рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы конституционного строя РФ

Основы конституционного строя РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

3. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 9

4. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 11

5. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 13

6. ФЕДЕРАЛИЗМ 14

7. ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

8. РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 18

9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 20

10. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 21

11. ИДЕОЛОГИЯ 23

12. КОНСТИТУЦИЯ – КАК “ОСНОВА” ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25

13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

14. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный строй – это такая организация государственной и

общественной жизни, при которой государство является политической

организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой

характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а

их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы

конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых

институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения

преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически

сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и

согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и

сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как

социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской

Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно

приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией

устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает

незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что

она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя

при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед

нынешним, но и будущими поколениями.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного

регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной

России: определяет сущность Российского государства, правовое положение

личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими

народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений

государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что

они составляют первичную нормативную базу для остальных положений

Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно -

правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы

Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие,

конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности,

устанавливается компетенция органов государственной власти Российской

Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и

индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных

субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ

конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где

она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах

Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может

противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия

каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и

утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам

конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных

органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых

актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции,

гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами

Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы

конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции

непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности

государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а

также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных

интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и

должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как

государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и

способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные

пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются

также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется

принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

(ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную

власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно

которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной

основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития

каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической

системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской

Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе

многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность

беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию,

завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои

ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно

- правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в

положения главы “Основы конституционного строя”.

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы

производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные

положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и

государственной форм собственности, о праве каждого заниматься

предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни

экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

ИТАК:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления (Статья 1).

Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются

форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно,

режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи,

определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации

государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства

выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного

устройства и политический режим.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной

демократической республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане

России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании

законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а

также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89

субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального

значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные

(законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им

Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших

направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные

нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов

решают непосредственно федеральные органы государственной власти:

Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей многонациональное государство,

федеративная форма государственного устройства является наиболее

плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие

интересы всего многонационального народа России с интересами каждой

республики и других субъектов Федерации.

4. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам

предоставляется возможность участвовать в делах государства и

формировании его органов, а также предоставляются иные политические

права.

Принципиально важным является провозглашение государства Российской

Федерации в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором

обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип

разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы

каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства

означает не только признание за Конституцией и иными законодательными

актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные,

первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное

подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является

последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг

от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над

другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы

человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а

также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере

экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,

достоинство личности, личную неприкосновенность и др.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в

настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в

ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность

государства (Статья 2).

Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного

строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность"

отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких

терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в

понятие основ конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых

посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Примечательно, что в соотношении "государство - человек" принципиально

поменялись акценты. Если в условиях советского общества личность

обязывалась согласовывать свои интересы прежде всего с интересами

государства, то в действующей Конституции устанавливается иной принцип.

Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся

конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях

государство не может посягать на права и свободы личности, приносить их в

жертву своим или иным эгоистичным интересам. Права и свободы могут быть

ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56

Конституции).

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не

ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя

отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей

ценности Российская Федерация признала требования демократического

международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права,

как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о

гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет

Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и

основных свобод" от 4 ноября 1950 г

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно

преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека

признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных

и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего

мира.

В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный

перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2

Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства

в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы

предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для

их реализации.

Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой

личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ (Статья 3).

Данное положение является исходным для закрепления демократической

природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником

власти и носителем суверенитета является отличительным свойством

демократических государств с республиканской формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в

Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов

государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения,

составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не

могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно

и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и

федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не

основанное на воле многонационального народа Российской Федерации,

противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской

Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и

осуществление власти через органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является

высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление

государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской

Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно

действующих органов государственной власти и органов местного

самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь

под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами

осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как

высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается

наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов

свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно

осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм

народовластия.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных

выборов - исходный принцип организации системы органов государственной

власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах,

собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в

Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти

Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного

самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент

Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий,

посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия,

связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут

юридическую ответственность.

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство

на всей территории Российской Федерации (Статья 4).

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей

территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и

стабильность всей правовой системы России.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.