рефераты бесплатно

МЕНЮ


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

содержание, но и все расходы связанные с предоставлением льгот, гарантий,

пенсионным и медицинским обеспечением.

Требования к должности:

-уровень проф. образования с учетом группы и специализации;

- государственных должностей государственной службы;

- стаж и опыт работы по специальности;

- уровень знаний Конституции РФ, федерального законодательства и т.д.,

применительно к соответствующим должностным обязанностям.

*Вопрос48. Государственный служащий. Понятие, классификация, правовой

статус.

Государственный служащий - это гражданин РФ в возрасте не моложе 18

лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное

образование, исполняющий обязанности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение.

В соответствии с ФЗ от 31.07.95 п.1. ст.1. ГД категории «А» не входят

в состав ГС, следовательно лица, замещающие эти должности не являются

госслужащими.

Классификация государственных служащих:

|Основание классификации |Группы государственных |

| |служащих |

|1. по ветвям |Гос. служащие: |

|государственной власти |законодательной, |

| |исполнительной, судебной |

| |власти |

|2. по уровням |Гос. служащие: федеральных, |

|государственной власти |региональных, районнных |

| |местных органов власти |

|3. по категориям |государственные служащие: |

|государственных |«срочники» (категория «Б») |

|должностей |карьерные (категория «В») |

|государственной службы | |

|4. по группам |высшие (5 группа) |

|государственных |главные (4 группа) |

|должностей |ведущие (3 группа) |

| |старшие (2 группа) |

| |младшие (1 группа) |

|5. По квалификационным |действит. гос. советники РФ |

|разрядам |1,2,3 класса |

| |советники РФ 1,2,3 класса |

| |советники РФ 1,2,3 класса |

| |советники гос. службы 1,2,3 |

| |класса |

| |референты гос. службы 1,2,3 |

| |класса. |

Виды госслужащих:

- руководитель – любое лицо которое вправе давать госслужащему

распоряжения по поводу его служебной деятельности;

- исполнитель – госслужащие, непосредственно выполняющие задачи и функции

госоргана в рамках занимаемой ГД;

- обслуживающий персонал – госслужащие служебная деятельность которых не

связана с действиями влекущими юридические последствия (секректарь-

референт, юрист и т.д.).

Правовой статус госслужащего включает в себя: обязанности, права,

ограничения, гарантии, экономическое обеспечение.

Эти нормы изложены в глав3 III ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС в РФ»

- «Основы правового положения государственного служащего» (Ст. 9 – Ст. 20).

Например:

Статья 9. «Права госслужащего»

1. Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой государственной должности государственной службы, критерии

оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на

организационно-технические условия, необходимые для исполнения им

должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов,

необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных

обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с

должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о

своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело,

приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет

средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10) проведение по его требованию служебного расследования для

опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих

прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в

любые инстанции.

*Вопрос 49. Государственная служба субъектов РФ: проблемы и способы их

решения.

Субъект Федерации – это исторически сложившееся территориально-

национальное образование, формирующее в настоящее время свои системы

экономического обеспечения, государственного управления и местного

самоуправления в составе РФ. В состав РФ входят 89 субъектов.

Государственная служба в субъектах РФ представляет собой

профессиональную деятельность по исполнению полномочий госорганов субъектов

РФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения РФ и субъектов

РФ.

Государственная служба в субъектах РФ имеет структуру, повторяющую

структуру федеральной госслужбы.

А) ГС Законодательной. власти: это государственная служба органа

законодательной власти субъекта РФ

Б) ГС исполнит. власти:

ГС руководителя исполнительной власти субъекта РФ;

ГС региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ;

ГС региональных органов федеральных министерств и ведомств;

ГС полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ;

ГС региональной избирательной комиссии.

С) ГС судебной власти:

ГС конституционного (уставного) суда субъекта;

ГС суда общей юрисдикции субъекта РФ;

ГС арбитражного суда субъекта РФ;

ГС прокуратуры субъекта РФ.

В субъектах Федерации приняты соответствующие нормативные акты по

вопросам ГС субъектов РФ, как это прописано в Конституции РФ. В субъектах

созданы органы по управлению ГС. Например в Ставропольском крае –

управление по Г и М службе и наградам. В Московской области – управление

при Совете.

В законах о ГС в субъектах Федерации конкретизированы отдельные

вопросы ГС. Например: в ФЗ о ГС не называются конкретные виды поощрений

госслужащих за успешное и добросовестное исполнение им должностных

обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В соответствии со ст.

