рефераты бесплатно

МЕНЮ


Местное самоуправление в Российской Федерации

Местное самоуправление в Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА: Государственное и муниципальное управление

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

«МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЫПОЛНИЛ:

студент Рубцов Виктор Николаевич

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Кандидат исторических наук,

доцент Подсумкова А.А.,

Доцент Силкин В.В.

Заведующий кафедрой,

Доктор исторических наук, профессор

Наумов С.Ю.

Саратов 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Исторические предпосылки развития местного

самоуправления в России. 7

1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства

до современности. 7

1.2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в

Российской Федерации 14

1.3. Зарубежные модели организации местного самоуправления 21

ГЛАВА 2. Понятие современной модели организации местного самоуправления и

ее организационно-правовые формы. 27

2.1. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления

в Российской Федерации. 27

2.2. Организационные формы непосредственной демократии. 37

2.3 Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-

правовые формы осуществления местного самоуправления. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

Список нормативных актов и использованной литературы. 57

ВВЕДЕНИЕ

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных

проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы

реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят

в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда

демократические формы организации жизни общества сталкиваются с

консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и

общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет

сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала:

общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной

власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет

органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают

следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления существующей политической напряженности

в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой

центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы

политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных

управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат

гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать

стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность в развитой региональной политике. Этого требует

и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость

решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных

связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при

широких полномочиях муниципальных органов власти;

- острота проблемы укрепления российской государственности,

важной частью которой является формирование новой

законообеспеченной структуры органов местного самоуправления.

Демократическая система власти способна сохранить централизованное

государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при

наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных

структур управления;

- отсутствие концепции местного самоуправления для современных

российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию

структур местной власти.

Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих

органов с населением и центральными органами власти исследовали еще русские

правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский,

М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую

форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании

делами, в вверенными местным административным органам. Другие утверждали,

что самоуправление -результат столкновения разных интересов, которые не

могут быть удовлетворены деятельностью правительства. В трудах современных

ученых С.А.Авакъяна , В.М.Баглая , О.Е.Кутафина , В.И. Фадеева и др.

рассматриваются вопросы осуществления отдельных полномочий

органов местного самоуправления, предметов ведения.

Структура органов местного самоуправления является предметом

исследования В.В.Володина, В.Л.Ясюнуса, Ю.А.Тихомирова, А.Широкова,

С.Юрковой и др.

Автор, в течении нескольких лет занимался разработкой и внедрением

структуры органов местного самоуправления, а так же организацией их

наиболее эффективного функционирования, целенаправленно разрабатывал

систему местного самоуправления на региональном уровне, что обусловило

выбор темы, а также цель и основные задачи исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель дипломной работы состоит в исследовании возможности

становления и реализации современной модели организации местного

самоуправления, ее организационно-правовых форм и правового обеспечения.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие

задачи:

• обоснование исторических предпосылок формирования модели

местного самоуправления в России;

• выявление организационно-правовых форм местного

самоуправления в России и в зарубежных государствах;

• раскрытие и обоснование путей формирования современной

модели местного самоуправления.

Предметом исследования являются юридически закрепленные

взаимоотношения структурных элементов системы местного

самоуправления рассматриваемой как современная модель его

организации.

Объектом исследования выступают различные

организационно-правовые формы современной модели местного

самоуправления в России.

В проведенном исследовании автором рассмотрены:

- основные модели местного самоуправления в России и показано, что

они берут свое начало от общинного устройства древнерусского государства,

постоянно видоизменяясь и приобретая новые характерные черты;

- выделены характерные черты современной модели местного

самоуправления Российской Федерации;

- действующая модель органов местного самоуправления на примере

Балаковского муниципального образования Саратовской области;

- рассмотрены организационно-правовые формы местного самоуправления

в России и дан их сравнительный анализ.

Степень научной новизны исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие модели местного самоуправления и дано

ее определение как системы взаимосвязей между субъектами местного

самоуправления, между органами местного самоуправления и

органами государственной власти, складывающихся исходя из

местных традиций и особенностей, наличия демократических

институтов, а также отношений в сфере собственности,

самостоятельности и территориальной обособленности;

- автор использует собственный практический опыт формирования

структур местного самоуправления;

- выявлены историко-правовые предпосылки становления современной

модели местного самоуправления для Российской Федерации.

Структура работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

К работе приложены акты органов местного самоуправления Балаковского

муниципального образования Саратовской области.

ГЛАВА 1. Исторические предпосылки развития местного

самоуправления в России.

1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского

государства до современности.

