Основы конституционного строя РФ
Основы конституционного строя РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
3. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 9
4. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 11
5. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 13
6. ФЕДЕРАЛИЗМ 14
7. ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
8. РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 18
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 20
10. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 21
11. ИДЕОЛОГИЯ 23
12. КОНСТИТУЦИЯ – КАК “ОСНОВА” ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
14. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный строй – это такая организация государственной и
общественной жизни, при которой государство является политической
организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой
характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а
их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы
конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых
институтов власти и федеративному устройству России.
Для развития Российского государства исключительно важны положения
преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически
сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и
согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и
сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как
социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской
Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно
приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.
Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией
устойчивости нашего основополагающего Закона.
В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает
незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что
она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя
при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед
нынешним, но и будущими поколениями.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного
регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной
России: определяет сущность Российского государства, правовое положение
личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими
народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений
государства и религиозных объединений.
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что
они составляют первичную нормативную базу для остальных положений
Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно -
правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы
Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие,
конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности,
устанавливается компетенция органов государственной власти Российской
Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и
индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных
субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ
конституционного строя.
В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где
она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах
Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может
противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия
каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и
утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам
конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных
органов, граждан и их объединений.
В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых
актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции,
гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами
Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы
конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции
непосредственно закреплен ст. 15.
Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:
1. регламентирующих деятельность государства и его органов;
2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;
3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности
государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а
также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных
интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и
должностных лиц.
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как
государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и
способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные
пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются
также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется
принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
(ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную
власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно
которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной
основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития
каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.
Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической
системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской
Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе
многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность
беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию,
завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои
ряды.
В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно
- правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в
положения главы “Основы конституционного строя”.
Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы
производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные
положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и
государственной форм собственности, о праве каждого заниматься
предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни
экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.
ИТАК:
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления (Статья 1).
Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются
форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно,
режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.
Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи,
определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации
государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства
выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного
устройства и политический режим.
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной
демократической республики означает следующее.
1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане
России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании
законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а
также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.
2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89
субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального
значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные
(законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им
Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших
направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные
нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов
решают непосредственно федеральные органы государственной власти:
Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.
В условиях России, представляющей многонациональное государство,
федеративная форма государственного устройства является наиболее
плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие
интересы всего многонационального народа России с интересами каждой
республики и других субъектов Федерации.
4. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам
предоставляется возможность участвовать в делах государства и
формировании его органов, а также предоставляются иные политические
права.
Принципиально важным является провозглашение государства Российской
Федерации в качестве правового.
Правовым государством признается демократическое государство, в котором
обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип
разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы
каждого человека.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства
означает не только признание за Конституцией и иными законодательными
актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные,
первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное
подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.
Другим непременным признаком правового государства является
последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг
от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над
другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.
В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы
человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а
также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере
экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,
достоинство личности, личную неприкосновенность и др.
Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в
настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в
ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.
ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства (Статья 2).
Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного
строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность"
отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких
терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в
понятие основ конституционного строя.
При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых
посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.
Примечательно, что в соотношении "государство - человек" принципиально
поменялись акценты. Если в условиях советского общества личность
обязывалась согласовывать свои интересы прежде всего с интересами
государства, то в действующей Конституции устанавливается иной принцип.
Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся
конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях
государство не может посягать на права и свободы личности, приносить их в
жертву своим или иным эгоистичным интересам. Права и свободы могут быть
ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56
Конституции).
Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не
ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя
отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей
ценности Российская Федерация признала требования демократического
международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права,
как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет
Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и
основных свобод" от 4 ноября 1950 г
Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно
преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека
признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных
и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего
мира.
В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный
перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2
Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства
в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы
предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для
их реализации.
Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой
личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.
СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ (Статья 3).
Данное положение является исходным для закрепления демократической
природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником
власти и носителем суверенитета является отличительным свойством
демократических государств с республиканской формой правления.
Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в
Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов
государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения,
составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не
могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно
и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и
федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не
основанное на воле многонационального народа Российской Федерации,
противоречит Конституции.
В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской
Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и
осуществление власти через органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является
высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление
государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской
Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно
действующих органов государственной власти и органов местного
самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь
под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами
осуществления народовластия в Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как
высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается
наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов
свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно
осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм
народовластия.
Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных
выборов - исходный принцип организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах,
собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в
Российской Федерации.
Путем выборов формируются представительные органы государственной власти
Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного
самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент
Российской Федерации (ст. 81 Конституции).
В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий,
посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия,
связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут
юридическую ответственность.
ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство
на всей территории Российской Федерации (Статья 4).
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и
стабильность всей правовой системы России.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их
Страницы: 1, 2
|