15 краевого закона о ГС в Ставропольском крае предусмотрено – объявление

благодарности, выдача премии, первоочередное предоставление льгот.

Вместе с тем, ряд положений региональных законов о ГС впрямую

противоречит нормам ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС РФ».

Например: а) В законе о ГС Республики Северная Осетия – Алания в ст. 5

«Принципы ГС» опущены пункты 1-4 содержащиеся в ст.5 ФЗ: - верховенство

Конституции РФ и ФЗ, приоритета прав и свобод человека и гражданина,

единство системы госвласти, разделение властей.

б) В ст. 11 закона о ГС Республики Ингушетия опущены содержащиеся в

ст. 11 ФЗ ограничения, связанные с ГС как то: госслужащие не вправе

«принимать без разрешения Президента РФ награды … «, а также «выезжать в

служебные командировки за счет физических и юридических лиц».

Особенности ГС субъектов РФ: переходный характер, ее структура еще не

сложилась полностью

Проблемы:

- нормализация статуса и соподчиненности на региональном уровне

представительств федеральных министерств и ведомств;

- формирование аппарата госслужбы субъектов, он недостаточен;

- не все законодательные органы имеют право юридического лица;

- не налажена профессиональная подготовка и переподготовка;

- координации деятельности административных структур всех трех ветвей

власти, необходимость создания координирующего органа.

Необходимо приведение законодательства о госслужбе субъектов в соответствие

с федеральным законодательством. Необходима государственная система

подготовки и переподготовки государственных служащих (например, на базе

РАГС).

*Вопрос 50. Понятие эффективности государственной службы.

Эффективность определяется как соотношение затрат и положительных

результатов.

Работу аппарата можно признать эффективной только лишь в том случае,

если он успешно решает проблему оптимально защиты интересов населения,

социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая

сторона понятия эффективности государственного аппарата (Охотский).

Решение эффективно, если наилучший результат достигнут при заданных

временных издержках или при самых низких издержках. Затраты складываются их

затрат на проектирование должности, затрат на содержание госаппарата. Но

сводить вопрос сокращения затрат к сокращению численности аппарата или

снижению уровня заработной платы госслужащим несерьезно. Невысокая зарплата

госслужащих ведет либо к оттоку либо к коррупции. Важна система мотивации

труда, статус, экономические интересы. Ведь в системе ГС варианты

дифференциации оплаты ограничены.

Главная функция ГС – создание условий для нормального жизнеобеспечения

населения. Критерий - коэффициент обеспеченности потребностей относительно

каждой ветви власти. Например от законодательной власти ожидаются

взвешенные нормативные акты, от исполнительной власти – их своевременная

реализация, от судебной власти – санкции за неисполнение законов.

Есть общие потребности жителей – потребности в жилье, укреплении

правопорядка, образовании, здравоохранении. Но как определить потребности и

степень их удовлетворения в добре и мире?

Способы повышения эффективности ГС:

а) совершенствование законодательства о ГС;

б) в структуре ГС три ветви власти, но между ними нет горизонтальных

связей, нет координирующего органа;

в) один из элементов повышения эффективности ГС – создание органа по

управлению реформой в ГС.

Направления повышения эффективности ГС: в подготовке чиновников,

налаживании системы контроля за работой госслужащих, в конечном счете

создание высококвалифицированного, образованного кадрового корпуса.

Если трудно говорить об эффективности системы ГС в целом, то легче

говорить об эффективности работы отдельного органа власти или отдела

госоргана.

Можно определять эффективность работы органа власти по степени

достижения основной цели территориального образования.

Например: а) показатель изменения численности население территории

характеризует условия выживания населения, сложившихся в результате

деятельности органов государственной власти.

б) показатель прожиточного минимума населения, проживающего на данной

территории свидетельствует о положительной или отрицательной динамике их

материального положения.

УЖ = ПМ2/ПМ1, где ПМ1 и ПМ2 – величина денежной суммы

прожиточного минимума в последующий и предыдущий периоды.

в) показатель уровня использования финансовых средств на социально-

экономическое развитие данной территории.

К = (Ф1 – Ф3)/Ф2, где Ф1 – сумма средств, предусмотренная планом

социально-экономического развития данной территории; Ф2 – сумма

средств фактически израсходованных на выполнение плана.

*Вопрос 51. Управление и контроль в системе государственной службы.

Управление – это воздействие субъекта на объект управления для

достижения определенного результата.

