рефераты бесплатно

МЕНЮ


Высшие органы власти в Великобритании

членов Палаты Общин, он имеет право отменить или перенести заседание. Он

также имеет право в случае намеренного нарушения правил отстранить члена

парламента от участия в работе парламента на определенный период времени.

Спикер принимает решения о целесообразности рассмотрения того или

иного частного Билля или жалобы.

Спикер и его три заместителя не принимают участия в голосовании,

поэтому им необходимо придерживаться максимально объективными и

беспристрастными при рассмотрении дел. Даже после ухода с поста спикера

этот человек не принимает участия в политических обсуждениях. Он должен

избегать членов своей партии, а также любых других заинтересованных

организаций вплоть до того, что он не пользуется парламентскими столовыми и

барами. Однако, он продолжает разбираться с проблемами его избирательного

округа и его жителей.

Спикер живет в Вестминстере.

Спикер отвечает за найм всего постоянного штата работников Палаты

Общин - секретарей, клерков и т.д.

Выборы спикера

Спикера выбирают в начале работы каждого нового парламента или когда

предыдущий спикер умирает или уходит на пенсию.

Процедура выборов спикера проста: кандидатов предлагают члены палаты,

или же они сами выдвигают себя на пост. Палата решает этот вопрос до тех

пор, пока большинство не согласится на одном кандидате. Действующий спикер

нижней палаты, Бетти Бутройд (Miss Betty Boothroyd), являет собой необычный

пример результатов выборов: она была первым спикером, выбранным из рядов

оппозиции, третьим, выбранным из членов лейбористской партии и, конечно,

первой женщиной-спикером.

Процедура завершается на следующий день, когда кандидатура спикера

выставляется на одобрение королевы.

Парламентские комитеты

Обе палаты парламента имеют собственные системы комитетов. Они

известны под названием выборных комитетов. Остальные комитеты включают в

себя постоянные комитеты Палаты Общин, комитеты всего парламента,

объединенные комитеты обеих палат и комитеты по частным биллям.

Система выборных комитетов

Выборные комитеты изучают поставленные вопросы, добывая устные и

письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о

своих заключениях и делают рекомендации. Эти комитеты наделены правами

вызывать свидетелей и предъявлять документы в качестве доказательств.

Доклады выборных комитетов обычно очень подробные и включают в себя

рекомендации заинтересованных партий. Эти доклады рассматриваются

правительством, которое затем дает официальный ответ к фактам и

рекомендациям, упомянутым в докладе.

Палата Общин

Для того, чтобы помочь парламенту контролировать исполнительную

власть, изучая аспекты политики правительства, его управление и расходы, в

1979 году были созданы 16 комитетов, изучающих работу основных министерств

правительства. Состав комитетов подбирается по возможности с учетом

соотношения политических партий в нижней палате парламента, но председатель

комитета не обязательно выбирается из членов правящей партии.

Другие выборные комитеты Палаты Общин включают Комитет по Счетам

Государства, который проверяет все счета правительства и отчеты аудиторов и

Комитет по Европейскому Законодательству, который рассматривает предложения

для системы права Европейского Сообщества и другие его документы.

Также в Палате Общин есть четыре внутренних выборных комитета, которые

занимаются внутренними делами парламента.

Комитет Отбора назначает членов постоянных и выборных комитетов. При

подготовке списков комитетов они консультируются с парламентскими

организаторами правящей и оппозиционной партий. Каждый комитет выбирает

своего собственного председателя.

Палата Лордов

В верхней палате парламента работают два основных комитета, Комитет по

Европейскому Сообществу и Комитет по Науке и Технике. Комитет по

Европейскому Сообществу рассматривает черновые предложения, предложенные

ЕС, перед тем, как передать их на утверждение Совету Министров. Этот

комитет насчитывает шесть специализированных подкомитетов. Комитет по Науке

и Технике регулярно назначает два подкомитета, которые осуществляют

подробные исследования темы. Также в Палате Лордов работают комитеты по

вопросам общего и частного права и по внутренней работе Палаты. Палата

Лордов регулярно создает другие комитеты для рассмотрения тех или иных

вопросов.

Основная часть судебной работы Палаты Лордов приходится на долю

Апелляционному Комитету.

Другие комитеты

Кроме выборных комитетов, существует еще масса других, которые

работают в обеих палатах.

Постоянные комитеты

Постоянные комитеты Палаты Общин обсуждают и рассматривают Билли на

стадии комитета. Комитет рассматривает каждый Билль строчка за строчкой и

может изменять и поправлять его перед отправкой на дальнейшее обсуждение в

нижнюю палату.

