юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права,
как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.
Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу
того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в
общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем
закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда
Страницы: 1, 2, 3
|