Политические права свобода граждан
Политические права свобода граждан
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
НА ТЕМУ
"ОСНОВНЫЕ ПОЛТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
Студента 2-го курса заочного отделения
"ПРАВОВЕДЕНЕ"
АБРАШИНА АНТОНА НКОЛАЕВЧА
ДАТА: "____"____________ 1995г.
ОЦЕНКА:
Москва
1995
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие
"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации
осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления
этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы
реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на
основании действующего законодательства и основного закона - Конституции
РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные
политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются
с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает
на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных
Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции
РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России,
который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его
основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все
граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от
основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с
обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое
Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Cвязь
политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят
вторичный характер, производны от воли государства и не являются
естественными правами каждого гражданина демократического государства. В
силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных,
предоставленных государством. Так же как и личные права человека
государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2
Конституции Российской Федерации. (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин
Конституционное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г. -
Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)
"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность
государства" (Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией Б.Н.
Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература")
Основные права гражданина - это прежде всего, его конституционные права
и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где
предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту -
Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или
умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе
с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и
свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства -
неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от
рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его
рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих
прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее
существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто
вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его основных
прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь
(ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает
за такое преступление эту крайнюю меру.
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем
суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая
основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую
реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это
взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в
повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в
случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты,
закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей
мере эту защиту.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию
многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений.
Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных
интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество
не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может
привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев
населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.
Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы
обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их
прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц.
Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими
означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы,
а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и
ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только
по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право
на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено
всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая
гласит, что:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же
других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной
принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности
для их реальзации.
Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека,
согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление
в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных
прав, предоставленных ему Конституцией или законом." Данная сатья
корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации:
"Каждому гарнтируется судебная защита его прав и свобод.", она же и
развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи (ее первой
части).
Этой цели прежде всего служит принцип формально-юридического равенства,
т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в
результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство
предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не
запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные
способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему
Конституцией.
Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или
косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в соответствии с
установленными процедурами.
Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской
Федерации, который призван разрешать дела о соотстветсвии Конституции
законодательных и иных нормативных юридических актов.
В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное
включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти
права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и
обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние
политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев
конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической
культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются
не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и
прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы
широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде
советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на
определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл
избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы
и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-
государственной машины. В таких условиях политические права и свободы
способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего
недоверия к институту демократии.
Теперь хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и свобод
личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке
расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту
классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам
и свободам. Критерием данной классификации выступает сфера проявления
свобод личности:
1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и
индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство.
2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы,
связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например,
право собственности, свобода труда, право предпринимательсткой
деятельности.
3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати,
свобода средств массовой информации, свобода преподавания.
4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не
индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные
петиции и обращения.
В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим
голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая
классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:
1. Личные права;
2. Политические права;
3. Социально-экономические права;
4. Права по защите других прав;
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина
Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской
Федерации.
Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с
момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это
прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная
дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими
действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие
от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является
неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия,
гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях
политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за
результаты свох действий.
Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к
государственной службу и участие в отправлении првавосудия.
Прежде всего следует уделить внмание тому, что наиболее затрагивающим
все иные политические права и свободы, является право учавствовать в
управлениии делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ
ч.1, ст.3 ч.2.
Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей
деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о
гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый
гражданин без какой бы то ни было дискримнации и без необоснованных
ограничений имеет право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно,
так и через посредство свободно выбранных представителей;
2) голосовать и быть избранным на подлинных переодических выборах,
производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к
государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то
непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия в
деятельности органов государства) или через избираемых ими же
представителей в органах государствеенной власти или местного
самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой
осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия
различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и
осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и
другие выборные органы. Конституция объхявила референдум и выборы не
вообще высшм выражением власти народа, а высшим непосредственным ее
выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти
(через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно
прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей
Консттуци говорилось отом, что народ осуществляет государственную власть
"через Советы народных депутатов, состовляющие основу Российской Федерации"
(ст.2 Конституци 1978г.). В действующей Конституции применена другая
формула: "через органы государственной власти". Таким образом,
представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми
остальными государственными органами; они утратили статус «политической
основы государства». Все это отражено закреплением в действующей
Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ
конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и
полновластия Советов (см. комментарий к статье 10).
3. В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного
осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую со-
циальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые
на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо
утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается
Президентом Российской Фе-дерации в порядке, установленном федеральным
конституционным законом (см. комментарий к статье 84).
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной
демократии. Ими охватыва-ется сложный процесс, именуемый избирательной
кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается
определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов
формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо
принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или
«против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких
баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и
депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см.
комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в
управлении делами государства.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,
когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным
лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и
свободами. Соедует отметить, что право гражданина быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции
РФ) наступает либо с 18 лет (пассвное избирательное право), либо позднее и
с наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской
Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом
РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты
Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,
согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий
Страницы: 1, 2
|