Обычно работают до 10 постоянных комитетов. Каждый комитет имеет

своего председателя и от 16 до 50 членов, причем партийная принадлежность

членов комитета по возможности отражает соотношение политических сил в

нижней палате.

Существуют постоянные комитеты, которые рассматривают законы и

документы ЕС, а также комитеты по делам Шотландии, Уэльса и Северной

Ирландии.

Комитет Шотландии включает 72 шотландских члена палаты. Он может

работать как на территории Шотландии, так и в Вестминстере и занимается

вопросами государственных расходов Шотландии, другими ее делами и имеет

право рассматривать Билли, касающиеся непосредственно Шотландии во втором

чтении.

Комитет Уэльса состоит из 40 уэльских членов нижней палаты. Он только

рассматривает во втором чтении Билли, касающиеся непосредственно Уэльса.

Комитет Северной Ирландии включает 18 членов парламента из Северной

Ирландии и до 25 других членов. Он обсуждает вопросы, связанные с Северной

Ирландией.

Комитеты обеих палат

Каждая из палат может создать комитет из членов обеих палат, чтобы

рассмотреть Билли после второго чтения. Этим правом пользуются в Палате

Лордов при рассмотрении большинства Биллей, но в Палате Общин оно не очень

популярно.

Другие постоянные комитеты

Комитеты по второму чтению и особые постоянные комитеты тоже могут

рассматривать Билли.

Объединенные комитеты

Объединенные комитеты, включающие членов обеих палат, назначаются для

работы с Объединенными Биллями и Законодательными актами. Обе палаты могут

также договориться о создании объединенных комитетов по другим вопросам. В

объединенный комитет назначается равное количество членов из верхней и

нижней палат.

Комитеты по частным Биллям

Эти комитеты рассматривают частные Билли - билли, которые были предложены

физическими или юридическими лицами с целью получения специальных законных

прав.

Правительство и оппозиция

Правительство несет ответственность за дела, которыми занимаются обе

палаты. Оно указывает желаемые действия для парламента и объясняет и

защищает свою позицию на публичных обсуждениях.

Традиционно правительство полагается на большинство голосов правящей

партии для того, чтобы провести билль без значительных изменений. Сейчас

ситуация в нижней палате именно такая.

Когда же правящее большинство значительно меньше, на правительство

оказывается значительное давление при попытке провести билль и избежать

коренных изменений.

Эффективность системы партий зависит в основном от отношений между

правящей и оппозиционной партии. В общем, целями оппозиции являются: внести

свою долю в создание и изменение системы законов средствами конструктивной

критики, противостоять и изменять не согласующиеся с политикой партии

правительственные билли, подчеркивать собственные убеждения с целью

выиграть следующие выборы.

Лидер оппозиции не имеет никакой официальной должности. Однако, на

практике через систему парламентских организаторов играет большую роль в

принятии решений по вопросам обсуждаемым в Палате Общин.

Система парламентских организаторов

Парламентские организаторы (whips) играют большую роль внутри

парламента, особенно когда количество представителей правящей и

оппозиционной партий почти равны. Следовательно, при голосовании по важным

вопросам необходимо, чтобы все члены партии присутствовали на заседании,

чем и занимаются парламентские организаторы.

В их обязанности включаются: оповещение членов палаты о грядущих

обсуждениях и событиях в парламенте, передача мнений рядовых членов партии

лидеру и обеспечение максимального количества присутствующих на важных

обсуждениях и голосованиях.

Термин 'whip' также относится к внутрипарламентскому еженедельному

документу с расписанием событий, который рассылается парламентскими

организаторами всем членам своих партий. Важность того или иного события

указывается количеством его подчеркиваний в документе, например, события,

подчеркнутые один раз, посещать необязательно, два раза - обязательно, три

- жизненно необходимо (например, второе чтение Билля или выражение

недоверия правительству). Если член партии не посещает обсуждения,

подчеркнутые три раза, то это расценивается как восстание против партии и

может быть наказано вплоть до исключения из нее.

Палата общин

В Палате Общин парламентские организаторы состоят из главного

организатора, организаторов правящей партии и оппозиции, а также

переменного числа подчиненных организаторов. Каждая из партий меньшинства

также имеет своего парламентского организатора.

Главный парламентский организатор имеет официальный титул

Парламентского Секретаря Казначейства. Действующий главный организатор

имеет 15 подчиненных. Они также имеют официальные должности Королевского

Двора и, как и некоторые из организаторов оппозиции, получают

дополнительную заработную плату.

Главный парламентский организатор отвечает перед премьер-министром и

лидером Палаты Общин. Он присутствует при заседании кабинета министров и

организовывает вопросы, которые обсуждает парламент.

