рефераты бесплатно

МЕНЮ


Возникновение и развитие Советского права (1917-1940)

Возникновение и развитие Советского права (1917-1940)

1. Введение: Октябрьская революция, образование советского государства.

О том, как выглядит революция в рамках теории модернизации, существует две

точки зрения:

1. Революция - это способ модернизации, а не ее следствие;

2. Обратная точка зрения.

В современной литературе хорошо изучены социально-экономические причины (не

решен правовой вопрос с рабочими, национальный вопрос, отсутствовали

демократические права у значительной части населения, несовершенство

политических институтов, кризис самодержавия). В наше время обнаружили

новые причины, это особенности менталитета, массовая психология, случайные

обстоятельства (явно неудачная война с Германией). Большевистская партия с

лета 1917 г. существовала на полулегальном положении и целенаправленно

готовилась к вооруженному восстанию.

На 24 октября был намечен 2-й съезд Советов, он мог принять важные решения,

поэтому центральный комитет большевиков подготавливает восстание и решает

провести его перед съездом, и в последнюю ночь перед съездом они

осуществляют свои планы. Съезд открылся в Таврическом дворце, на него

пришли большевики и предложили резолюцию о свержении Временного

правительства через передачу новой власти большевикам и образование нового

правительства. Съезд ее принял, таким образом, произошла легитимация

власти. Резолюция была провозглашена съездом, и утверждена новой властью.

В послеоктябрьском государстве существовала масса проблем. Параллельно

существовали советы крестьянских депутатов, которые на протяжении 1917 г.

организовались и укрепились. Они пользовались особенной популярностью в

деревне, что легко объяснимо. В ноябре 1917 г. они проводят свой съезд. Им

были даны посты в Петроградском совете, во ВЦИКе, СНК. Окончательное

слияние крестьянских советов с рабочими и солдатскими депутатами происходит

в январе 1918 г.

После февральской революции, продолжает существовать Учредительное

Собрание, выборы которого были проведены до революции. Оно открывается 5

января 1918 г. Большинство депутатских мест получили эсеры. В Таврическом

дворце проходили собрания депутатов. После первого дня работы председателем

был избран эсер Чернов. Долго проходило обсуждение повестки дня, т.к.

хотели рассмотреть очень много вопросов, среди них документы по аграрному

вопросу эсеров. Потом длительное время шли дебаты. 6 января двери

Таврического дворца были закрыты, что означало разгон Учредительного

Собрания. В знак протеста прошла хилая демонстрация. Делегатов

учредительного собрания недолюбливали даже те органы, которые они хотели

создать в городах, не говоря уже о деревне. В итоге вопрос о власти был

решен. После этого происходит укрепление власти советов, начинается период

“триумфального шествия советской власти”. По всей стране происходит

утверждение советов, ликвидируются органы земского и городского

самоуправления.

Центральным органом власти является съезд Советов, ВЦИК и Совнарком.

Происходит утверждение советской власти, начинается создание первых военных

Советов. Период утверждения - это период борьбы между ВЦИКом и Совнаркомом.

В начале (конец 1917 г.) ВЦИК был постоянно действующим органом, имел

сложную организационную структуру, состоял из президиума, отделов и

комиссий. Количество членов ВЦИКа было велико и постоянно росло, так на 2-

ом съезде 100 членов, а на 3-м – 300 членов. Функции правительства СССР

выполнял совнарком, т.е. являлся исполнительным органом, который

законодательно и фактически подчиняется ВЦИКу и съезду Советов, например,

каждый нарком раз в неделю должен был отчитываться, должен отвечать на все

запросы (наркомата или совнаркома), подписанные не менее чем 15-тью членами

ВЦИКа. Совнарком мог издавать декреты, не противоречащие ранее принятым

декретам ВЦИКа и съезда. Уже в ноябре 1917 г. наметилось противостояние

ВЦИКа и Совнаркома, причина его состояла в нечетко разделенной компетенции.

