рефераты бесплатно

МЕНЮ


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

для которых характерно: учет экономических интересов, как коллектива, так и

отдельных работников; самостоятельность субъектов управления на всех

уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые

решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и

выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных

работников. ЭМ считаются очень перспективными и востребованными в условиях

становления рыночных отношений.

Социально-психологические методы управления. Ведущим элементом любой

социальной системы является человек со своими потребностями, интересами,

мотивами, чувствами, идеями. В управлении социальными системами главным

является руководство людьми. Эти методы ориентированы на моральные интересы

людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе,

с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.

Под социальными методами управления понимают конкретные способы и

приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития

коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование,

регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование

руководителем работников, а также методы управления группами и

индивидуально-личностным поведением.

Под психологическими методами управления понимают способы, приемы

воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания

оптимального социально-психологического климата как проявление группового

сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В

качестве психологических методов используются: методы комплектования команд

и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения.

Радченко – выделяет методы: на основе властной мотивации; на основе

материальной мотивации; на основе моральной мотивации.

*Вопрос5. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы

взаимодействия.

Сфера действия системы управления в государстве не ограничивается

региональным уровнем. Она завершается местным уровнем, где управление

преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ.

Единичное (МС), особенное (органы регионального управления), общее

(центральные госорганы) составляют целостность – общегосударственную

систему управления. Ключевая проблема заключается в том, каков механизм

взаимодействия и обеспечивает ли он единство системы управления

государственной и общественной жизни страны.

Российский и зарубежный опыт показывают, что деятельность системы

госвласти и управления может быть эффективной лишь при условии, что она

основывается на жизнеспособной структуре местного самоуправления. Ведь

почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе

проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных

сообществ. Люди ощущают результаты госполитики и оценивают ее прежде всего

через призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов, через

состояние продовольственного рынка, жилищных условий, общественного порядка

в городах и сельских поселениях, через способность образовательных

учреждений и органов здравоохранения удовлетворять потребности человека в

приобретении соответствующего образования и сохранения здоровья и т.д.

В России формируется система местного самоуправления на основе

Европейской Хартии о местном самоуправлении, и в соответствии с

Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах местного

самоуправления в РФ». Как записано в Законе, « местное самоуправление, как

выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя

РФ» и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной

и под свою ответственность деятельностью населения по решению

непосредственно и ли через органы местного самоуправления вопросов

местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных

местных традиций.

Важнейшие вопросы местного самоуправления: управление муниципальной

собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов,

установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка.

В соответствии с Законом местное самоуправление осуществляется в

городских и сельских поселениях и на других территориях.

Жесткое разграничение органов местного самоуправления с системой

органов государственной власти порождает основную проблему: как обеспечить

единство системы управления государственными и общественными делами, как

сохранить необходимую централизацию госвласти и управления, обеспечив

оптимальную демократическую децентрализацию. Выведение органов местного

самоуправления из системы государственной власти не означает, что они

исключатся из системы общегосударственного управления. Местное

самоуправление является первичным уровнем публичной власти и системы

управления в стране, наиболее приближенной к народу. Местное самоуправление

– это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный

государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций

в пределах установленных полномочий.

Как первичный уровень самоорганизации населения и публичной власти

местное самоуправление – база формирования целей государственного

управления. Несоответствие целей государственного управления целям общества

– условие возникновения хаоса.

Местное самоуправление – не только сфера непосредственного или через

своих представителей участия населения в управлении местными делами и

государством, но также и сфера конечной реализации государственных решений

и проявления их эффективности.

Существенно важна роль местного самоуправления в формировании и

развитии гражданского общества. Все гражданские права и массовые виды

активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни

людей зарождаются и в конечном счете реализуются в местных сообществах,

образующих базу гражданского общества.

Единство трехуровневой организации публичной власти и системы

управления: федерального, регионального и местного самоуправления –

основное условие обеспечения управляемости государством и обществом.

Направления и механизмы взаимодействия:

- обеспечение государством развития полноценного, эффективно

действующего местного самоуправления, как фундамента народовластия,

создание необходимых политических, нормативно-правовых, организационных,

финансово-экономических условий;

- обеспечение единства местного самоуправления с системой

государственной власти и управления, его ответственности перед государством

и населением территории.

*Вопрос 6. Нормативные модели систем государственного и

муниципального управления

Нормативная модель системы Г и М управления дает возможность

представить в основных чертах усовершенствованную систему управления,

взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Современный уровень познания систем управления не позволяет строить их

формальные модели. Формирование таких моделей возможно только для

определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и переработки

информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее время может

быть построена только на содержательном, описательном уровне.

По форме представления такая нормативная модель состоит из

совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих

структуру и процесс управления территориальным образованием.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления

и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами

иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в

качестве системы относительно элементов ее образующих: административно-

организационная, технического и управленческого труда.

Административно-организационная система состоит из четырех групп

подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.

- центральная группа подсистем включает в себя инструктивные и

методические материалы: конституция и закон о правительстве или устав

территориального образования, схема организационной структуры, схему

управления территориального образования, регламент работы, должностные

инструкции и штатное расписание работников Г и М управления;

- функциональные, отраслевые и вспомогательные подсистемы включают в

себя инструктивные и методические материалы: положение об органе или

структурном подразделении, схема организационной структуры органа,

инструктивные и методические материалы по выполнении функций органов,

процедуры выполнения сложных повторяющихся работ, должностные инструкции и

штатное расписание работников органов или структурных подразделений.