Главный организатор оппозиции получает еженедельное уведомление с

расписанием работы парламента и утверждает его вместе с организатором

правящей партии.

Палата Лордов

В Палате Лордов партийная дисциплина не играет такую значительную роль, как

в Палате Общин, и парламентские организаторы менее заняты партийными

делами. Тем не менее, они по-прежнему обязаны обеспечить присутствие

большинства на важных обсуждениях и голосованиях.

Глава III. Механизм принятия новых законов

Черновик нового закона принимает форму Билля парламента, который

должен пройти через все стадии обсуждения, изменения и принятия, а также

одобрения королевой, что является формальностью. Затем билль становится

Законом и по умолчанию вступает в силу в день одобрения королевой.

Билли рассматриваются в парламенте в двух случаях: когда старый закон

должен быть изменен, так как он устарел, не соответствует европейскому

законодательству или по каким-либо другим причинам и когда правительство

хочет принять новый закон.

Большинство принятых биллей действуют на территории всего

Объединенного Королевства, однако, некоторые Билли применяются только на

территории Шотландии, Уэльса, Англии или Северной Ирландии.

Стадия подготовки

Билль разрабатывается членами Парламентского Совета, которые являются

государственными служащими. Он отражает мнение и желание правительства и

может проходить дальнейшую доработку в Кабинете Министров и Королевской

Комиссии, прежде чем быть представленным в парламент.

Первое чтение

Рассмотрение Билля включают в ежедневное расписание работы нижней

палаты, с пометкой "Формальное первой чтение: никаких обсуждений". В день

обсуждения на стол спикеру кладется черновик Билля и по распоряжению

спикера секретарь зачитывает название Билля, после чего назначается день

предполагаемого второго чтения. После первого чтения также поступает

распоряжение для распечатки билля всем членам нижней палаты.

Второе чтение

После печати Билля и проверки его на соответствие правилам палаты,

билль переходит к следующей важной стадии - второму чтению.

Правительство рекомендует назначать второе чтение через две недели

после печати Билля, хотя это правило не всегда соблюдается.

Второе чтение - это стадия, на которой палата обсуждает принципы

Билля. На этой стадии Билли не принимают очень редко. За последние тридцать

лет это произошло только два раза

Стадия комитета

Следующая стадия работы над Биллем называется стадией комитета.

Комитет подробно рассматривает весь Билль, изменяя его по своему

усмотрению.

Билль обсуждается в постоянном комитете, однако на этой стадии он

может обсуждаться и всей палатой. Каждый из членов парламента может внести

свою лепту в обсуждение и изменение Билля.

Иногда билли могут быть направлены на рассмотрение в выборный комитет,

но такое случается очень редко.

Измененный Билль перепечатывают и ему присваивается новый номер.

Доклад

На этой стадии анализируются изменения, сделанные комитетом. В это

время могут быть привнесены новые изменения, а также могут быть добавлены

новые главы. Все члены палаты могут высказать свое мнение.

Третье чтение

Последняя стадия Билля в Палате Общин, третье чтение, следует сразу за

докладом. На этой стадии палата обсуждает Билль и принимает решение о его

принятии или отвержении, но уже не изменяет его содержания. Третье чтение

рутинных Биллей, не связанных с политикой и руководством страны, обычно

проходит очень быстро.

Изменения в Палате Лордов

Теперь Билль отправляют в Палату Лордов, где он проходит практически

такие же стадии, что и в Палате Общин. Отличия состоят в том, что после

второго чтения Билль рассматривается комитетом всей палаты, нет предельного

срока для обсуждений и изменений Билля и изменения могут производиться и на

стадии третьего чтения.

Обе палаты должны прийти к единому варианту текста Билля. Если лорды

изменили Билль, он отправляется на рассмотрение Палате Общин, члены которой

могут согласиться или не согласиться с изменениями.

Если члены двух палат не могут прийти к единому решению, то к рассмотрению

принимается вариант Палаты Общин. Билль отправляется на одобрение королеве.

Одобрение королевы

Королева должна одобрить или отвергнуть Билль. На этой стадии Билли не

отвергали с 1707 года, поэтому сейчас это просто формальность. Одобренный

Билль становится Законом, ему присваивается его номер и его печатают в

своде законов.

Вступление в силу

Некоторые законы вступают в силу немедленно после одобрения королевой,

другие - в день, указанный в законе, а третьи могут вступать в силу по

частям в определенные дни, указанные в отдельном указе.