Инициатива о правовом регулировании компетенции исходила от ВЦИКа,

поскольку во ВЦИКе работали фракции и были беспартийные члены. Фракции

имели значительные права на право запроса и т.д. Совнарком являлся чисто

большевистским органом, его возглавлял самый авторитетный политический

деятель – Ленин, и поэтому в этой борьбе победил Совнарком. Изменился и

порядок работы ВЦИКа, например, с декабря 1919 г. он работает сессионно. Во

ВЦИК избираются только делегаты от советов, а раньше могли избираться от

партий, профсоюзов, общественных организаций, советов. Раньше заседание

ВЦИКа могло быть созвано по обращению 10 членов, теперь только по

предложению СНК или 1/3 членов ВЦИКа. В нем были ликвидированы отделы, под

предлогом того, что они дублируют аналогичные отделы наркома СНК.

Создавалась рабоче-крестьянская милиция и Красная армия, была введена

всеобщая воинская повинность. С постановлениями СНК растет число

наркоматов, и они приобретают черты отраслевого управления. К весне-лету

1918 г. полностью оформляются органы государственной власти.

2. Конституция РСФСР 1918 г. Становление советского суда. Первые декреты

о суде.

Полагают, что в начале 1918 г. были подготовлены 3 черновых проекта

конституции (в министерстве внутренних дел, наркомате юстиции и группой

лиц). Официальный проект был создан комиссией ВЦИКа. Комиссия начала

работать, а только потом была юридически оформлена. Возглавлял комиссию

Свердлов. Готовый проект отправили в ЦК РКП (б) и советы. Исследователи

полагают, что работа над конституцией шла под контролем ЦК РКП (б). Проект

конституции был опубликован, и предполагалось его публичное обсуждение. В

этой комиссии присутствовало несколько эсеров с семионистскими взглядами

(критическое отношение к государству, отношение к нему как к совокупности

учреждений разного плана). Недостатков в конституции было много. В ней не

было ни слова о РКП (б), не понятно кто и как осуществляет властные

полномочия.

В ноябре 1918 г. принят декрет о суде № 1, который ликвидировал старые

суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К

народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые

уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые

серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная

деятельность.

Декретом № 1 была упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах

создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922 г. Были

закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат,

Петроградский коммерческий суд. В декрете № 1 были утверждены принципы

советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и

заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и

подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве

кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно

происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские

дела, ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения.

Вскоре были учреждены окружные суды, которые избирались городскими и

уездными советами и работали в составе 3-х членов и четырех заседателей.

Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек,

которые избирались Советами. У них были функции предварительного следствия.

При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды

были созданы изначально не как самостоятельные органы, т.к. они были

включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не

избирались, а назначались.

Гражданский процесс проходил в состязательной форме.

Революционные трибуналы появились с созданием новой власти, их

предшественники начали работать в период временного правительства. Они

назначались в основном советами, а в зоне военных действий назначались из

состава Красной армии. В мае 1918 г. организуется революционные трибуналы

при ВЦИКе, в составе председателя и 6 членов. Они избирались на 3 месяца.

Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали. В октябре 1918

г. при революционном военном совете организовали военный революционный

трибунал. В 1920 г. при наркомате путей сообщения создан главный

революционный железнодорожный трибунал.

Для народных судов и трибуналов высшей судебной инстанцией являлся ВЦИК.

Для этого создается специальный кассационный отдел, созданный из

председателей всех центральных трибуналов и представителя Наркомюста. В

1920 г. этот кассационный отдел был преобразован в кассационный трибунал.

Судебными функциями еще обладала ВЧК и ее местные учреждения.

3. Становление советского права 1917-1920 гг.

