рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство Украина как субъект гражданского права

Государство Украина как субъект гражданского права

План.

Введение....................................................................

...............3

1. Понятие и общая характеристика термина

"субъект гражданского

права"................................................5

2. Государство Украина - как субъект гражданского

права:

............................................................................

.....8

а) особенности гражданской правосубъектности государства;

б) участие государства Украина в гражданских правоотношениях;

в) ответственность государства по обязательствам.

3. Право государственной собственности: ..............................18

а) понятие права государственной собственности;

б) основания возникновения и прекращения права государственной

собственности;

Заключение..................................................................

............32

Список использованной литературы.........................................34

Введение.

В связи с изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни

нашего общества, происходят изменения и в области права. Так как именно

право, как юридическая модель правомерного поведения каждого члена

общества, является зеркалом социальных и экономических метаморфоз в нем.

При этом гражданское право, как самостоятельная отрасль права Украины,

регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные отношения,

несомненно, является основой регулятивной деятельности государства.

Поскольку именно гражданское право регулирует наиболее обыденные,

повседневные, а потому необходимые, отношения между гражданами

При этом гражданское право (в частности Гражданский Кодекс) -это нечто

устойчивое, редко изменяемое, тогда как каждый день приносит с собой что-то

новое. Одни общественные отношения видоизменяются, другие исчезают,

появляются третьи.

Поскольку в соответствии с Конституциeй Украины и Законом Украины "О

собственности" за государством закреплено определенное имущество, оно не

может не принимать участия в гражданском обороте, и в этом случае оно,

действуя как субъект гражданского права, представляет весь народ Украины.

Однако, еще не так давно, при существовании СССР, государство, как субъект

правоотношений внутри страны, играло первостепенную роль. Например, такие

правоотношения как торговля, правоотношения по поводу права собственности,

производственные отношения находились под монополистическим контролем

государственных служб.

Настоящий же момент другие условия и роль государства с каждым днем все

более сужается.

Потому-то вопрос о государстве, как субъекте гражданского права, приобрел

новые оттенки и интересен и с точки зрения теории и тем более практики

юриспруденции.

Субъекты гражданского права.

Тема данной курсовой работы предусматривает рассмотрение государства в

аспекте его участия в гражданских правоотношениях, то есть как субъекта

данных правоотношений.

Однако для того чтобы в полной мере уяснить себе сущность темы следует

сначала определить значение термина "субъект гражданского права".

В самом общем виде субъект любого правоотношения и гражданские не

являются исключением, представляется как участник, лицо, которое собственно

и есть творцом (в некотором смысле даже

пользователем) данных отношений, по инициативе, которого оно

возникло, видоизменилось либо прекратилось. Поэтому без субъекта

нет и самого отношения.

Однако в гражданском праве установлены некоторые ограничения на участие в

правоотношениях, регулируемых этой отраслью права. Каждое лицо—участник

правоотношения должно обладать определенным набором юридических и

физических качеств, характеризующих его именно как участника, субъекта

права. К таким качествам относятся наличие у лица гражданской

правоспособности и гражданской дееспособности.

Меж тем государство нельзя отнести ни к категории физических, ни к

категории юридических лиц. Поскольку оно является сложной организацией,

выполняющей различные функции, являющейся носителем политической власти и

суверенитета.

Поэтому в гражданском праве Украины государство традиционно не считается

юридическим лицом, а относится к особому виду

субъектов гражданского права.

Особенности гражданский правосубъектности Украины.

В перечне субъектов гражданских правоотношении наряду с гражданами и

юридическими лицами закон называет также государство Украина, которое

выделяется как особый субъект гражданского права

Украина и ее части, будучи коллективными образованиями, обладают всеми

признаками необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

Организационное единство, характеризующее коллективное образование как

единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие

органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений,

определяется в Конституции Украины и в других нормативных актах.

Обособление имущества проявляется в наличии права государственной

собственности Украинского государства. В законодательстве предусмотрена,

также, возможность Украинского государства выступать от собственного имени

при приобретении и осуществлении имущественных и личных

неимущественных прав, выступления в суде.

В частности, как отмечалось выше, оно имеет свое обособленное имущество.

Имеется в виду та часть государственного имущества, которая находится на

праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за

отдельными государственными юридическими лицами. Прежде всего, это

имущество, входящее в состав государственной казны—Государственного

бюджета. Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском

обороте через свои органы. Причем эти органы или вообще не имеют прав

юридического лица, или, являясь вообще юридическими лицами, в данных

правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия этих

органов считаются действиями самого государства. Например, таким образом

государство действует через Кабинет Министров Украины.

Характеризуя правосубъектность Украины, закон устанавливает, что в этих

случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в

отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не

вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Упоминание в законе о возможности применения норм, определяющих участие

юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям не

означает, что можно говорить о полной схожести гражданской

правосубъектности Украины с правосубъектностью юридических лиц. Эту группу

субъектов гражданского права считать юридическими лицами нельзя.

Государство Украина и ее образования составляют самостоятельную

категорию участников гражданских правоотношений. Они отличаются от других

субъектов гражданского права тем, что обладают властными полномочиями.

Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех

(в том числе и для самого государства) правила, определяющие

правосубъектность участников гражданского оборота, взаимоотношения

по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также

обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и

других гражданских прав. однако стоит повториться, что только само

государство обладает правом принимать и вводить в

действие правила по которым осуществляется гражданский оборот. В

соответствии со ст. 5 Конституции Украины носителем суверенитета и

единственным источником власти в Украине является ее народ, который

осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления.5 Последние не

входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться

законом определенными властными полномочиями

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц,

неприменимы к правосубъектности государства Украины. Это также касается

норм о порядке возникновения и прекращения юридических лиц,

учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических

лиц. Иначе, чем для юридических лиц, решены вопросы ответственности

по обязательствам.