Объединенные Билли

Объединенный Билль объединяет несколько ранее существующих законов, часто с

небольшими их изменениями. Эта процедура проходит по порядку принятия

нового закона как в Палате Лордов, так и в Палате Общин и представляет

собой формальность (включая третье чтение).

Глава IV. Некоторые прочие аспекты работы парламента

Вопросы премьер-министру

Возможность задать вопросы премьер-министру и любому другому члену

правительства является важным инструментом контроля парламента над

деятельностью кабинета министров. Премьер-министр отвечает на вопросы

нижней палаты каждую среду с 3.00 до 3.30 дня.

Вопросы может задать любой из членов парламента, но только лидеры

правящей партии и оппозиции могут задавать повторные вопросы. Обычно это

время используется партиями для того, чтобы показать, какой вклад они

внесли в развитие государства, а также выразить их взгляды на работу

правительства и премьер-министра в частности.

Принятие бюджета

День принятия бюджета - один из ключевых дней в работе парламента.

Бюджет рассматривает налоговый план на следующий финансовый год, а

также план государственных расходов на следующие три года.

Разработка бюджета проходит в строжайшей тайне, которая раскрывается

только в день официального прочтения бюджета в Палате Общин. Объявление

содержания бюджета сигнализирует начало потока информации из правительства,

которое начинает публиковать в СМИ, включая Интернет, сам бюджет, отчеты

правительства и многочисленные пресс-релизы.

За официальным прочтением бюджета следует его обсуждение и принятие.

Перерыв в работе парламента

Сессия работы парламента заканчивается перерывом. Обычно от лица

королевы зачитывается указ в присутствии членов обеих палат парламента,

которым он распускается на определенный срок. В указе также узакониваются

все Билли, принятые за парламентскую сессию и описываются другие меры,

принятые правительством.

Все Билли, рассмотрение и принятие которых не было завершено, либо

удаляются с обсуждения совсем, либо обсуждаются с самого начала в новой

сессии работы парламента.

Контроль Палаты лордов над правительством.

Правительство не несет политической ответственности перед Палатой

лордов, и последняя не может заставить его уйти в отставку. Но она

осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата

общин, но в условиях менее жесткой регламентации. Процедура Палаты лордов

не ограничивает продолжительности времени, отводимого для вопросов пэров

министрам.

Другая функция Палаты лордов - она выступает в качестве высшей

судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного

суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов

рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории

всей страны и на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по

уголовным делам. Решение, которое она выносит по апелляции, является

окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год.

Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апелляциям. В решении дел

могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 ординарных лордов по

апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени

занимали высокие судейские должности.

Биография премьер-министра

Тони Блэйр родился 6 мая 1953 года в Эдинбурге, Шотландия.

Воспитывался в высокоинтеллигентной семье - его отец читал право в

университете, а образование получил в элитном Феттс Колледже (Fettes

College) в Эдинбурге, после чего продолжил изучение права в Оксфорде в 1972

году. В 1975 году он вступил в партию лейбористов и получил место в

парламенте в 1983 году, будучи всего 30 лет от роду. Нейл Киннок, лидер

партии в 80-х годах, продвигал Блэйра вверх по политической лестнице. Блэйр

прорвался на верхушку, став лидером партии, когда преемник Нейла Киннока,

Джон Смит, умер.

Вместе с Джоном Прескоттом он старался сделать лейбористов самой

массовой партией, и к 1997 году в партии насчитывалось более 400 тысяч

членов, что сделало ее самой быстрорастущей партией в Европе.

1 мая 1997 года лейбористская партия победила на выборах в парламент в

Великобритании. Тони Блэйр является действующим премьер-министром страны.

Заключение

Итак, Великобритания представляет собой конституционную монархию:

наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве

они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх

является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой

судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой

англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под

воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно

ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально;

фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи,

когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма

немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и

признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь

при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у

какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение

консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые

традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются

большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие

воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При

социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим

государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими

чертами как:

- признание политических прав и свобод в таком объеме, который

обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан

в определении государственной политики и позволяет легально и на

равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим

правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим

проведения иной политики;

- политический плюрализм и переход политического руководства от одной

партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов

государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных

выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане

имеют при этом юридически равные возможности;

- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их

сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

- обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти

общегосударственного представительного органа, причем только он имеет

право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики

государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите

прав меньшинства и прав политической оппозиции;

свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи

не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и

общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Список литературы

Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1996.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист,

1997.

Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М.: БЕК, 1996.

Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М.,

1972.

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М.,

Юридическая литература, 1980

2. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. // Новая и

новейшая история, №6, 1993

3. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. //

Новая и новейшая история, № 6, 1999

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.