Для всех послереволюционных государств, каковым и являлась РСФСР,

характерна множественность источников права. Была принята масса новых

законодательных актов. Возникали противоречия между актами, создаваемыми

центральными и местными Советами, ВЦИКом и Совнаркомом. Не сложилось

понятие закона. Многие законы принимал Совнарком. Конституция 1918 г. не

дает четкого определения законодательной практики. На окраинах России

действовали обычные правовые нормы мусульманского права (шариат), в

крестьянской среде распространены были обычаи. До весны 1918 г. были

разрешены ссылки на дореволюционное законодательство. Достаточно рано

оформилась система советского права, а чуть позже система советского

законодательства. Уже в 1928 г. принят первый советский кодекс КЗоТ, а чуть

раньше закон "О записи актов гражданского состояния" (КЗАГС). Столь позднее

принятие обусловлено меньшей политической значимостью. Их подготовка велась

в Наркомюсте Временного правительства, законы были демократического

содержания. В КЗАГСе впервые уравниваются в правах мужчины и женщины,

облегчен развод, регистрация брака отбирается у церкви, момент вступления в

брак является буржуазной процедурой.

КЗоТ, принятый в СССР, был самым демократичным в мире. До революции такого

не было, как и не существовало цельного фабричного (рабочего)

законодательства. С момента принятия КЗОТа была введена правовая защита

работника от эксплуатации. Этот документ вводил всеобщую трудовую

повинность и всеобщее социальное обеспечение (но это осталось мифом).

Система права на базе законодательства. Принимались законы, которые

регулировали определенную область общественных отношений, на основе чего

формировались отрасли права. Сложнее обстояло дело с судьбой отдельных

отраслей, например, резко ограничивается сфера гражданского оборота в

результате национализации и введения государственной монополии на

производство многих вещей (спичек, тканей, керосина и т.п.). Частная

собственность сохранялась, но была юридически не защищена. Происходит

обесценивание денег, поскольку существовала идея отмены денег при

социализме, расчеты между предприятиями ведутся безналично или чеками.

Многие услуги становятся бесплатными: коммунальные услуги, телефоны,

транспорт. Примером массового огосударствления может послужить устав

железных дорог от 1920 года, по которому отсутствовала ответственность за

утрату или порчу груза.

Ограничивался внутренний и внешний долг, например, Франции должны были 7

млрд. золотых франков. Имперское правительство находилось в постоянном

изыскании средств. Советское правительство пыталось наладить собственное

налогообложение, но до лета 1918 г. взимались старые налоги. Налог на

прибыль предприятия составлял до 95%. В конце 1918 г. была определена общая

сумма доходов – 10 млд рублей, которая по расчетам советского правительства

нужна государству для полноценного функционирования. Эта попытка не

удалась, т.к. началась инфляция. Летом 1919 г. было разрешено печатать

деньги без ограничения. Был усилен налоговый пресс на частный сектор и

введен разверточный принцип налогообложения.

Уголовное право. Уже в конце 1917 г. была принята инструкция НКЮ, в которой

содержится примерный перечень наказаний и понятие "преступления и его

содержания". Впервые сказано о контрреволюционных преступлениях: мятеж,

агитация, подготовка и осуществление террористических актов, спекуляция и

т.д. Впервые создан перечень наказаний для революционных судов: не содержит

смертной казни, нет тюремного заключения, был только штраф, высылка из

столицы или страны, объявление врагом народа, общественные работы и т.д. В

1919 г. уже в разгар гражданской войны принимается “Руководящее начало по

уголовному праву”. Это был первый источник, в котором содержалось

теоретическая часть, которая не имела никакого отношения к уголовному праву

(о смене общественного строя, смене права и возникновения пролетарского

права, давалось определение права, определялась цель уголовного права).

Этот источник основан на принципе революционной целесообразности, которому

открыто противопоставлен принцип законности. Исходя из этого тезиса,

отсутствовала особенная часть уголовного закона в источнике. Составители

полагали, что революционные суды на основе революционного сознания, которое

им присуще интуитивно, будут вершить правосудие. “Руководящее начало по

уголовному праву" содержало исчерпывающий перечень наказаний и многие

положения, которые традиционно относились к общей части: о соучастии, о

стадиях преступления, о пространстве, времени действия и т.д.

