рефераты бесплатно

МЕНЮ


Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие, что ведет к прогрессивным

сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного

производства;

Б) комбинирование факторов производства – форма повышения

эффективности использования ресурсов. Варьируя факторами производства, П

обеспечивает переход к более эффективному применению ресурсов;

В) ставшее внутренним свойством П новаторство в корне меняет

взаимодействие спроса и предложения. В качестве исключительно активного

фактора производства выходит НТП.

Существуют основные формы предпринимательства: индивидуальные,

коллективные, корпоративные. Коллективные формы: хозяйственные

товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, ассоциации и

союзы.

Основные организационно – правовые формы предприятий в РФ:

1. Хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на

вере. ПТ – объединение двух предпринимателей и более на основе договора и

предусматривает полную ответственность принадлежащим имуществом по

обязательствам товарищества. Товарищество не Вере – в сочетании с полными

товарищами в формировании складочного капитала принимают участие

«коммандисты», т.е. вкладчики не принимающие участия в предпринимательской

деятельности.

2. хозяйственные общества – ООО, ОДО, АО.

3. Производственные кооперативы

4. государственные и унитарные предприятия;

Некоммерческие организации:

1. потребительские кооперативы;

2. общественные и религиозные организации;

фонды.

*Вопрос 64. Система национальных счетов. Основные макроэкономические

показатели и методы их расчета.

Система национальных счетов постоянно совершенствуется: в 1993 г. ООН

утвердила новую стандартную СНС, которая сменит прежнюю, введенную в 1968

г. Новая СНС несколько видоизменяет наименования секторов экономики,

стандартных счетов и основных макроэкономических показателей.

В целях приведения российской статистической отчетности и методов

экономического анализа в соответствие с мировой практикой с 1988 г. начато

внедрение в российскую практику СНС, что потребовало проведения огромной

работы по пересчету основных макроэкономических показателей развития нашей

страны и существенно изменило картину структуры национального хозяйства,

динамики и темпов его развития.

Основные макроэкономические показатели.

Наиболее широко применяются в экономическом анализе два важнейших

показателя: валовой продукт и национальный доход.

1. Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт

(ВВП). Второй ее макроэкономический показатель — валовой национальный

продукт (ВНП). Подсчитываются эти показатели как в текущих (действующих)

ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового года). Разница между

ВНП и ВВП состоит в следующем:

- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это

совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы

услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных

на территории данной страны. Различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный – рассчитан в текущих ценах. Реальный ВВП это номинальный ВВП

разделен на индекс цен. Для сопоставления применяют показатель ВВП на душу

населения.

- ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в

обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения

национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между

прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной

страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными

иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране,— с

другой.

В нашей стране переход к новым показателям ВВП и ВНП начал

осуществляться с 1988 г. Этот переход ведется путем пересчета валового

общественного продукта (ВОП) и национального дохода (НД), представляющих

собой соответственно суммы валовой продукции и чистой продукции отраслей

материального производства.

Показатель ВОП являлся основным в советской экономической статистике и

представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и

услуг в сфере материального производства с включением в нее затрат на

сырье, материалы, топливо и др., т.е. был свободен от повторного счета.

Показатель национального дохода рассчитывался в СССР тоже только на базе

материального производства.

2. Показатель национальный продукт. Главное требование при расчете

показателей исключение повторного счета ВВП и ВНП — это чтобы все товары и

услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при

расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались

промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много

раз. Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются

потребителями для конечного использования, а не для перепродажи.

Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую

переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному

потребителю. Поэтому вводится показатель – чистый национальный продукт ЧНП.

ЧНП = ВВП (ВНП) – Амортизационные отчисления

Тогда, Национальный доход (НД) = ЧНП – косвенные налоги.

Методы расчета ВВП (ВНП):

А) расчет по доходам – сумма доходов отдельных лиц и предприятий:

зарплата, процент на капитал, предпринимательский доход (прибыль), доход

владельцев земли (рента) амортизация и косвенные налоги.

Б) расчет по расходам – сумма расходов; потребление, государственные

закупки, инвестиции и чистый экспорт.

*Вопрос 65. Экономический рост, его типы и факторы. Стратегия

экономического развития современной России.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом

самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие

процессы происходят в динамике развития, какие при этом происходят

структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в

жизни страны и ее перспективах.

Сущность и показатели экономического развития. Экономическое

развитие общества — это эволюция его производительных сил и

производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного

воспроизводства.

