рефераты бесплатно

МЕНЮ


Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Содержание

Введение

Образование Афинского государства

Реформы Солона

Реформы Клисфена

Заключение

Литература

Введение

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах

Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации

Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и

правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой

культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного

мира.

Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах

Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало экономические

усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому, как

древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был

морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми

отношениями.

Античные государства почти с самого начала своего образования стали

стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их

народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизаций

- поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей

Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный

фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства

развились в значительные империи - в период своего исторического заката

поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская

империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные

и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления

в масштабе континентов.

Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное

государство составило особый тип государственности, более высокий, чем

древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах

народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным

политическим строем.

Создание гос-ва в Афинах

Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего

дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию,

установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в

прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи,

Айгикореи и Гоплеты, - каждое со своими культом и некоторыми особенностями

в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен (их и называли

"блестящими", "земледельцами", "козопасами" и "вооруженными"

соответственно). Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение

племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала

три, потом четыре, пять и т.д. племен. Поселения-центры четырех племен

постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем

Афинами по утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса

обеспечивалось в основном единой военной организацией племен.

В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые,

в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в

произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные

объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии

складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными

подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся

Аттика соответственно делилась на 4 филы. Управление племенами

осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была

наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен).

Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявлять

военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов: они были

вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже

приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие родоплеменные

привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин

социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н.э. новому

социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус,

восходящий к прежним особенностям племен: первый класс назывался

эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем),

второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).

Во второй половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны

аристократии начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под

кабалу разного вида к знати. Появляется категория земледельцев-пелатов и

шестидольников (отдающих 5/6 урожая), затем зависимые крестьяне

превращаются в рабов, если не выплачивают долг; наконец, к исходу VII в. до

н.э. растет число продаваемых за Аттику рабов. Знать превращается в

социально господствующий слой, и это вызывает ускоренную эволюцию

надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру,

подчиненную интересам этой знати.

Примерно с середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла

свое прежнее значение власть басилевса: его сделали выборным и полномочия

его свели к религиозной сфере. В 752 году до н.э. вместо царя был избран

эвпатридами особый правитель - притан сроком на 10 лет, затем появилась

должность архонта; с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать на год,

и их стало девять (с 682 года до н.э.). Функции постоянного властного

органа стал обретать прежний совет родовой знати - ареопаг (заседавший на

холме святилища бога войны Ареса).

К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело

вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных

должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.

Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так потому, что его

имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в

год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался "стражем

семьи", контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей,

выступал как "защитник слабых"; в связи с этим ему принадлежали

значительные судебные полномочия. На второе место был отодвинут басилевс-

архонт: он выполнял религиозные жреческие обязанности на празднествах, был

также председателем особого суда из глав 4 фил (пританий) по делам об

убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом был полемарх -

военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным

советом); для этого он наделялся полицейской властью и правом карать

незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные

архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции. Наиболее

существенным признаком ранней государственной организации было, как видно,

сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.

Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие

их должности архонты, иногда - другие представители знати. Совет

осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного

строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел

право присуждать к изгнанию.

Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок

населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во главе с

одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана (по

одному от филы), они и были высшим военным руководством ополчения полиса.

Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для

флота (с экипажем), выделить двух всадников и солдат пехоты; для этого

внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.

Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих

полисах, социально-политические противоречия знати и земледельческого

населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад

привели к учреждению тирании. С правлением тиранов, особенно наиболее

известного Драконта (около 621 года до н.э.), связывается появление в

полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию

общественного уклада.

Реформы Солона, их значение

Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и

поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594

году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить

общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался от тирании,

но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали

государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей

интересам большинства народа.

В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так

называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») – отмену всех долговых

обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам,

проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг

под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское

общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись

бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был

настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия

Солону и впредь.

Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших

государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный

характер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам,

зевгитам и фетам) был придан новый смысл: в них зачислялись граждане

соответственно своим доходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год).

Помимо того, что категория граждан отныне могла меняться и зависела от

исчисления ценза, для других, невысших, слоев были предусмотрены свои

возможности решать политические вопросы.

Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и

могли быть судьями; полномочия собрания были невелики, и все дела

предварительно решались в других советах. Рядом с ареопагом был поставлен

новый совет – булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или

Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие

вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор «за

всем» и охрана законов.

Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности

законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил,

касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые

создали совершенно новый правовой порядок. Отныне все граждане могли

обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать

преступника (это устраняло патриархальные права эвпатридов). Граждане Афин

обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под

угрозой отнятия прав.

Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение

семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по

важности предметом законов Солона.

Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно

сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать

стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с

государственными институтами.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в

"Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам

Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он

пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых

обязательств".

Реформы Клисфена, из значение

Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между

этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании

Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до

н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных

масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать

господство родовой знати.

В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в

основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил

и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин

должен был приписан к такому дему; собственно с занесения в список и

начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправлением: на собрании

избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были

объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и своих выборных

лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполнительная

комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо этого, вся

Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и

демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов

полиса. Тритии не имели существенного значения и влияли только на

организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и

демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения

был положен конец.

Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до

500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания в

него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом: он

делился на 10 секций, каждая из который занималась срочными решениями в

положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ впервые

принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности

законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое

отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов,

решения вопроса обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы

выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени

относится появлении коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым

вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского

гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение земли: в 506

году до н.э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-

560 гг. до н.э.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю

в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили

право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена

опасной для блага полиса: в 506 году до н.э. введена практика остракизма,

особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение

большинства. С 501 года до н.э. утвердился новый порядок обязательной

военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Заключение

история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих

дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет

особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и

зарождения правовых норм.

Политическая история Аттики являет собой классический образец

возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство,

частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения

новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами

государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа",

защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах,

заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим

государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против

народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем

проследить лучше чем в Древних Афинах".

После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594

году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей

задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и

экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной

реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени". Она

освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство

за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,

продажу несостоятельных должников в рабство.

Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон

разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.

Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли,

проводит денежную реформу.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного

деления Аттики на три территориальных округа:

1) город Афины и его пригороды;

2) внутренняя центральная полоса;

3) береговая полоса.

Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой

демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно

демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".

Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие

развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику.

Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди,

находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для

вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А.

– М, 1999. – 624 с.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе.

Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.

Батыра. – М, 1999. – 456 с.

4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М,

1996.- 399с.

5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М,

1989

6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С.

Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.

7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993

8. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С.

Нерсесянца. М, 1985.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.