Включение Украины в число участников гражданских правоотношений означает

обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства,

среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников

отношений регулируемых гражданским законодательством. Принцип этот,

зафиксированный в ГК Украины, обязателен для всех субъектов гражданских

прав. Между тем, учитывая особые, отмеченные выше качества государства,

законодатель повторно, специально для этой группы субъектов, подчеркивает,

что они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,

на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и

юридическими лицами.

Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства

участников гражданских правоотношений делает невозможным использование

государством властных полномочий при осуществлении ими своей гражданской

правосубъектности. Во все периоды существования гражданских правоотношений

- при их возникновении, изменении и прекращении, Эти субъекты не могут

реализовать свои властные полномочия в отношении других участников

гражданских правоотношений. Они выступают в гражданском обороте так же, как

юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Государство становится участником внешнеэкономических гражданских отношений

лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном

законом, т.е. заключения их органами государственной власти,

органами местного самоуправления. действующими в рамках их компетенции,

либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и

гражданами на основании специального поручения Украинского государства.

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические

сделки торговые представительства Украины за границей, также другие органы

исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Так,

получение иностранных кредитов Украиной осуществляется Правительством и

Президентом Украины на основе международных договоров, гражданско-правовых

договоров и гарантий от имени Украины.

Таким образом, мы видим, что участие государства как самостоятельного

субъекта гражданских правоотношений в обороте носит обособленный

характер, т.к. ни один другой участник гражданского оборота не имеет таких

прав и обязанностей, какие присущи Украине.

Однако, не смотря на это, Украина, участвуя в гражданских правоотношениях,

также как и иные их участники приобретает определенные обязательства и

обязана по ним отвечать. Об этом и пойдет речь далее.

Ответственность Украины по обязательствам.

Закон устанавливает, что Украина подобно любому иному субъекту гражданского

права несет самостоятельную имущественную

ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они:

не отвечают по обязательствам созданных им юридических лиц. Исключение

составляет случай, когда Украина приняла на себя гарантию ( поручительство

) по обязательствам образованного им субъекта гражданского оборота,

юридического лица. либо указанные

субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по

обязательствам Украины.

Кроме того, на Украинское государство как на учредителя

государственных предприятий и собственника их имущества может быть

возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их

несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих

юридических лиц указаний учредителя, собственника их имущества. Точно так

же на государство, как на собственника имущества создаваемых им учреждений

и предприятий, возлагается субсидиарная ответственность по

обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении

последних денежных средств. Украина несет субсидиарную ответственность

также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его

имущества.

Украинское государство в определенных случаях выступает как субъект

внедоговорной ответственности. Например, убытки, причиненные гражданину

или юридическому лицу незаконными действиями государственных органов,

органов местного

самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат

возмещению за счет государственных средств.

Украинское государство отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей

на праве собственности имуществом, кроме имущества:

а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве

хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

б) которое может находиться только в государственной собственности,

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные

ресурсы, находящиеся в государственной собственности. Оно допускается лишь

в случаях, предусмотренных

законом.

Действующее законодательство признает принцип судебного иммунитета

иностранных государств, т.е. считает невозможным предъявление иска к

иностранному государству, обеспечение иска. обращение взыскания на его

имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов

этого государства.11

Из этого же принципа исходит Положение о торговых представительствах СССР

за границей. Государство несет ответственность по сделкам,

заключенным торговым представительством от имени государства. При этом

только в тех странах и по тем спорам, в отношении которых государство в

международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до

компетентных органов стран пребывания торгового представительства, выразило

согласие на подчинение торгового представительства (т.е. государства, ибо

торговое представительство действует от имени государства) суду страны

пребывания по указанным спорам.

Понятие права государственной собственности.

В нашей стране государственная собственность в последнее время оставалась

ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес.

Концентрация имущества в государственной собственности и, как

следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других

собственников, исключение частной собственности как таковой не дало

положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников

гражданских правоотношений, включая и государство. Условиями

обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось

лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации

государе таенного имущества;

от нераспространения исковой давности на требования о возврате

государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых

других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту

их собственности.

Однако государство продолжает оставаться особым субъектом права. Обладая

присущими только ему властными правомочиями и выполняя возложенные на него

функции, оно само может устанавливать правила гражданского оборота,

содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и

содержание права государственной собственности, Возможность частных лиц по

своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются

правом государства вмешиваться в их имущественную сферу в публичных

интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения

эти неизбежны и предусмотрены в любом правовом обществе. В этих случаях

важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием

которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите.

Нельзя обеспечивать государственные интересы за счет и в ущерб интересам

частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и

распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие

имущества для государственных нужд должно предусматривать компенсационные

выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким

изъятием. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к

минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в

законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях на

выгодных для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление

адекватного жилья, возмещение морального вреда. Это послужило бы гарантией

от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и

их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием

имущества, должны быть детально регламентированы.

Данная позиция связана с намерением рассматривать государственную

собственность и частную собственность не как противостоящие друг другу

формы собственности, а как составляющие экономических отношений

собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что

развитие частной собственности в разумных пределах, под государственным

контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может и

должно быть выгодно всему обществу.

Как экономическая категория государственная собственность является основной

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.