рефераты бесплатно

МЕНЮ


Виды политических режимов

стремиться к его ограничению. Более того, возможно ли это совершенство?

Естественно нет, ибо такова природа человека.

Авторитарный режим (авторитаризм).

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть

осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это

одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает

индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая

элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае

авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия

армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный

аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства

насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления

больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В

таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить

налоги без личного участия в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические

институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая

монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается

деятельность других политических партий и общественных организаций.

Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения

властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти.

Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей

авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный

принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме

«Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются,

превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую

роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между

институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью

армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или

коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не

допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть

– принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в

те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.

Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются)

экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах

допускается также независимость личности. Короче говоря, государство

дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты

гражданского общества.

В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных

режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах

Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать

монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных

государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные,

клерикальные и расистские режимы.

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на

основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность

возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к

демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,

в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они

могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.

Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной

Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать

напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные

системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и

после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических

и социальных противоречий.

Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные,

насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и

правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к

власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности

режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная

легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая

идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная,

националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование

политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии

развития человечества, когда технически стали возможными не только

всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее

сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.

Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное

значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с

нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и

общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые

предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на

советскую и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой

войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития»

(Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в

древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного

едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики

рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан

Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием

доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все

стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение

административного аппарата экономическими функциями, установления круговой

поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности

чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением

и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими

рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима

предложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы»)

нарисована социально-экономическая характеристика второго, более

совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в

«Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими

чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в

отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома

и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а

не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия

в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая

для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с

мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным

вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;

предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни

или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства

современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить,

понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел,

К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как

средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда

немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и

некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное

политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи

фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто

пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского

режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о

тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не

только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его

критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской

Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения

политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы

некоторых государств «третьего мира».

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что

тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической

базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть

следствием военных поражений или революций, появляться в результате

внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная

диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все

тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

- всеобщая государственная идеология;

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть

исключительно одаренным и наделенным особым даром;

- монополия государства на средства массовой информации;

- монополия государства на все средства вооружения;

- особо организованная система насилия, террора как специфического

средства контроля в обществе;

- жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного

государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой

древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в

доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего

характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам

в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать

политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в

тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с

авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто

практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им

также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием

однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть

различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при

авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к

государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть

претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором

исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,

профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное

отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:

гражданское общество – государство, народ – политическая власть.

Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих

социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности

организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-

политических организаций непосредственно в систему государственной власти и

превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства)

тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной

идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру

(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным

признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею

специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и

иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних

классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования

тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним

связано во первых, распространение в таких странах мессианской

моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить,

собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка

населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических

задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане

призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии,

тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной

идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения

гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с

массами, их поддержку с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.

Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей),

выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или

иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая

партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет

решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При

этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами.

Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем,

после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к

власти, такая партия становится государственной партией, партийные и

государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть

становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный

террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности

масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с

помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии

страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,

либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,

содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись

никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись

режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых

народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны

такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты,

капиталисты и т.п.

Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина

показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию,

полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов

духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти

стопроцентная поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта

тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,

возможность распоряжаться производительными силами общества создает

необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой

тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,

централизованная экономика служит в качестве средства политического

управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те

области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности

труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников

к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в

Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и

их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя

действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только

поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом

ракетно-ядерной катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в

среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена

существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности

на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции,

направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в

сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали

задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными

методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к

национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы

партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,

равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились

впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми

демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества

на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –

на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в

либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки,

посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных

общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все

усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на

территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть

имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных

экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные

режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место,

переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания,

Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

Заключение.

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических

режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми

распространенными в мире являются парламентский и президентский режим.

Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и

тоталитарный.

Политический режим как способ функционирования той или другой

политической системы определяется как социальными факторами

соответствующего государства, так и нравственными, моральными и

мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические

режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются

двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и

т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают

непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в

отдельности.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает

более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие

типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления

различных видов диктатуры и деспотических правлений.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что

антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир

эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает

надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993

- № 8.

2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит.

иссл. 1993- №5.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс»,

1996.

5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.,

1989.

6. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М.,

«Дрофа», 1996

П Л А Н

1. Введение.

2. Типология политических режимов.

А) демократический политический режим;

Б) авторитарный политический режим;

В) тоталитарный политический режим.

3. Заключение.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.