рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие государства

Понятие государства

Содержание

1. Введение

2. Понятие государства

3. Признаки государства

4. Формы правления в государстве

5. Функции государства

6. Заключение

7. Литература

1. Введение.

Государство , политика , право и законодательство , являются ,

как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук /

юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /.

Политические и правовые учения появились лишь в ходе

довольно долгого существования ранне классовое общество и государства.

Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою

историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории

государства и права невозможно анализировать современные политические

процессы и явления.

Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но

наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. /

написал произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона

софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и

государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» ,

а потому справедливость не является каким-то природным или божественным

установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми ,

противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.

Платон находил подобные учения неверными , что они , по его

мнению

призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости

, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный

порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают

возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он

относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это

власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В

результате тимократия

переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме

общественного устройства существует как бы два государства : одно для

богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба

заканчивается установлением демократии – власти большинства .

Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ».

Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в

рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а

самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму

государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается.

Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг ,

Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления

« аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом

» , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства

в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного

государства Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что

каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.

Он вводит строгую иерархию сословий : философы - правители , стражи –

воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также

строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет

ничего своего : ни семьи , ни

собственности - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в

основе возникновения государства.

Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа

реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического

материала. Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и

поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » ,

развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису.

Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью

человеческих существ – общением.

Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,

к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное

государственное ».

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и

неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем

благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды

одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю ,

представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит

законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию

или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или

республику. Каждой правильной форме противопоставляется

неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ;

олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где

властвуют бедные , имея в виду только себя.

В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные

тенденции : человек – часть государства , личные интересы строго подчинены

общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан

Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как

противоположность рабству. Граждане занимаются военными ,

судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное

производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность ,

но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство

становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля

– государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в

политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя ,

основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах

« О государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем

правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не

по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы ,

включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по

Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также

является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и

общности интересов. Причиной образования государств является охрана

собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием

которой является не навредить другим и не покушаться на чужую

собственность.

Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть

оптимистов /аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой

государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством

которой является прочность государства и правовое равенство его граждан.

Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта

правового общения. Он также впервые выделяет «право народов» , существенным

принципом которого является необходимость соблюдения обязательств ,

налагаемих международными договорами.

В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин

Авелий / 354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ

Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и

человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих

«градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев

, которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют

праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и

созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через деятельность

церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в

средневековье идея господство церкви над государством,

духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах

папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям

следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если

же власть просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий

вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться

распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома

Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии :

абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней

, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии

науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.

В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он

рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение

властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной ,

организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При

рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение

республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и

реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для

поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое

влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и

элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он

выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную

республику или смешанную форму государства , в которой сочетается

демократический , аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе

развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как

Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо

и др. Одним из основоположников теории общественного договора является

английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан

или материя , форма и власть государства » он описывает хаос естественного

догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной

культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи

разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились

передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и

её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём

договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной

власти над собой. Государство и есть

лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым

для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти.

Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское

состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления ,

освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут

существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия ,

которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а

пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены.

Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы

с интересами классов,

осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по

современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже

либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что

выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,

если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами

Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770

– 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала

учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы

человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту ,

- это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и

без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона

выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу ,

выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс

индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе.

Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба ,

который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной

силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает

учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в

виде трех ступеней развития:

абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право

относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается

проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о

нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и

государства.

2.Понятие государства.

Понятие государственная общественная организация содержит общие –

основные признаки государства . Некоторые из признаков государства

состовляют относительно неизменные основы государственной организации

человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития

общества теряют или изменяют новые структуры и функции.

Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о

классе предметов, явлений. /2/

Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:

а/ социологический; б/ марксистский.

Социологическая концепция определения понятия государства

выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/

господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой

власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве

как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.

Марксистская концепция рассматривает государство как историческое

явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в

первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая

выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях ,

традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.

Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение

общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего

различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для

удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе.

Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация

политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны ,

поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его

политическая организация является формой организации всего общества в

целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего

общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией ,

политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом

политической власти одного класса над другим.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо

проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых

управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы

политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и

т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки

государственного управления , при помощи которых государственная власть

охватывает своим влиянием всё население страны.

Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить

является ли данное общественное образование государством или нет. В своих

работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,,

Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство

и цивилизация.

3.Признаки государства

Государство – это сложное социальное образование , которое можно

познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.

Территория – это пространственная основа государства , его

физическая , материальная опора. Без территории государство не существует ,

хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в

войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе

экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации

границы /. Линия государственной границы на местности обозначается

пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному

пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства

проживает население , где в полной мере действует власть политическая.

Территориальная принадлежность человека выражается в таких

терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства

“ ,

,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным

государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину «

гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение «

гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.