Показатели динамики экономического развития многочисленны, не всегда

поддаются количественной оценке и могут быть сведены примерно в такие

группы:

- показатели экономического роста (ВВП/ВНП, отдельных отраслей,

товаров и услуг);

- показатели развития и качества жизни.

Исходя из этих показателей, можем ли мы сказать, что в первой половине 90-х

гг. в России идет процесс экономического развития? Ответом будет «да». Во-

первых, даже не анализируя отдельные показатели, можно твердо говорить об

огромной эволюции производственных отношений в стране за этот период. Во-

вторых, несмотря на ухудшение большинства показателей динамики

экономического развития, некоторые из них улучшились. Из показателей

макроэкономической эффективности — это материалоемкость, из показателей

экономического роста — это производство некоторых потребительских товаров

длительного пользования, из показателей уровня и качества жизни — это,

прежде всего резкое уменьшение дефицита потребительских товаров. В-третьих,

надо учитывать, что идущая с 1992 г. экономическая реформа, приведя на

первых порах к резкому ухудшению многих показателей экономического

развития, одновременно закладывает предпосылки для их улучшения в ближайшем

будущем.

Измерение экономического роста. В связи с трудностями измерения

процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего реализируют

экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и

услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не

всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или

экономической деградации. Приведем несколько примеров.

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации,

когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за

падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом

других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали,

сельхозпродукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск

сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и в выпуске

компьютеров количественный рост недостаточно отражает другие аспекты их

производства: продажи персональных компьютеров США за 1981—1988 гг. выросли

с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за

это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры

дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете

комплексного показателя экономического роста ВВП - вышеуказанные моменты

привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития

США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост остается

наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост

может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном

(стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет

исключить воздействие инфляции), но не универсален: при расчете темпов

экономического роста трудно вывести общий показатель для производства

разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно

до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран

измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных

для этих экономик товаров, используя при этом их удельные веса в общем

объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики

экономического роста являются:

— рост объема ВВП/ВНП или НД;

— темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

— темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на

душу населения.

*Вопрос 66. Инфляция: причины, следствия, пути преодоления. Характеристика

инфляционных процессов в России.

Инфляция – общее повышение уровня товарных цен. Выделяют две причины

инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения.

А) Инфляция спроса – увеличение спроса при неизменном или снижающемся

количестве предложения. Большое количество денег охотиться за малым

количеством товаров. Государство вызывает дефицит госбюджета и покрытием

является дополнительная эмиссия денег.

Б) Инфляция издержек – сокращается предложение при неизменном

спросе. Предложение снижается под воздействием роста издержек производства

по причинам: роста зарплаты и роста стоимости ресурсов. Налицо спираль

–рост зарплаты ведет к повышению цен, это ведет в свою очередь к росту

зарплаты.

Темпы Инфляции, динамика ее процессов различная:

- Умеренная, ползучая до 10% в год;

- галопирующая до 200 % в год;

- гиперинфляция – свыше 200 %.

Следствия инфляции. Уменьшение реальных доходов. Страдают в первую

очередь люди имеющие фиксированные доходы (бюджетники), и те кто отдает

деньги (банки). В результате происходит перераспределение доходов.

Снижаются стимулы к трудовой деятельности. Ограничивается инвестиционная

деятельность.

Как преодолеть инфляцию?

1. Принять меры к снижению денежной массы;

2. принять меры к стимулированию производства, постараться совместить

объемы производства и потребления.

Характеристика инфляционных процессов в России.

Россия пережила одновременно все типы и темпы инфляций.

*Вопрос 67. Финансовая система и государственный бюджет. Проблема

бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.

Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и

перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или

система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные

фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государственные

финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или

муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные

представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по

мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в

предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс,

отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-

экономических интересов в стране. Каждый такой компромисс сопровождается

политической борьбой, предвыборной и в стенах парламента, фракционной

внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через

государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального правительства

и местных властей. В зависимости от административно-территориального

устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство

и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство;

правительства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов;

местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными;

областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального

федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную

налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за

федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные

средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в

государственный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении

центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных

фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером

может быть Пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет

специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в

экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль. Кроме

того, создается видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть

формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления –

6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на

функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие

затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного

дефицита, который покрывается государственными займами — внутренними и

внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,

займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице

или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма

финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями) .

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита

государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода

от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт

покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в

государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что

сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые

налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они

получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые

частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из

текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в

срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах,

правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они

делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается

опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного

обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также

на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и

долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги.

По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.