Основными направлениями деятельности органов управления ГС являются

следующие:

1. регулирование ГС;

2. организация, функционирование и развитие институтов ГС;

3. отбор и профессиональное продвижение персонала ГС;

4. формирование и размещение государственного заказа на подготовку

госслужащих;

5. ведение реестров госслужащих;

6. формирование резерва кадров на замещение государственных

должностей;

7. анализ и оценка эффективности ГС;

8. международное сотрудничество в области ГС.

Органы управления ГС – это специальные государственные органы или

подразделения госорганов, в компетенцию которых входит обеспечение и

развитие в соответствии с общественной динамикой системы ГС.

Контроль – ведущая функция в управлении. Она начинает и замыкает

управленческий цикл. Государственный контроль - это контроль за соблюдением

государственными органами законов и других правовых актов. Осуществляют его

все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей).

Сущность и назначение К в следующем:

- наблюдение за объектом;

- получение объективной и достоверной инфо о его состоянии;

- принятие мер по предотвращению нарушений деятельности;

- выявление причин и условий способствующих нарушению деятельности;

- принятие мер по привлечению к ответственности за нарушение.

1. Контроль может быть: политический, административный, судебный,

социальный.

2. По объекту контроль: функциональный и специальный.

3. По времени контроль: предварительный, текущий, заключительный.

а) Предварительный К – определение ресурсной базы. Объект этого К –

количество, состав, квалификация, материальные ресурсы. В результате такого

контроля рождается план действий.

б) На этапе управления организуется текущий контроль. Его предмет –

общие социально-экономические результаты и частные характеристики. Текущий

контроль – средство осуществления обратной связи. Он осуществляется на

различных этапах управленческого цикла и уровнях – исполнитель,

руководитель среднего звена, в целом по организации. Чтобы контроль был

эффективным, нужно делегировать контрольные функции с верхнего уровня на

нижний.

в) Заключительный контроль – на конечной стадии или когда работа

выполнена. Этот вид контроля дает инфо для планирования аналогичных работ в

будущем, позволяет оценить полученный результат и вклад каждого

подразделения и сотрудника в общее дело для целей мотивации. Он позволяет

выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия.

К - важный фактор укрепления исполнительской дисциплины в системе

государственной службы.

Раннее существовала система глобального контроля, сегодня системы

государственного контроля за работой органов управления не существует.

Остался лишь финансовый контроль. Для повышения эффективности контроля

необходима система внешнего и внутреннего контроля. В гражданском обществе

развита система внешнего контроля.

*Вопрос 53. Концептуальные основы государственной кадровой политики.

Формирование ГКП – сложный, противоречивый, многогранный процесс. Он может

быть результативным при соблюдении целого ряда требований и включает в себя

последовательное осуществление научно-исследовательских, организационно-

управленческих и законодательных действия. В современной ситуации при

противоречивости и дезорганизации кадровых вопросов оперативное решение

многих из них идет по двум направлениям: по линии практического решения

неотложных кадровых проблем и по линии разработки концепции ГКП на основе

стратегии рыночных преобразований.

По поручении Президента РФ РАГС подготовил проект концепции ГКП,

т.е. совокупность основных принципов, положений, идей, определяющих научные

подходы государства к решению кадровых проблем в современных условиях и на

перспективу. Именно эта система идей, целей и приоритетов является стержнем

всей кадровой деятельности.

Концепция – это идеи, своего рода программные позиции государства в

кадровой деятельности.

ГКП – это выражение и закрепление концепции законодательно, целей

определенных принципов, методов, требований к организации работы с

персоналом. ГКП – стратегия, политический курс работы с кадрами,

формирование и рациональное использование всех трудовых ресурсов страны.

Концепция ГКП построенная с учетом уроков прошлого и на основе анализа

реалий сегодняшнего дня, призвана выявить уже складывающиеся отрицательные

тенденции в развитии кадрового корпуса, с научных позиций предложить пути и

средства их сдерживания или устранения.

Только ГКП, выстроенная на прочных основах и надежных социальных

гарантиях, обеспечит приток во все сферы хозяйственного, культурного и

государственного управления профессионально подготовленных, ответственных,

морально устойчивых работников.

Концепция ГКП определяет стратегию и тактику формирования кадров.

Применительно к гос. управлению, где персонал состоит на службе у

государства, работу с кадрами намечено осуществлять на основе приоритета

трех принципов: профессионализма, стабильности, гражданственности.

Существенные черты ГКП. ГКП должна быть:

1. научно-обоснованной, реалистичной, созидательной, предприимчивой;

2. комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм и

методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.