рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество и правовое государство

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

РЕФЕРАТ

по теории государства и права

Гражданское общество и правовое государство.

Выполнил:

г. Орел

1997

Содержание

Введение 3

Глава I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе 5

Глава II Признаки гражданского общества в современном понимании 9

Глава III Структура гражданского общества 12

Глава IV Правовое государство и его признаки 15

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение.

Проблема построения гражданского общества и правого государства

является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей

страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от

власти государства. Практически, права и свободы человека были ущемлены и

выродились в обязанности.

Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в

России. Оно свидетельствует о возрастающей открытости общества, о

расширении прав и свобод людей. Создается новое демократическое общество.

Этот путь непрост.

Выбор темы реферата не случаен. В настоящее время в России формируется

гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль

государства, признающая приоритет прав человека. О гражданском обществе,

так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет

назад. Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е.

правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не

просто сообщество людей, а гражданское общество. Тема гражданского

общества и правового государства долгое время существовала лишь на

страницах зарубежных изданий, так как в советский период считалось хорошим

тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного

устройства стран Запада и преподносить их в средствах массовой информации.

Поэтому, автор реферата, попытался в данной работе проследить развитие

мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до

настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых

современности на данную проблему. Для многих людей в нашей стране понятие

демократическое правовое государство в применении его к России несет в

себе негативный смысл. Это связано с тем, что с первых дней Перестройки и

перехода к рыночной экономике люди, должны были ориентироваться на развитие

собственной инициативы, активизацию трудовой активности, умение вписываться

в новые условия жизни. Однако не все граждане смогли найти свое место в

экономических структурах. В обществе появились значительные слои неимущего

населения, живущего ниже черты бедности.

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко

обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В

нынешних условиях отсутствует представление о контурах гражданского

общества и правового государства, которое мы хотим построить. Поэтому

раскрытие понятий и признаков гражданского общества и правового

государства, которое мы хотим построить, автору реферата в настоящее время

представляется весьма актуальным.

I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе.

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие

представители человечества пытались создать модель идеального общественного

устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами

совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,

например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом

политического управления. При этом государство (публичная власть)

доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной

деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего

существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское

общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон

есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,

одинаково для всех...»[1]. Отождествление гражданского общества с

государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем

развития экономических и социально-политических отношений (примитивные

формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,

огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной

структуры).

Отделение государства от общества и превращение его и общества в

относительно самостоятельные феномены произошло только в результате

буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений

как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,

освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных

самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно

играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье -

сословность.

В результате развития общественных отношений трансформировались и

взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н.

Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже

мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь

прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных

на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,

что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и,

следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»[2].

Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из

монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать

и оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие

идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать

за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты

являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть

необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения

человеческого достоинства.

Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,

перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития

на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества

величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является

достижение всеобщего правового гражданского общества[3].

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных

примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским

обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими

индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его

мнению:

а) из системы государственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл

Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он

включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование,

законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую

роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском

обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без

соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[4].

Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал

более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство,

объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом,

разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою

цель свой собственный интерес. "Но без соотношения с другими он не может

достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей

особенного", - продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях

отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со

всеми, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия

в некую всеобщность - гражданское общество[5].

Гражданское общество, по Гегелю, - отнюдь не высшая форма

"всеобщности" (коллективности). Оно результат разложения кровнородственных

связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию.

Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность

происхождения, вместе с тем объединяет множество "посторонних" людей,

имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения

основы коллективных связей. Теперь ее образуют "общие потребности и

взаимодействие в их удовлетворении" [6], которые не зависят от рода и

племени, входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых

индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них

преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода

случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в

государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено,

находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы

человеческой организации [7].

Само по себе гражданское общество выступает в гегелевской картине мира

в крайне неприглядном свете. Входящая в него отдельная личность,

"особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих

потребностей, случайного произвола и субъективного каприза, разрушает в

своих наслаждениях самое себя... с другой стороны, удовлетворение

необходимых и случайных потребностей, как подвергающееся бесконечному

возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности

и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно.

Гражданское общество представляет нам... картину столь же необычной

роскоши, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного

вырождения" [8]. Выявленные здесь пороки гражданского общества должны были

объяснить, по мысли Гегеля, необходимость его перехода в государственное

состояние.

Процесс становления гражданского общества охватывает десятки столетий,

начиная с возникновения элементов гражданского общества в античном мире

(Афины, Рим), охватывает такой «очаг» средневековья, как вольный город

Новгород, и идет до развитых общественных систем Европы и Америки в наше

время. Становление гражданского общества зависит от степени развитости

экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической

свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за

государственно-властными структурами.

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества

- свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее

всех других.

II. Признаки гражданского общества.

Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского

общества.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими,

политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами,

независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов,

обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими

качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.)[9].

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими

собственностью;

широкие связи между членами общества;

наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей

отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные

работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством,

способностью решать проблемы общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

согласование позиций вместо конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное

сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентированный на

созидание, духовность.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят

следующие[10]:

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В

экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является

собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы

человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм

собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении

результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к

определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является

абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно

автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и

интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается

в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть

членом политической партии или объединения, выступающих с критикой

существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать

в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные

механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или

иных структур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем

обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к

различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и

постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими

странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными

государственными и общественными организациями, содействие деятельности

международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и

нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам

и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном

масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая

система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным

набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их

полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных

общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения

предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить

и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов,

раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта,

характеризующая структуру и функционирование общественной системы,

проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм

собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и

государственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой

сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить

себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение

дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным

религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая

система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между

собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные

интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

общества без вмешательства государства как политической властной силы.

Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития,

независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно

ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных

характеристик динамики общества является гражданская инициатива как

осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими

нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она

служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского

общества.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и

приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.