Становление и развитие местного самоуправления в России

обусловливает необходимость теоретического осмысления данных процессов в

правовом аспекте, используя анализ исторического прошлого, зарубежного

опыта и современных тенденций[1]. Создается российская система местного

самоуправления, о которой можно говорить, как о модели организации местного

самоуправления. Автор данного исследования считает, что понятие реальной

перспективы развития модели организации местного самоуправления в России

возможно только через обращение к историческому и зарубежному опыту

организации местного самоуправления.

В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ

местного самоуправления.

Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на

территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было

характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление

проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма

осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем

непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом

управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им

органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все

необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность,

осуществление на уровне старших городов и местных Вече.

С приходом татаро-монгол вечевая власть была существенно подорвана

на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия -

крестьянская община и казачье самоуправление.

Присущее славянским племенам общинное управление являло собой

истинную модель местного самоуправления - имело экономическую основу и

народовластие.

Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к

возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление

от государства.

XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления.

Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские

учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра I несли

в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако,

при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II

провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном

самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему

местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских

учреждений.

Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы

местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система

земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был

имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не

являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для

населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав

земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность,

издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от

бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о

намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным

голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип.

Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция

принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного

самоуправления - советской.

После Февральской революции 1917 года, Временное правительство

расширило полномочия земских органов власти. Временное правительство

стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в это

время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные

органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными

полномочиями[2].

Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой

земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились

Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам

подтвердил II съезд Советов. Ликвидация земских органов самоуправления

проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918

года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские

органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской

власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных

Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов,

заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки

городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию

соответствующих губерний и уездов.

В обращении "К населению" Ленин писал: "Товарищи трудящиеся!

Помните, что вы сами теперь управляете государством. Никто теперь вам не

поможет, если вы сами не объединитесь и не возьмете все дела государства в

свои руки. Ваши Советы - отныне органы государственной власти, полномочные,

решающие органы"[3].

В основу организации власти на местах был заложен принцип единства

системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и

их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и

управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного

аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная

советская система управления.

В первые годы советской власти еще сохранялось административно-

территориальное деление страны на губернии, уезды, волости.

Высшим органом местной власти являлись съезды Советов (областной,

губернский, уездный, волостной), а также городские и сельские Советы. Они

являлись свободными неформальными собраниями без ясно выраженных функций.

Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших

органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации

деятельности Советов в пределах данной территории; проведении мероприятий

по хозяйственному, культурному развитию территорий.

Прямыми были выборы в сельские и городские Советы. Эти Советы

избирались непосредственно населением. Сельский Совет состоял из

председателя и секретаря, и избирался жителями села, и редко, но мог

назначаться волостным исполкомом. Городские же Советы формировались на

производственной основе, то есть путем выборов на заводах, фабриках, либо

через профсоюзы из одного депутата от одной тысячи человек населения, что

составляло не менее пятидесяти и не более тысячи членов. Если брать крупные

города, то в них создавались районные Советы. Выборы в областные органы

являли собой многоступенчатую систему. Данная система была построена

следующим образом. Представители сельских Советов выбирались на волостной

съезд Советов, а их представители - на уездные съезды Советов. Уездные

съезды и городские Советы посылали своих представителей на губернские

съезды Советов. Губернские и областные съезды выбирали делегатов на

Всероссийский съезд Советов. Тем самым можно констатировать тот факт, что

съезды Советов формировались на основе многоступенчатых выборов.

Текущую работу выполняли исполнительные комитеты (исполкомы),

являвшиеся исполнительно-распорядительными органами. Исполкомы являлись

высшими органами власти, которые удерживали в своих руках управление всеми

сторонами жизни общества. Исполкомы, в свою очередь, подразделялись

на отделы и управления. Исходя из необходимости, могли создаваться

подотделы, комитеты, комиссии.

На начавшийся процесс формирования демократических форм управления

наложили свой отпечаток годы гражданской войны. В данных условиях

сформировалась жесткая централизованная административно-полицейская система

управления, которая позволила большевикам выжить в военных условиях. После

гражданской войны постепенно стало восстанавливаться право трудящихся на

участие в управлении. Допущение в период НЕПа частной собственности и

вызванный этим процесс усложнения форм хозяйственной деятельности требовал

изменения местных органов власти[4].

В 1925 году принимается Положение "о городском Совете", по которому

городской Совет является высшим органом власти на территории города в

пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в

этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной

жизни одновременно с допущением частного капитала решило задачу наиболее

быстрого восстановления страны после гражданской войны.

К началу 30-х годов становится ясно, что местная власть не

соответствует центральной системе власти, а также восстановленной

государственной собственности, и поэтому, в 1933 году принимается новое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.