4. Основные черты и особенности развития права в советском государстве.

На формировании основных черт права сказалось совпадение двух моментов:

дальнейшее становление советского государства, государственного аппарата и

влияние военных условий (гражданская война, интервенция). Как следствие

этих процессов наблюдается свертывание демократических принципов в

организации и деятельности государственного аппарата, делается упор на

первичные органы власти, например, съезды Советов собираются теперь только

раз в год.

Большое значение для укрепления Советов как органов государственной власти

имели решения 7-го и 8-го съездов Советов. В то же время продолжалось

падение роли ВЦИКа, его сессии проводились раз в два месяца, а число членов

ВЦИКа возросло (их было около 300). Внутри ВЦИКа укрепляется позиция

президиума. Президиум ВЦИКа становится самостоятельным органом власти,

возрастает его влияние на государственные дела. Формально уточнена

компетенция СНК: он мог издавать декреты по делам, не терпящим

отлагательства или в развитие декретов ВЦИКа. Реально это условие не

соблюдалось. В связи с военными обстоятельствами в ноябре 1918 г. создается

Совет рабочей и крестьянской обороны. Ему принадлежала вся полнота власти,

в него входили представители ВЦИКа, СНК, Реввоенсовета. В 1920 г. Совет

рабочей и крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО).

После окончания гражданской войны в декабре 1920 г. СТО остался, но функции

его были ограничены, он работал как комиссия СНК и занимался экономическими

вопросами, включая аграрный сектор и частную промышленности и торговлю,

т.к. ВСНХ руководил только государственной промышленностью. В СНХ были

организованы главки, а метод управления СНХ назывался главкизм. Предприятия

были лишены самостоятельности, не имели самостоятельных оборотных средств,

а материалы и топливо получали в порядке административного распределения. В

таком же порядке сдавали готовую продукцию. Сделки между предприятиями были

запрещены. Особое значение приобрел наркомат продовольствия, он выполнял

все функции жизнеобеспечения страны, собирал и распределял продовольствие,

имел свой постоянный штатный аппарат и самое многочисленное ведомство.

Помимо постоянного аппарата были временные работники: бойцы

продовольственных отрядов, организовывались специальные уборочные бригады.

В Советской России существовало распределение по карточкам, имелось четыре

категории карточек: от рабочих промышленных предприятий и чиновников

(первая категория) до иждивенцев (четвертая категория). Карточки выдавались

по предприятиям, профсоюзам или по месту жительства. Количество карточек

определял сам Наркомпрод. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) - тот орган,

которому отводилась большая роль, в нем видели возможность улучшения всего

государственного аппарата. Считалось, что через РКИ трудящиеся будут

привлекаться к управлению государством. Предлагались и были апробированы

такие способы привлечения народа к управлению государством, как:

1. делегирование (рабочих отправляли в РКИ делегацией);

2. ячейки содействия (состояли из наиболее сознательных граждан, которые

решали дела в рамках предприятия, на котором они работали);

3. привлечение трудящихся к массовым обследованиям предприятий и

учреждений.

5. Чрезвычайные органы власти, действовавшие в этот период.

В условиях гражданской войны стали складываться чрезвычайные органы.

Чрезвычайные - так как действовали они вне рамок конституции и в

ограниченный исторический промежуток.

Комбеды – органы власти в деревне, действовали с середины 1918г. до конца

1918 г. Их появление связано с тем, что было сложно создать повсеместно

сельские советы. Комбеды не избирались, а состояли из активистов из

городов, примерно 30% членов комбедов были городскими рабочими. К ноябрю

1918 г по стране существовало 105 тысяч комбедов. Их функции: помогать

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.