Техническая система состоит из трех подсистем: обработки информации,

сбора и передачи информации, копирования и размножения документации.

- состав и содержание нормативной модели подсистемы обработки

информации определяется формой использования ЭВМ – децентрализованной,

локально-централизованной, системно-централизованной;

- подсистема сбора и передачи информации имеет основные элементы:

разработка и обоснование схемы размещения технических средств сбора и

передачи инфо, обоснование выбора технических средств, инструкции по

эксплуатации технических средств;

подсистема копирования и размножения информации имеет основные

элементы: обоснование выбора технических средств, инструкции по

эксплуатации этих технических средств.

Система управленческая труда включает три подсистемы: форм и методов

управленческого труда, организации управленческого труда и организации

рабочих мест и условий труда управленческих работников.

- основными элементами нормативной модели подсистемы форм и методов

управленческого труда подготовке и проведению служебных совещаний,

применению научных методов поиска оптимальных управленческих решений,

подготовке проектов распорядительных документов;

- основными элементами нормативной модели подсистемы организации

управленческого труда являются следующие методические материалы по: порядку

формирования органа Г и М управления, подбору и расстановки кадров органа Г

и М управления, графику работы аппарата, планированию, контролю, учету и

оценке труда работников, аттестации работников органа Г и М управления;

- основными элементами нормативной модели подсистемы организации

рабочих мест и условий управленческого труда являются следующие: схемы

рационального размещения органов, типовые проекты рабочих мест, санитарно-

гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические требования к

формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к

условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.

*Вопрос 7. Основные направления совершенствования современного

государственного и муниципального управления.

Государственное управление – это организующая исполнительно-

распорядительная деятельность органов государственной власти,

осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном

исполнении функций государства.

В совершенствовании современного государственного и муниципального

управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно

выделить три основных направления: правовое, организационное и

информационно-техническое.

1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование

правовых (административных) форм и методов государственного и

муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятия

актов управления, регламентации отношений между субъектом и объектом

управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении

ведут юридические службы.

2. В организационном направлении основное внимание уделяется

совершенствованию организационных форм и методов управления. Например

совершенствование организационных структур органов управления, регламентов

работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы –

специалисты по организации управления.

3. В информационно-техническом направлении осуществляется работа по

совершенствованию потоков информации и ее обработки. Этими работами

занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и

технологии.

При таком подходе к совершенствованию современного государственного и

муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование

управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три

направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.

Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки

нормативной модели системы государственного и муниципального управления в

форме оргпроекта.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления

и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами

иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в

качестве системы относительно элементов ее образующих: административно-

организационная, технического и управленческого труда.

К общим принципам организации построения и совершенствования системы

государственного и муниципального управления относятся принцип триединости

и принцип первого руководителя.

Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование

Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и

проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки

управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию

управления на конкретных объектах.

Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по

совершенствованию должен возглавить первый руководитель объекта, на котором

осуществляется совершенствование управления.

*Вопрос 8. Прогнозирование в управлении. Сущность, виды, функции,

инструментарий, алгоритм и эффективность управленческих прогнозов.

Составной частью планирования является прогнозирование – научно

обоснованная деятельность по составлению прогнозов. В планирование

включается прогнозирование, программирование, моделирование.

Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о

перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или)

об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.

Прогнозирование включает в себя первичный сбор и обработку информации.

Виды прогнозов:

- по продолжительности: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

- по содержанию: экономические, социальные и т.д.

- по широте охвата: глобальные, национальные, региональные и т.д.

- по методам разработки: балансовые, экспертные, экстраполяционные;

- по методологии разработки: генетические, целевые;

- по факторному признаку: одно и многофакторные;

- по периодичности разработки: ежеквартально, ежегодно, 1 раз в 3-5

лет

Методы социального прогнозирования:

- по степени формализации: формализованные и эвристические;

- по характеру модели: графические, нормативные, балансовые,

экстраполяционные, корреляционные, оптимизационные, эвристические;

- по содержанию.

Рассмотрим модели прогнозов. Исторически одним из первых методов,

который стал широко использоваться в прогностике – метод экстраполяции. Его

суть – построение динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с

возможно более ранней даты в прошлом вплоть до даты упреждения прогнозов.

Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены.

Очень широко в прогнозировании используется экспертные методы – вплоть

до экспертных оценок. Число экспертов выбирается с учетом динамики

среднего линейного отклонения показателя от экспертной оценки. В качестве

обобщения используется среднеарифметическая взвешенная величина. Одним из

направлений метода экспертных оценок является метод Дельфи. Прогнозы,

получаемые с помощью этого метода строятся на исследовании и объективном

знании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых

относительно этого будущего.

Графическая модель может быть представлена деревом целей или сетевым

графиком. Нормативная модель – самая простая и ненадежная. Балансовый

метод – соотношение равенства. Применение методов комплексное – нормативным

методом рассчитываем расходы, а затем определяем источники доходов.

Например – определим баланс мощностей и просчитаем производственную

программу.

Метод оптимизации. Суть его в предположении того, что в будущем люди

выбирают наиболее вероятным наиболее оптимальное.

Анализ имевшихся социальных прогнозов позволяет утверждать, что

большинство из них все же оказалось несостоятельными. Почему?

Во-первых, отсутствовала комплексность прогнозов. Многие прогнозы

строились изолировано от процессов, которые происходили в других сферах

общественной жизни. Во-вторых, использованные методы отличалдись

несовершенством.

*Вопрос 9. Планирование как функция управления. Технология стратегического

планирования. Особенности стратегического планирования в органах Г и М

управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.