рефераты бесплатно

МЕНЮ


Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия

годов.

Внешняя политика Российского государства

в 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно

изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г.,

вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических

странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы,

стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического

характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию

антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней

политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического

террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали

зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к

власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной

напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских

Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских

притязаний японских милитаристов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-

х гг разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были

одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились

противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным,

который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна).

Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении

единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому,

что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная

напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо

использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого

сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к

следующему:

- отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые

рассматривались как главные враги рабочего класса;

- бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать

новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

- очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией

Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился

термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в

перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде

ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в

кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны

и подъём революционного движения. Степень революционности любой

коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько

безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире

государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом

международной солидарности трудящихся.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило

новые задачи своей внешней политики:

1) отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих

военный характер;

2) признание возможности сотрудничества с демократическими западными

странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии

(политика «умиротворения»);

3) борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на

Дальнем Востоке.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о

постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии

внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское

руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна

находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия

советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование

отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие

капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР,

который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма

националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий

Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми

европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В

1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией,

Эстонией, Польшей, Францией.

Отношения с Германией.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности

советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в

международные конфликты. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в

январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг.,

стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении

военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия

отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а

затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим

в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII

конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.

В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании

оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в

свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и

Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию

разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское

оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой

франкистов.

Новая внешнеполитическая доктрина.

В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую

доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и

в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было

невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями.

Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран

сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в

реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в

1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в

результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были

установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г.

Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её

Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве

великой державы. В 1935 г. был подписан договор с Францией о взаимопомощи в

случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией

(как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять

месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.

Политика «умиротворения».

Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила

предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла

закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были

нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь

Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным

протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события

серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается

Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии

не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных

отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии. Такая ситуация,

безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении

Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной

договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией

договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о

безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было

очень неспокойно.

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении

Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная

напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в

демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г.

Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского

Союза (Антикомин-терновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония

приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были

территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия

осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала

и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной

целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство

предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и

танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило

требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в

основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии,

надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее

агрессию на восток. Кульминацией этой полигаки стало Мюнхенское соглашение

(сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно

юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу,

Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.

Отношения на Дальнем Востоке.

На Дальнем Востоке Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в

1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии.

Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в

районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими

войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они

собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол

в Монголии в мае 1939 г., здесь бои длились несколько месяцев, и советским

войскам под командованием Г. К. Жукова удалось успешно отразить все атаки

японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

Советско-германские договоренности.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе

наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить

трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии

которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до

прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского

министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о

желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря

на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать

советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить

намерения Германии (в начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка

создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и

Советским Союзом.). Кроме того, Польша категорически отказывалась дать

гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения

предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания

установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по

широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на

международной арене). Позиция же руководителей Франции и Великобритании на

Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР.

Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане

и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их

представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию,

возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба

Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей,

не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний

срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения

политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии

И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с

поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и

заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с

советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым.

Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по

просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа был заключен советско-

германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и

рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему был приложен

секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе.

Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия,

Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР

отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны

влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия,

Финляндия и Бесарабия, в немецкой – Литва. О судьбе Польши в протоколе

ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские

территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны

отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной

из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать

новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г.

была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство

Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но

немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в

основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская

война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более

1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали

оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко,

поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив

о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский

Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Однако, эта поддержка

носила весьма специфический характер:

1) во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото

военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего,

а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью

Франко;

2) во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди

которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

События в Испании.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением

инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу

"компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских

сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые

образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что

новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К

началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства

населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над

потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Начало Второй мировой войны.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши—

Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не

оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А.

Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к

реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября,

после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства,

Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28

сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе»,

закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял

на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право

размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях

присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы,

на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия

и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого

разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации.

Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить

безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в

районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными

потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую

подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено

глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные

государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом

его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий

сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был

подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь

Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила

Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с

населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных

местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли

отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло

на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно

ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях

государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были

направлены на оправдание действий правительства и формирование нового

отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в

определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол,

договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского

правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда

государств Восточной Европы.

Итоги

В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского

Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели

непоследовательный, амплитудный характер.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность

политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась

от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща

идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях,

сформулированных В. И. Лениным: во-первых, принцип пролетарского

интернационализма, во-вторых, принцип мирного сосуществования с

капиталистической системой.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала

непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского

государства в течение всех 20-30-х гг. XX века.

Политика 20-х годов показала успешность деятельности советского

правительства в прорыве политической блокады с Западом. Удачная политика

Советского государства придала уверенности новому правительству, дав толчок

для более активной внешней политики с государствами Восточной Азии и

Японией. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами

разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Внешняя политика

государства в этот период отличается активностью, но бессистемностью.

Позже, в начале 30-х годов, правительство слало структурировать свою

деятельность, придавая ей более строгий осмысленный вид.

К 40-м годам 20-го столетия Советский Союз подошёл с отсталой по

отношению с западными странами экономикой, плохой подготовленностью Красной

Армии, почти не способной вести военные действия в таких условиях. Однако,

весь мир понимал, что начинается Вторая мировая война, которой СССР не было

ни малейшего шанса не избежать.

Список литературы:

1. Кисилёв А.Ф., «Новейшая история Отечества. ХХ век», М., Владос, 2002

- 336 с.

2. Мунчаев Ш.М., «История России»

М., Норма, 2004 – 768 с.

3. Орлов А.С., «История России», 2-е изд.

М., Проспект, 2004 – 520 с.

4. Островский В.П., «История России. ХХ век»

М., Дрофа, 2001 – 425 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.