Налоговая система РФ
Налоговая система РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В.Ломоносова
РЕФЕРАТ
По предмету: Государственное управление
На тему: Налоговая система РФ
.
МОСКВА,2000г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации………..4
- классификация налогов……………………………………………………...5
- принципы налогообложения………………………………………………...9
3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах……………………………...10
4. Недостатки налоговой системы России….………………………………………..12
5. Заключение………………………………….……………………………………..…16
6. Список использованной литературы…………………………………………….....17
ВВЕДЕНИЕ
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь
располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все
заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и
юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу"
рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту
одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с
завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой
реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь
небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего
"косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система
страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и
бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом
способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же
действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом
экономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтому
неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на
первое место среди наиболее важных проблем современной экономики России,
требующих скорейшего решения.
Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой
сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом,
характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой
"отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог
и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой
множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по
акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход,
имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство
в народном хозяйстве,
- финансирует социальные программы - пенсионного и социального
обеспечения, образования, здравоохранения и др.,
- обеспечивает свою оборону и безопасность,
- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную
помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для
государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов
государства. В настоящее время налоговой системе России присущ
преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного
в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством
поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из
которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является
принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных
налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности,
ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения
жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система
налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в
которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а
получатели меньших доходов - по более низким.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего
валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и
перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода
реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство
формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем
современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков
и оценка пре8дложений по ее оптимизации;
В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,
принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской
Федерации.
Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации
По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и
другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и
на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке,
образует налоговую систему.
Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Классификация налогов
Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать
по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и
механизм их действия.
Налоги классифицируются следующим образом:
- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,
взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В
то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним
относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.
- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные
налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода
налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или
имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.
Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на
предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее
их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками
применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены
товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель,
поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.
Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее
использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом
случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая
сила, и доход.
- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на
налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в
бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации,
местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов
исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные,
зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго
целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд
обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.
- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.
Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три
вида в зависимости от их территориального уровня:
1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным
законодательством),
2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и
региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),
3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и
муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).
При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.
Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый,
т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать
налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие
законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и
местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их
территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по
этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым
кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.
Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую
нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным
законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные
налоговые условия для населения и организаций за счет установления
пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д.
вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и
обязательны к уплате на всей территории России
К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:
косвенные налоги:
- налог на добавленную стоимость (НДС),
- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального
сырья,
- таможенная пошлина и таможенные сборы,
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте.
прямые налоги:
- налог на прибыль(доход) организаций,
- налог на доходы от капитала,
- подоходный налог с физических лиц,
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,
- налоги на пользование недрами,
- государственная пошлина,
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами,
- лесной налог
- водный налог
- экологический налог
- федеральные лицензионные сборы.
Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в
определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13%
налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в
территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в
федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и
ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков,
30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым
кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к
уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц
республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)
в настоящее время относятся 7 налогов:
косвенные налоги:
- налог с продаж.
прямые налоги:
- налог на имущество предприятий;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в
соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных
образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих
муниципальных образований.
К местным налогам относятся:
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
-налог на рекламу
-налог на наследование и дарения
-местные лицензионные сборы
-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью
-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники
-сбор за выигрыш на бегах
-сбор за право проведения кино и телесъёмок
-сбор за право использования местной символики
-курортный сбор
-сбор за право торговли
-налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне
-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной
сферы.
Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам
приведены в табл.1.1.
Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее
соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения
налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли
предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.
Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с
тем, что в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в
международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы
на рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает
уровень инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в
том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия
доходов, вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань
убыточности и банкротства.
В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор
остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на
зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на
предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,
удерживаемого на предприятиях и организациях составила 99% его общих
поступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной
платой, фактически ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж
об занижении во многих организациях в официальной отчетности реального
уровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в
"конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее
состоятельных граждан.
Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по
основным видам налогов, 2000 г., %
- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц
- налог на прибыль 30 %
- подоходный налог12, 20, 30
- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%
- налог на имущество граждан 0,1%
- налог на добавленную стоимость 20%
- земельный налог 0,1-2%
- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%
- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%
- налог на имущество предприятий 2%
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы 1,5%
Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также
предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается
огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций,
а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложения
имущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, больших
возможностей по уклонению от уплаты этого налога.
Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферы
налогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладание
государственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а также
все еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда.
Несмот8ря на единые нормативы разделения федеральных налогов,
фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные
бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может
быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых
индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной
значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки),
различия в системе налоговых льгот и др.
Кроме структурных недостатков самой налоговой системы Российской
Федерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов в
Страницы: 1, 2
|