рефераты бесплатно

МЕНЮ


Налоговая система РФ

Налоговая система РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В.Ломоносова

РЕФЕРАТ

По предмету: Государственное управление

На тему: Налоговая система РФ

.

МОСКВА,2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации………..4

- классификация налогов……………………………………………………...5

- принципы налогообложения………………………………………………...9

3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах……………………………...10

4. Недостатки налоговой системы России….………………………………………..12

5. Заключение………………………………….……………………………………..…16

6. Список использованной литературы…………………………………………….....17

ВВЕДЕНИЕ

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь

располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все

заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и

юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных

платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу"

рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту

одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с

завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой

реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь

небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего

"косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система

страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и

бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом

способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же

действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом

экономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтому

неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на

первое место среди наиболее важных проблем современной экономики России,

требующих скорейшего решения.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой

сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом,

характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой

"отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог

и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой

множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по

акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход,

имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство

в народном хозяйстве,

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального

обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

- обеспечивает свою оборону и безопасность,

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы

государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную

помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для

государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов

государства. В настоящее время налоговой системе России присущ

преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного

в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством

поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из

которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является

принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных

налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности,

ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения

жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система

налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в

которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а

получатели меньших доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего

валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода

реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство

формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем

современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков

и оценка пре8дложений по ее оптимизации;

В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,

принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской

Федерации.

Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и

другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и

на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов,

сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке,

образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,

взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из

условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными

органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами

и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление

определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать

по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и

механизм их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,

взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В

то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним

относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные

налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода

налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или

имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на

предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее

их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками

применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены

товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель,

поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее

использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом

случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая

сила, и доход.

- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на

налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в

бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации,

местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов

исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные,

зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго

целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд

обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.

- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.

Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три

вида в зависимости от их территориального уровня:

1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным

законодательством),

2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и

региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),

3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и

муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.

Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый,

т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать

налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие

законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и

местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их

территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по

этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым

кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую

нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным

законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные

налоговые условия для населения и организаций за счет установления

пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д.

вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и

обязательны к уплате на всей территории России

К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

косвенные налоги:

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального

сырья,

- таможенная пошлина и таможенные сборы,

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте.

прямые налоги:

- налог на прибыль(доход) организаций,

- налог на доходы от капитала,

- подоходный налог с физических лиц,

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,

- налоги на пользование недрами,

- государственная пошлина,

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами,

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в

определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13%

налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в

территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в

федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и

ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков,

30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым

кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к

уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц

республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)

в настоящее время относятся 7 налогов:

косвенные налоги:

- налог с продаж.

прямые налоги:

- налог на имущество предприятий;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в

соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных

образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих

муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

-налог на рекламу

-налог на наследование и дарения

-местные лицензионные сборы

-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью

-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники

-сбор за выигрыш на бегах

-сбор за право проведения кино и телесъёмок

-сбор за право использования местной символики

-курортный сбор

-сбор за право торговли

-налог на строительство объектов производственного назначения в

курортной зоне

-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной

сферы.

Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам

приведены в табл.1.1.

Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее

соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения

налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли

предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.

Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с

тем, что в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в

международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы

на рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает

уровень инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в

том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия

доходов, вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань

убыточности и банкротства.

В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор

остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на

зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на

предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,

удерживаемого на предприятиях и организациях составила 99% его общих

поступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной

платой, фактически ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж

об занижении во многих организациях в официальной отчетности реального

уровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в

"конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее

состоятельных граждан.

Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по

основным видам налогов, 2000 г., %

- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц

- налог на прибыль 30 %

- подоходный налог12, 20, 30

- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%

- налог на имущество граждан 0,1%

- налог на добавленную стоимость 20%

- земельный налог 0,1-2%

- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%

- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%

- налог на имущество предприятий 2%

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы 1,5%

Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также

предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается

огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций,

а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложения

имущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, больших

возможностей по уклонению от уплаты этого налога.

Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферы

налогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладание

государственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а также

все еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда.

Несмот8ря на единые нормативы разделения федеральных налогов,

фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные

бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может

быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых

индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной

значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки),

различия в системе налоговых льгот и др.

Кроме структурных недостатков самой налоговой системы Российской

Федерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов в

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.