рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политические права свобода граждан

Политические права свобода граждан

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

НА ТЕМУ

"ОСНОВНЫЕ ПОЛТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН"

Студента 2-го курса заочного отделения

"ПРАВОВЕДЕНЕ"

АБРАШИНА АНТОНА НКОЛАЕВЧА

ДАТА: "____"____________ 1995г.

ОЦЕНКА:

Москва

1995

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие

"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации

осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления

этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы

реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на

основании действующего законодательства и основного закона - Конституции

РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные

политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются

с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской

Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет

равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает

на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных

Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции

РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России,

который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его

основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все

граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от

основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с

обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое

Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Cвязь

политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят

вторичный характер, производны от воли государства и не являются

естественными правами каждого гражданина демократического государства. В

силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных,

предоставленных государством. Так же как и личные права человека

государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2

Конституции Российской Федерации. (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин

Конституционное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г. -

Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)

"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность

государства" (Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией Б.Н.

Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература")

Основные права гражданина - это прежде всего, его конституционные права

и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где

предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту -

Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или

умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе

с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и

свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства -

неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от

рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его

рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих

прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее

существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто

вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его основных

прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь

(ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает

за такое преступление эту крайнюю меру.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем

суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая

основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую

реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это

взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в

повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в

случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты,

закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей

мере эту защиту.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать

права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию

многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений.

Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных

интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество

не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может

привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев

населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы

обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их

прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц.

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими

означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы,

а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и

ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только

по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право

на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено

всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая

гласит, что:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной

принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности

для их реальзации.

Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека,

согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление

в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных

прав, предоставленных ему Конституцией или законом." Данная сатья

корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации:

"Каждому гарнтируется судебная защита его прав и свобод.", она же и

развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи (ее первой

части).

Этой цели прежде всего служит принцип формально-юридического равенства,

т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в

результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство

предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не

запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные

способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему

Конституцией.

Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или

косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с

установленными процедурами.

Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской

Федерации, который призван разрешать дела о соотстветсвии Конституции

законодательных и иных нормативных юридических актов.

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное

включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти

права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и

обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние

политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев

конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической

культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются

не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и

прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы

широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде

советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на

определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл

избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы

и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-

государственной машины. В таких условиях политические права и свободы

способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего

недоверия к институту демократии.

Теперь хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и свобод

личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке

расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту

классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам

и свободам. Критерием данной классификации выступает сфера проявления

свобод личности:

1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и

индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство.

2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы,

связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например,

право собственности, свобода труда, право предпринимательсткой

деятельности.

3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати,

свобода средств массовой информации, свобода преподавания.

4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не

индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные

петиции и обращения.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим

голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая

классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1. Личные права;

2. Политические права;

3. Социально-экономические права;

4. Права по защите других прав;

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина

Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской

Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с

момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это

прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в

полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная

дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими

действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие

от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является

неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия,

гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях

политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за

результаты свох действий.

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к

государственной службу и участие в отправлении првавосудия.

Прежде всего следует уделить внмание тому, что наиболее затрагивающим

все иные политические права и свободы, является право учавствовать в

управлениии делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ

ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей

деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о

гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый

гражданин без какой бы то ни было дискримнации и без необоснованных

ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно,

так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных переодических выборах,

производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном

голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к

государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то

непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия в

деятельности органов государства) или через избираемых ими же

представителей в органах государствеенной власти или местного

самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой

осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия

различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и

осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и

другие выборные органы. Конституция объхявила референдум и выборы не

вообще высшм выражением власти народа, а высшим непосредственным ее

выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти

(через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно

прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей

Консттуци говорилось отом, что народ осуществляет государственную власть

"через Советы народных депутатов, состовляющие основу Российской Федерации"

(ст.2 Конституци 1978г.). В действующей Конституции применена другая

формула: "через органы государственной власти". Таким образом,

представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми

остальными государственными органами; они утратили статус «политической

основы государства». Все это отражено закреплением в действующей

Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ

конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и

полновластия Советов (см. комментарий к статье 10).

3. В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного

осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую со-

циальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые

на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо

утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается

Президентом Российской Фе-дерации в порядке, установленном федеральным

конституционным законом (см. комментарий к статье 84).

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной

демократии. Ими охватыва-ется сложный процесс, именуемый избирательной

кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается

определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов

формирования государственных органов, замещения должностей.

Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо

принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или

«против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких

баллотирующихся кандидатур,

Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и

депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см.

комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в

управлении делами государства.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,

когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным

лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и

свободами. Соедует отметить, что право гражданина быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции

РФ) наступает либо с 18 лет (пассвное избирательное право), либо позднее и

с наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской

Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом

РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты

Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,

согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.